Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI76

КАЗАХСКОЕ ИСКУССТВО МУЗЫКИ И КЮЯ

          Песня - это один из видов великого искусства нашего народа, который с давних  времен формируется и передается из поколения в поколение как благородное наследие.Можно петь песню, исполненную на таком музыкальном инструменте, как Домбра.

     Домбра, самый священный Казахский национальный инструмент, который воспевали и скорбели наши предки. Она является родственником русской балалайки. Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора. Где мода без домбры, где песня без домбры, как в стихах, каждому казахскому ребенку известна история национального инструмента. В XIX веке наиболее распространенным музыкальным инструментом в быту казахского народа была двухструнная домбра. Если в прежние времена древние инструменты использовались только для сопровождения песен, сказок-легенд, то теперь домбра стала одним из самых сложных инструментов для исполнения отдельных произведений. Она состоит из нескольких частей: головы, ушей, клавиш, шеи, туловища, морды, крючка и струн. Также имеется множество дополнительных деталей (затвор, бобр, опалубка, насадка, ПАЗ, навес, пуговица, узор, вырез). 

 В связи с казахскими песенно-исполнительскими традициями существует несколько видов инструментов домбры, которые отличаются не только внешним видом, но и количеством струн и клавиш. В наше время существует два вида, описанного казахского музыкального инструмента. Первый вид -  2-х струнный, а второй  3-струнный. Каждое название домбры говорит само за себя, в двухструнной две струны,   в трехстурнной три струны. Но актуальным остается первый вид. 

Игрой на домбре сопровождают свое пение нараодные сказатели – акыны, инструменталисты. Акыны словно на ходу сочинят свои песни, а другие исполняют кюи. Множество торжественных мероприятий начинается с оркестра, исполняющие кюй – традиционную казахскую пьесу. Нам неизвестна первоначальная форма исполняемых ныне кюев, потому что вполне возможно полное её изменение в результате череды сотен исполнительских интерпретаций. В этом и заключается трагедия бесписьменной культуры.

Выдающийся учёный КудайбергенЖубанов был одним из первых исследователей казахской музыкальной культуры. В своей блестящей статье «О возникновении жанра кюя в казахской музыке» он говорит следующее: «...Одним из самых значительных жанров казахской музыкальной культуры являются кюй. C точки зрения композиции и других определений параметров музыкальной культуры кюй - это наиболее развитый и крупный жанр народной музыки...»

«...Раздельное существование жанров песни и кюя свидетельствует о высокой ступени развития казахской народной музыки, потому что оно не было детерминировано изначально, в период синкретического единства. Только постепенно, по мере развития музыкальной культуры, песня и кюй разделились и развились в отдельные вокальные и инструментальные жанры. Музыка многих народов до сих пор не знает такого разделения видов и жанров. У некоторых народов музыкальное искусство представлено только песнями, а жанр кюя (то есть инструментальная музыка) им неизвестен. Есть музыкальные культуры, где песня, инструментальная музыка и танец исполняются вместе, то есть музыка не разложилась на жанры и находится в стадии синкретизма. Например, в современной татарской народной музыке нет разделения на песни и кюи. В татарском языке и песня, и кюй обозначаются словом «кюй». Чисто инструментальные произведения здесь отсутствуют. В узбекской музыке наряду с инструментальными и вокальными произведениями существует ещё совместное исполнение песен, кюев и танцев».

«Кюй - это редкое, почти феноменальное явление в народных музыкальных культурах. В этом качестве он стоит в одном ряду с европейской симфонией. Чтобы достигнуть такого уровня, народная музыка должна быть хорошо развита...».

Его по значениям и конструктивным особенностям подразделяются на два больших типа: төкпе и шертпе. Төкпе относится к западноказахстанской домбровой традиции, в переводе с казахского языка означает «бурлящий», «льющийся непрерывно». Исполнителем подобного кюя был выдающийся композитор, автор пьес для домбры Курмангазы Сагырбайулы. Кюй шертпе принадлежит Восточному, Центральному и Южному Казахстану. В большом толковом словаре казахского языка слово «шерт» имеет несколько значений: 1) щелкать пальцем; делать щелчки. 2) играть на инструменте, подобном  домбре. 

В современном мире домбра является одним из важных, почитаемых национальных инструментов. Уже со школьной скамьи дети должны знать историю данного инструмента, уважать традиции и культуру своего народа. Учащиеся начинают изучать особенности домбры со 2 класса. Наша школа не является исключением, проводятся кружки, дополнительные занятия, с целью научить детей играть на национальном инструменте, повысить творческие способности учащихся,развить интереск искусству и формированию музыкальной культуры. Благодаря подобным занятиям ребята, могут участвовать в разли чных конкурсах, мероприятиях, занимают призовые места. Ссылаясь на свой педагогический опыт в сфере музыкального искусства могу сказать, что многим подопечным  нравится учиться играть и позванать такой музыкальный инструмент, как домбра. Некоторые открывают в себе талант, в будущем обретают профессию, связанную с музыкой. 

Интерес детей к песне на высоком уровне,а также у наших маленьких творческих любознателей есть невероятные достижения и уверенность перед публикой.       

 

 

Список литературы

  1. Затаевич А.В. «500 казахских песен и кюев». - Алматы, 1931. - С.17.
  2. Мухамбетова А. «О программности казахской народной инструментальной музыки». - Москва, 1973. - С.10.
  3. Затаевич А.В. «1000 песен казахского народа». - Алматы, 1960. - С.25.
  4. «Энциклопедический словарь юного музыканта». - Москва, 1985. - С.66.

 

407 0
Аскарова Кунсая Амангельдиновна, Учитель музыки ШГ №24 многопрофильного направления г. Экибастуз Павлодарской области «ULY DALA USTAZY» халықаралық ғылыми-педагогикалық журналы № 0012
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: