Актуальность темы заключается в том, что мы живем в современном мире с очень развитой технологией, которая с каждым разом входит в нашу повседневную жизнь, также наша жизнь полна стрессов разного характера. Стресс –это эмоциональная усталость, которую кто то в состоянии преодолеть, а кто то нуждается в специалисте, который помог бы помочь все перешагнуть и пропустить не вызывая негатива внутри себя.
Также мы понимаем слово «стресс» в таком формате как говорят специалисты данной сферы: Стресс – это реакция организма на любые раздражающие воздействия: проблемы на работе, экзамены, голод, недосып, даже колебания атмосферного давления. Для многих людей такие стрессы мешают нормальному психологическому, физическому и социальному функционированию.
В таких случаях самый лучший специалист –это психолог. На данном этапе жизни во всех школах есть специалист психолог, который работает каждый день со школьниками помогая им преодолеть стрессы полученные после сложных и загруженных недель в школе, такие стрессовые ситуации возникают в период экзаменов, пороговых тестов по всем предметам и где надо систематически заниматься не покладая рук, сидеть в библиотеке, часами читать, писать и выполнять какие то работы практические заданные учителями. И не каждый ученик может выдержать такого рода нагрузку и быстро впадают в усталое состояние. Длительно сохраняющийся стресс повреждает механизмы саморегуляции организма и приводит к последующим нарушениям биоритмов. Изменяется естественный цикл сна и бодрствования, в итоге снижается работоспособность и самоконтроль, ухудшаются память и внимание. Также нарушаются суточные колебания уровня гормонов, ритмов дыхания и сердцебиения.
Таким образом, стресс может представлять опасность и становится проблемой, когда у человека нарушен контроль и имеет место плохое управление стрессом.
Основные проблемы: Проблемы могут быть разного вида и характера, например:
- Психологическая перегрузка в школе, что может привести к отказу учиться.
- Плохая оценка полученная по предмету.
- Ухудшение восприятия материала.
- Возникновение психосоматических заболеваний.
- Низкая работоспособность.
- Нежелание учиться и ходить в школу.
- Психическая неуровновешанность и эмоциональная неустойчивость.
- Сдача ЕНТ также вызывает стресс у выпускников школ.
- Переход в новую школу – это новая среда и новый микроклимат и т.п.
Перечислять такие проблемы можно бесконечно, но самое главное для психолога, это активная и повседневная работа с учениками. Некоторые ученики с различными эмоциональными эффектами требуют индивидуального подхода.
Данные проблемы свойственно образуют симптомы и зачастую эти симптомы влияют на жизнедеятельность школьника. Какие могут появиться симптомы во время стресса:
- Перепады настроения.
- Нарушение сна.
- Физический дискомфорт и головные боли.
- Проблемы с концентрацией внимания.
- Ребенок становиться замкнутым и предпочитает больше проводить время в одиночестве.
- У ребенка из за стресса могут быть частые страхи.
- Мышечное напряжение.
- Усталость и вялость.
Чтобы всего этого избежать работа психолога должна быть поставлена на высший уровень и профессионально. Часто проводить профилактическую работу со школьниками и объяснять им, что важно и нужно делать. Например:
- Соблюдать режим сна.
- Использование водных процедур, желательно контрастный душ перед сном.
- Умеренный прием пищи перед сном.
- Регулярные физические упражнения в дневное или вечернее время.
- Сбалансированный прием пищи.
- Необходимо делиться своими переживаниями с психологом.
Разговор с психологом тоже является одной из немаловажных приемов для того, чтобы избежать стресса. И, специалист должен постепенно начинать разговор и с простых вопросов таких как:
- Спросить распорядок дня, режим сна, сколько времени тратит на прогулку, кто готовит завтрак, и сколько времени уходит на приготовление завтрака и т п.
- Далее переходить плавно на следующие темы беседы такие как семья: какие отношения у школьника с членами семьи, как складываются отношения с братьями и сестрами, а также с родителями.
- Нельзя забывать уточнить про интересы ребенка, что предпочитает и сколько времени на это уходит.
- Что больше ненавидит делать, и почему.
- Его /ее цели в жизни и как видит свое будущее.
- Как быстро расстраивается и как быстро отходит от такого состояния.
- Нельзя забывать спросить про характер, доволен ли он своим характером.
- Любит ли животных, и есть ли дома животное.
- Спросить про силу воли обязательно.
В конце разговора обязательно нужно поблагодарить ученика за откровенный разговор и войти в доверительное отношение, и пригласить на тест психологически, если это потребуется из за недостатка информации полученной во время беседы.
У психолога должен быть уже заранее подготовленный список вопросов на которые должен ответить ученик, в случае, если его/ее приглашают еще раз на тест или беседу.
Вопросы могут состоять из определенного количества вопросов, и на усмотрение самого специалиста.
Результат: После проведенного разговора психологу потребуется сделать анализ всего и пригласить родителя, где можно дать рекомендации и подсказать как вести себя с ребенком в данном состоянии и период. Чего избегать желательно, как разговаривать с ребенком дома, и чаще проводить время и принимать активное участие в его жизни.
Работа психолога в школе –это очень важная работа хотя зачастую мы не обращаемся к таким специалистам т к для какой то категории людей это считается позором, кто то стесняется отвечать на вопросы специалиста и есть категория людей, которая просто на просто избегает посещения психолога.
Список литературы:
- Петров, В.В. 4 группы крови: питание и борьба со стрессом / В.В. Петров. - М.: Харвест, 2003. 352 с.
- Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием / М.Е. Сандомирский. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2009. - 304 c.
- Федулова, И. А. Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников / И. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021.—№42(384).—С.208-211.
- Минсабирова В. Н., Шакирзянова Л. Р. Психолого-педагогические особенности проявления стресса у младших школьников // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 5–6 (63). С. 450–452. Поляшова Н. В., Соловьёв А. Г., Новикова И. А. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения // Бюллетеньсибирскоймедицины.2010.№1.С.148–154.