Поиск статей:
ESI
Рейтинг:

Из истории заимствованных имен

Актуальность моей темы очевидна, так как   каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь  его талисманом.

Цель моей работы: узнать происхождение и значение  заимствованых имен учащихся своей школы, класса и своей в том числе.

  1. Задачи: 
  2. - Сгруппировать национальную доля заимствованных  имен школы;
  3. Выявлять причины  имянаречения   детей  с заимствованными  именами;
  4. сделать анализ  работы;
  5. Заполнить  рабочую   тетрадь;
  6.   -Составить брошюру, рекомендуемых казахских женских и мужских имён.
  7. Имена, имена, имена
  8. В нашей жизни звучат не случайно.
  9. Как загадочна наша страна –
  10. Так и имя – загадка и тайна.

                                                       Александр Бобров.

  Кто из нас не задумывался над вопросом, а когда появились имена, которые мы носим? Что означает то или иное имя? Эти вопросы волнуют многих, в том числе и меня. У имён, как и у всех слов в языке, своя биография, история, своя судьба. Каждый человек имеет личное название, которое даётся ему при рождении. Это имя.    

       В первой главе  моей работы освещается история происхождения имён. Каждый человек имеет собственное имя, которое даётся ему при рождении. Имена личные имели все люди во все времена, во всех цивилизациях. Для того, чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определённые культурно-исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи. В своей работе я попыталась дать ответы на ряд вопросов. Как возникли  имена людей, которые употребляются в настоящее время? Какие имена встречаются чаще и почему?

    Во второй  главе  мы проанализировали статистику заимствованных имён учащихся   нашей школы. Попытались выявить семантические группы заимствованных личных имён и определить их этимологию, проследить историю происхождения заимствованных имён учеников своего класса и  историю происхождения своего имени.

 А теперь остановимся на том, именно какая наука занимается изучением имен.   Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома — имя. 

Антропонимика (от греч. antropos — человек и onyma — имя) — раздел ономастики, который изучает антропонимы, т. е. собственные имена людей. Пополнение антропонимической системы и пополнение его словарного состава , происходило в связи с изменениями  социального строя, с развитием производства,  благодаря совместной жизни  русского, татарского, чувашского, казахского  народов, в результате  развития культуры, науки.  Рост интереса к изучению тюркской антропонимики начался в 60-70 годы XX столетия. Основоположником казахской ономастики считается известный ученый профессор Телгожа Жанузаков.

(Ученый является автором ряда монографий: "Собственные имена в казахском языке" (1965), "Казахская антропонимика" (1971), "Основные проблемы ономастики казахского языка" (1976), "Очерк казахской ономастики" (1982), "Казахские имена" (1988), "Ваше имя" (1989) и других.

  Первым этапом работы над проектом было изучение базы нашей школы, в ходе которого я выяснилав нашей школе обучаются 2388 учениковСреди их есть казахи, русские , татары, уйгуры, немцы, корейцы и учащиеся других национальностей. Мы составили  таблицу, в  которой можно проследить  национальную   долю учащихся СШЛ №5 имени М.В.Ломоносова.

Слайд 1 

классы 

казахи

рус

ские

татары

корейцы

уйгуры

дунганы

немцы

узбеки

азерб

укр

другие

1

предшкола

120

25

3

7

-

-

1

-

1

-

 

2

1-4 классы

709

118

17

42

6

1

5

-

3

9

1

3

5-9 классы

809

166

16

51

4

9

10

3

2

8

1

4

10 -11классы

181

37

1

15

1

-

2

1

2

1

 

 

 

1819

346

37

115

11

10

18

4

8

18

2

 

итого

2388 учеников

 

Слайд 2 


 

 

Для того, чтобы определить насколько наши дети знают происхождение и значение своего именимы решили провести  анкету среди учеников среднего и старшего звена т.е. среди учеников 2002-2009 года рождения. Проблемные вопросы исследования были включены в анкету, которую распространила среди этих учеников и это явилось вторым шагом моей работы. 

Слайд 3 

Вопросы

 

  1. Знаешь ли ты, что такое «имя»?

        Да      ________________________________________________________________                                     

          Нет      ________________________________________________________________

  1. Знаешь ли ты значение своего имени?

      Да      ______________________________________ ___________________________                            

        Нет__________________________________________________________________

3.     Знаешь ли ты происхождение своего имени?

       Да ______________________________________________________________                                                 

      нет___________________________________________________________________

 

4.  Доволен ли ты своим именем?

     Да _______________________________________________________________

     Нет  ______________________________________________________________

Анкета

Разрабатывая анкету (Приложение  3) я хотела проверить: 

- Знают ли участники анкетирования значения своих имён, происхождение, довольны ли они своим именем.

В целом ребята показали не очень плохие знания современных заимствованных слов. 

  Результаты  анкетирования

                                                                                 Приложение 4

Вопросы

Да

Нет

1

Знаешь ли ты, что такое имя?

44

1

2

Знаешь ли ты значение своего имени?

32

12

3

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

36

14

4

Доволен ли ты своим именем?

41

4

 

 Следующим этапом моей работы предстояло исследовать значение всех заимствованных имён, которые носят наши ученики. 

Теперь, чтобы наше исследование  было достоверной, начинаем определять долю заимствованных имён наших учеников по классам.

Как мы выяснили, по школе 2388 учеников, из них казахи -1819 учеников, а остальные дети другой национальности.  По интернету, по источникам определили происхождение имён и пришли к выводу, что в основном  казахские имена заимствованы из других языков. 

Если определить причину, то

  1.  Многие   родители думают, что это чисто казахские имена.
  2. С каждым днём  наш язык пополняется новыми словами, событиями и это приводит к интересу  к тому или иному слову.

Продолжая исследование, мы переходим к основной нашей цели: имена какого народа преобладают  в именах учащихся моей школы.

Таким образом, мы выявили такой порядок распространения заимствованных имён.

  1. имена арабского происхождения составили -  45%
  2. имена иранского происхождения составили -  10%
  3. имена европейского происхождения составили -  9%
  4. имена исконно- русского происхождения составили - 10%
  5. исконно-казахские имена составили - 20%
  6. имена заимствованные из других языков составили - 6%

слайд 4 


 

  Я ещё провела исследование имён учеников СШЛ № 5  и сделала вывод, что самыми распространенными мужскими именами являются Алихан -30, Амир- 24,  Алишер -22, Алинур -21, Ерасыл -12. Самые редкие мужские имена: Сафир, Арафат, Наиль, Салман, Искандерали и др. Самые популярные женские имена: Амина -30Айзере -28, Айару -23, Анель -18, София -12 и др. Исследование выявило самые популярные, распространённые имена среди девочек  и мальчиков.

Топ – 10 популярных имён, учащихся СШЛ №5

Слайд 5 Топ – 10 популярных имён, учащихся СШЛ №5

                                                                                         Приложение 6

Рейтинг популярности

мальчики

 

Рейтинг популярности

девочки 

1

Алихан -30

1

Амина - 32

2

Амир - 24

2

Айзере - 28

3

Алишер - 22  

3

Айару -23

4

Алинур -21

4

Анель -18

5

Ерасыл -12

5

София -12

6

Мансур - 10

6

Дарь(и)я -12

7

Дани(и)л -9

7

Инкар -9

8

Мадияр  - 9

8

Айша -9

9

Арсен - 8

9

 Нурай -8

10

Артем -7

10

Томирис -7

     А самыми редкими оказались заимствованные имена, встречающиеся в нашей школе Это имена: Ибрахим, Искандерали, Наиль, Руфина, Зейнезаип, Айлу, Имтисаль, Арафат, Энхар, Альфараби, Ирада, Эмилианна, Рамина, Радмир (а), Абигайль, Деляфруз и другиеЭтот вывод сделан на том основании, что они встретились только единожды.

Слайд 6  Редкие имена

Мальчики 

Девочки

1

Ибрахим 

1

Руфина 

2

Искандерали 

2

Зейнезаип

3

Наиль 

3

Айлу 

4

Арафат 

4

Имтисаль

5

Энхар

5

Ирада

6

Альфараби

6

Эмилианна

7

Радмир

7

Радмира

8

Сафир

8

Абигайль

9

Закия

9

Деляфруз

10

Салман 

10

Елай

11

Нурелдан

11

Изель

12

Рамиль

12

Асафина

 

Проанализировав анкету, я обратилась к помощи Интернета и выяснила следующие заимствования.

Тюркские заимствования.

Некоторые тюркские имена имеют прямой перевод, например: Меруерт (Жемчуг), Шолпан (Венера (планета))

Другие тюркские имена являются сложносоставными - состоят из двух корней разных слов

 «Айнур» (Ай+Нұр) - «Свет Луны»,

Арабские заимствования

 Адия - дар, подарок, награда (араб.)

Альфия - долгожительница (араб.)

Иранские заимствования

После получения Казахстаном Независимости широко стали использоваться имена, заимствованные у ираноязычных предков казахов - саков-массагетов: 

Зарина, Томирис 

Айдана - целомудренная (иран.)

Заимствования из греческого языка
 Анель – светлая, 

Заимствования из латинского языка

Лаура  – «увенчанная лаврами».                                                           

Русские заимствования 
 Валерий  —  здоровый

Максим  —  самый  большой      

Теперь прежде чем приступить к разговору о значений имен учеников своего класса, выясним, что такое «этимология», «семантика». 

 Этимология – это наука об истинном (или первоначальном) значении слова. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка.  

 Семантика (семасиология) – наука, изучающая значения слов, других языковых единиц-морфем (частей), словосочетаний и т. д.

 Перед началом работы было проведено анкетирование среди учеников моего класса, в котором приняли участие 25 учеников.

  Данные анкетирования показали, что большинство учащихся знают значение собственного имени, его происхождение. Результаты анкетирования ещё больше убедили меня в том, что изучение имени человека - это увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Какие же имена есть в нашем классе?

А – Амина(2), Ерасыл (2), Аружан (2), Жанэля(1), Даниял(1), Ескендир(1), Жасмина (1), Нурай (1) и другие.

Вывод

Оказалось, что в нашем классе повторяются имена: Амина, Ерасыл, Аружан. Хочу остановиться на происхождение и значение некоторых именах своих одноклассников.

Ерасыл – в переводе с казахского языка слово ер означает «мужчина», «супруг», «герой», «храбрец», «молодец», «удалец», «отважный», «мужественный», «седло». 

Слайд 7 Жанель – с казахского языка переводится как «душа народа», с персидского языка- «всеми любимая», по третьей версии «Жанель» образовано от французского имени «Жанна» и смысл этого слова «данная Богом».

Даниял –имя Дани(я)ил имеет древнюю историю происхождения и является производным от двух древнееврейских слов «дан» – судья и «эль» – Бог, то есть оно означает «божий суд» или «судья мой Бог».

Жасмина  - это одна из форм персидского имени Ясмина. Имя Жасмин часто могут переводить как «подарок богов» или «благоухающая». Последнее значение объясняется тем, что цветок жасмина имеет очень приятный аромат, и, что примечательно, даже сегодня парфюмеры не могут его воссоздать.

Нурай — редкое мужское и женское казахское имя, встречающееся в джамбульской области. Буквально, в переводе с каз. Нур означает «отражение, сияние, луч света», а ай - «луна».

Ескендир в переводе с древнегреческого языка имя означает победитель мужей, защитник. Видоизмененная форма имени Александр. Дополнительно: Историческое имя: Ескендир Зулхарнайын (Александр Македонский) - Царь Древней Македонии (Греции).

  Меня зовут Абдигалиева Амина. И меня тоже давно интересовал вопрос: почему родители меня так назвали и что обозначает моё имя. И выяснила, что оно заимствовано из другого языка .

Амина или Аминат (араб. آمنة) – женское имя, пришедшее к нам из арабского языка. Наибольшее распространение имя получило в культурах, исповедующих ислам. Связанные с Аминой поверья и легенды завораживают, а силе духа женщин с этим именем можно только позавидовать. Согласно поверьям, это имя носила мать Пророка Мухаммада, и поэтому перевод имени идёт от основных черт её характера. Первая версия толкования – «надёжная, честная, верная», вторая – «со спокойным нравом», и самая последняя – «находящаяся в спокойном, безопасном месте». Поскольку имя пришло из арабского языка и имеет непосредственную связь с исламом, церковного аналога не существует. При крещении Амина получит отличное от мирского имя.  Амины, которые родились в тёплое время года, отличаются большей удачливостью, миролюбием, податливостью.

  В заключении хочу сказать, что в процессе исследования я узнала много нового про имена собственные и  историю происхождения заимствованных  имен на, узнала, почему в разное время популярны разные имена, почему появляются новые имена. В  значение имён одноклассников и значение своего имени. Выявила рейтинг самых  красивых, звучных и редких имён по школе.А также я выяснила, какие имена самые популярные в нашей школе.  Работать над проектом мне понравилось: очень интересная, занимательная тема. Так же я научилась ставитьперед собой  цель и доводить его до конца. Выбранная нами тема достаточно актуальна.

Я бы хотела, чтобы при рождении  малыша, родители смотрели в  брошюру «Имена» и давали имя ребёнку со смыслом. Самое интересное в моей  исследовательской работе  было то, как я собирала материал, опрашивала учеников. Ребята охотно шли на контакт, делились своими впечатлениями.По итогам своего исследования я составила брошюру -справочник «Имена» на казахском и русском языках.

    Гипотеза, которую я выдвинула, полностью подтвердилась. . Большинство имен, которыми называют детей в наши дни, заимствованы.Надеюсь, что моя работа поможет моим сверстникам расширить свой кругозорЛюбите своё имя и гордо несите его по жизни!
 



378 0
1)Омарбаева Нургуль Советбековна, 2)Абдигалиева Амина средней школы – лицей № 15 имени М. Ломоносова, ученица 9 « Ә» класса город Талдыкорган Ұлы Дала Ұстазы № 000229
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: