Поиск статей:
ESI
Рейтинг:

О некоторых аспектах выработки креативности и гуманитаризации знаний

В программных документах Республики Каазхстан был определен единственно возможный и верный путь выхода страны из мирового кризиса-сделать рывок вперед и войти в число 30 самых  развитых стран мира.

При этом ясно указывается, что рывок в экономической сфере должен сопровождаться подобными же продвижениями во всех сферах  жизни, более того, он даже невозможен без этого.Новый уровень экономики - это новое качество жизни для всех граждан РК – и в социальной сфере, и в мышлении.

Задачей же высшей школы - является подготовка специалистов нового поколения, тех, кто будет создавать нанотехнологии, экономически чистое производство, работать с новыми информационными технологиями и создавать их.Для этого в государственном стандарте заложено понятие о необходимости воспитания креативно мыслящей личности.Креативность же должна включать нестандартные подходы  к решению задач, критическое мышление, способность принимать не только готовые решения сложных производственных задач, но и умение самостоятельно их решать, усваивать не только готовые знания, но разрабатывать и создавать их самим.

Научить креативному мышлению - вот задача высшей школы, и конечно же, огромнейшая ответственность  здесь лежит на профессорно-преподавательском составе, работающим с первым курсом.На примере социальных дициплин попытаемся раскрыть этот путь: нужно помогать студентам правильно подниматься по ступеням креативности – от осознания дефицита и несостоятельности знаний по тому или иному предмету или проблеме (1 ступень) – до осознания противоречивости полученных ими знаний и выводов(2 ступень) – и, наконец, выработке самостоятельных знний, выводов, решений (3 ступень).И этому, как нельзя лучшие, помогают дисциплины социальные, т.к. они помимо задач по формированию гражданственности, патриотизма, толерантности, повышению культтурного уроня,  ведут к гуманитаризации знаний.

Что же такое гуманитаризация? В современном мире, в мире научных технологий , каждый предмет, зание, носит характер алгоритмов. И вот соединить эти знания (алгоритмы) могут посодействовать дисциплины социальные (связующие звенья).История, фмлософия, культурология и т.д. каждая из этих дисциплин по отдельности и все вместе в виде спецкурсов- «за руку» проводят студентов по ступеням креативности.

На это направлено модульное обучение и обучение в виде кейсов (когда знания разделены на блоки - модули) и требуется найти решение проблемы творчески соединяя модули   -  решение кейсовых задач.Особенно ясно это видно на примере спецкурсов на основе нескольких социальных дисциплины.

Показателен в этом плане спецкурс на 90 часов в нашем вузе  – «Великая степь».Его пререквизиты – дисциплины школьные.И для того , стобы ответить на тот или иной вопрос данного спецкурса, первокурсникам требуется соеденить знания по истории, обществознанию, обществоведению, литературе, привлечение дополнительного материала.

Приведем пример: отработка вопроса о вкладе тюркского мира в «Мусумальманский ренессанс»: Разбор вопроса неизбежного коснется проблемы извечной дискуссии о первенстве и приоретете миров: европейского и восточного.

Предалагаемый нами метод опроса – некоторые элементы «мозгового штурма».

Вопросы, которые задает преподаватель:

Какая цивилизация появилась раньше?

Могла ли эллинская цивилизация возникнуть без государств -  Шумера и Междуречья?

Каковы важнейшие достижения каждого из миров?

Какие религиозные войны  вели миры?

Можем ли мы утверждать о том, что какая-то цивилизация постоянно первентствует?

Здесь следует осторожно потолкнуть студентов на мысль о, не только соперничестве, но и на влиянии, взаимодействии, взаимопроникновении цивилизаций.

И следующим вопросом можно спросить, какие законы философии напоминают взаимоотношения цивилизаций.Окончательный вердикт: Отношения «Восток-Запад»,  или «Запад-Восток» - диалектические.Выяснение этой проблемы не займет много времени, затем можно вести объяснение дальше и , желательно сменить «мозговой штурм» на объяснение по лекционному типу (смена деятельности).

Естественно, креативного мышление невозможно воспитать за один день. Это длительный процесс, требующий ежедневного труда:

Приведем пример с конспектами программных документов РК: в начальном этапе задача - понять  и законспектировать; затем –понять и законспектировать основное ; затем - повышаются требования к качеству конспектов. («плюсы» метода - выработываются навыки работы со сложными первоисточниками).К концу учебного года, после предметов «История Великой степи»   и «Современная история Казахстана», в качестве итогового контроля можно провести письменную работу «Преемственность идей реформирования в работах Первого президента  Республики Казахстан Н.А. Назарбаева».                      

Пример с контрольными работами : 1 этапе - задается неизвестный вопрос и при ответе разрешается пользование компьютерами; 2 этап- задается проблемный вопрос (кейсовый) – разрешается пользование оргтехникой; 3 этап - задается кейсовый вопрос, который невозможно найти при пользовании компьютером («плюсы» метода – непосредственное проявление креативного мыщления).Формированию креативного подхода содействует также таксономия по Блуму. Это не только соответствующая форма и методы опроса со стороны педагога, но и требование соответстсующего уровня креативного мышления у слушателей : студентов и магистрантов. Здесь происходит перемещение центра тяжести с элементарного усвоения и запоминания уже готовых знаний, до конкретного их примения и, наконец, умения его примнять, через анализ и синтез этих знаний к оценочной составляющей. Студенты привыкают к мысли, что судить о факте или процессе мы можем лишь при наличии глубоких знаний о них.

Появляются и новые требования к лекции. Зачастую – это уже не просто ознакомление с материалом темы, а лекция – беседа, на которую студенты приходят уже частично подготовленными. Они следят за логикой подачи преподавателем материала, учатся мыслить  во вопросу самостоятельно и самостоятельно давать научно обоснованную оценку факту, группе фактов или процессу.

Таким образом, мы показали влияние только одного спецкурса и одного предмета на формирование креативного подхода у студентов. Это нисколько не умаляет важность других вузовских, в том числе, базовых дисциплин.  Формированию креативности содействуют также и виды, и формы контроля, и наличие мультимедийных средств (например, специалисты высоко оценивают способность самостоятельной работы над презентациями для формирования творческого мышления, ведь  для того, чтобы самостоятельно создать хорошую презентацию нужно полностью реализоватьсвои знания и умения ).Немаловажную роль имеет также способность преподавателя создать атмосферу творческого сотрудничества и еще многое другое.


 Список использованной литературы

1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы. 1999.

2. Назарбаев Н.А. «Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Алматы. 1996.

3. Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. Алматы. 1991.

4. Послание Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства». 2012.

5. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Нурлы жол – путь в будущее». 11 ноября 2014 г.

6. Статья Главы государства «Взгляд в будущее:модернизация общественного сознания».

167 0
1)Қоразова Риза Башеновна, 2)Бағдан Қадыржан Дарханұлы "Жанама қазақ орта мектебі" КММ орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі педагог - зерттеуші, оқушысы Алматы облысы, Алакөл ауданы, Үшарал қаласы Ұлы Дала Ұстазы № 000563
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: