Познавательная деятельность —это необходимый процесс для воспитания и развития школьников в ранние этапы их обучения. Хоть познавательная деятельность и имеет свою структуру и особую концепцию, она выражает единство с учебно-познавательной деятельностью. Учебно-познавательная деятельность направлена на побуждение познавательного интереса, ведь интересные занятия и привлекают детей в изучении того или иного предмета. Она снабжает школьников знаниями, навыками, способностями, а также воспитывает мировоззрение, точку зрения. Учащимся необходимо изучать новые материалы через активную позицию. Если у них отсутствует мотивация к учебе, то ученики не получат качественное образование. Поэтому активизация познавательной деятельности учащихся- главная задача всего учебного процесса. И возникает вопрос: как развивать этот вид деятельности и его методы?
Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет уровень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его работы.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и другие.
В процессе покупки учениками познаний, умений и способностей весомое пространство занимает умение учителя деятельно управлять их познавательной энергичностью. С активностью именно сопрягается ещё 1 значимая сторона мотивации учения студентов. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств работы, её воплощения самим ученикам без поддержки зрелых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы приятель от приятеля: больше функциональные подростки, как правило, и больше самостоятельные; недостающая личная энергичность студента становит его в подневольность от иных и лишает самостоятельности. Управление энергичностью студентов обычно именуют активизацией. Активизацию возможно квалифицировать как каждый день нынешний процесс побуждения студентов к инициативному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео обычной работы, регресса и застоя в интеллектуальной работе.
Главная цель активизации - составление энергичности студентов, увеличение свойства учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике применяются всевозможные пути активизации познавательной работы, главные между их - многообразие форм, способов, средств изучения, выбор этих их сочетаний, которые в образовавшихся обстановках инициируют энергичность и самостоятельность студентов. Больший активизирующий эффект на упражнениях выделяют истории, в коих ученики сами обязаны: защищать свое мнение; брать на себя роль в обсуждениях и обсуждениях; назначать вопросы собственным друзьям и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; расценивать ответы и письменные работы товарищей; увлекаться обучением отстающих; изъяснять больше слабеньким ученикам странные места; автономно избирать посильное задание; отыскивать некоторое количество разновидностей вероятного заключения познавательной задачки (проблемы); делать истории самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий; улаживать познавательные задачки методом всеохватывающего использования популярных им методик заключения.
Рассматривая всевозможные определения, возможно констатировать, собственно, что функциональные способы изучения – это методы активизации учебно-познавательной работы учащихся, которые побуждают их к интенсивной мыслительной и практической работы в процессе овладения материалом, когда деятелен не лишь только педагог, но функциональны и учащиеся. Педагог не обязан быть ориентирован на изложение готовых познаний и контроль за их проигрывание. Задачка педагога - самостоятельное овладение студентом познаниями в процессе интенсивной познавательной работы. В базе интенсивных способов лежит разговор, как меж педагогом и студентами, например и меж самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные возможности, умение улаживать трудности коллективно, развивается речь учащихся. Функциональные способы изучения ориентированы на вербование учащихся к самостоятельной познавательной работы, вызывают личностный внимание к заключению каких-то познавательных задач, вероятность использования студентами приобретенных познаний. Для этих учебных занятий считается необходимым, дабы в усвоении познаний, умений, способностей принимали участие все психологические процессы, эти как речь, память, фантазия и т.д.
Способы интенсивного изучения имеют все шансы применяться на всевозможных шагах учебного процесса: 1 период – первичное овладение познаниями. Это имеют все шансы быть проблемная лекция, эвристическая разговор, учебная обсуждение вопроса и т.д. 2 период – контроль познаний (закрепление), имеют все шансы быть применены эти способы как коллективная мыслительная работа, испытание и т.д. 3 период – составление проф. умений, способностей на базе познаний и становление креативных возможностей, вполне вероятно внедрение моделированного изучения, игровые и неигровые способы. Более нередко применяется классификация способов интенсивного изучения для СПО и Высочайшей средние учебные заведения предложенная Смолкиным А.М., в которой различают имитационные способы интенсивного изучения, т.е. формы проведения занятий, в коих учебно-познавательная работа построена на имитации проф. работы. Все другие относятся к не имитационным. Это все методы активизации познавательной работы на лекционных упражнениях. Имитационные способы разделяются на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – тест определенных обстановок, заключение ситуационных задач и иные.
Отсель возможно устроить вывод, собственно, что триумф изучения в конечном результате ориентируется отношением студентов к учению, их рвению к знанию, осмысленным и автономным покупкой познаний, умений и способностей, их энергичностью.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
- Принцип мотивации
- Принцип проблемности
- Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач
- Принцип индивидуализации
- Принцип исследования изучаемых проблем
- Принцип взаимообучения
- Принцип самообучения
Принципы активизации учебно-познавательной работы студентов, обязаны обусловятся с учетом индивидуальностей учебного процесса.
Способы активизации познавательной деятельности
- Опора на интересы студентов и в одно и тоже время составление мотивов учения, между коих на первом пространстве выступают познавательные интересы, проф. склонности;
- Включение учащихся в заключение проблемных обстановок, а проблемное изучение, в процессе розыска и заключения научного и практических проблем; Использование дидактических игр и дискуссий;
- Использование этих способов изучения, как разговор, образчик, приятный показ; Стимулирование коллективных форм работы, взаимодействия учеников в учении.
В активизации познавательной работы студентов огромную роль играет умение учителя вдохновлять собственных учащихся к осмыслению логики и очередности в изложении учебного материала, к выделению в нем ключевых и более значительных положений. В средних и старших классах данный способ считается действующим катализатором познавательной активности студентов.
Методы активизации познавательной деятельности учащихся.
Наиболее эффективны для активизации познавательной деятельности учащихся:
- Метод проблемного обучения - способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.
- Метод алгоритмизированного обучения - раздел информатики, изучающий методы и приемы построения алгоритмов, а также их свойства или же этап решения задачи, состоящий в конструировании алгоритма решения на основе условия задачи и требований к конечным результатам
- Метод эвристического обучения - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания
- Метод исследовательского обучения - метод, исходной посылкой которого служит идея о наличии определенного сходства этапов и логики учебного и научного познания
- Методы опережающих домашних заданий – метод, при котором с помощью путеводителя, составленного учителем, учащиеся дома самостоятельно изучают новый материал и делают практическое задание по данному материалу.
- Метод глассирования - метод схематизации понятий, составления символов. Применение метода способствует развитию образного мышления, глубокому и осознанному усвоению понятий.
- Метод Дельфи - способ организации коллективного интеллекта, разработанный в 1950—1960 годы в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны.
Приемы активизации познавательней деятельности
- Наглядность и иллюстративность
- Самостоятельная работа учащихся на уроках
- Проблемная ситуация
- Эвристическая беседа
Дидактические способы активизации познавательной работы предполагают обычный кластер педагогической науки и разделяются:
• на словесные;
• приятные (иллюстрация, презентация, моделирование, просмотр кинокартин, роликов, видеопрезентаций)
• практические (наблюдение, описание, изучение, лабораторная работа, экскурсионная поездка, опыт, проектирование)
К словесным способам относятся рассказ, учебная обсуждение вопроса, подтверждение, относительный тест, мозговой атака, проблемное изложение и т. д.
В процессе знания текст играет ведомую роль: спасибо речи человек имеет возможность формулировать собственные представления об находящемся вокруг мире. Впрочем, для такого, дабы текст могло исполнять функцию «сигнала сигналов», дабы с его поддержкой возможно было правильно отображать реальность, им идет по стопам верно воспользоваться. Тем более принципиально это для воспитателя, чье текст — как устное, например и письменное — ключевое средство «запуска» познавательной работы студентов. Как раз в следствие этого учащихся педагогических специальностей идет по стопам учить положительны стилям, стратегиям и стратегиям, обликам и жанрам языкового общения, выказывать критические результаты однобокого авторитарного вербального давления и знакомить с систематизацией словесных воздействий.
В процессе образовательной работы для действенного усвоения подростками важной учебной инфы преподавателю довольно принципиально уметь активизировать все системы органов эмоций питомцев. Восприятие материала самая «на слух» понижает результативность изучения. Не подменными для активизации познавательной работы считаются приятные способы, которые на базе зрительного анализатора не лишь только обеспечивают настоящее покупка учениками свежих познаний, но и прививают им способности верного восприятия, умения показывать немаловажные симптомы, ставить связи в изучаемых явлениях. Выбор приятных способов изучения, естественно, находится в зависимости от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним подростков и необходимости его использования. Не считая остального, почти все приятные способы дают широкие способности для самостоятельной работы студентов, без какой-нибудь сторонней поддержке.
Практические способы — это сложное хитросплетение речевого взаимодействия, наглядности и практической работы. Практическая работа студентов организуется и посылается учителем с целью воспитания трудолюбия, привязанности автономно промышлять познания и, абсолютно, активизации познавательной работы. Используя освоенную концепцию на практике при заключении всевозможных задач, малыши гораздо тверже закрепляют приобретенные раньше познания.
Психоэмоциональные способы активизации познавательной работы. Нередко в процессе изучения у ребят появляются коммуникативные проблемы и связанные с ними отрицательные треволнения, обусловленные незрелостью психологической сферы. Ее регулирующая функция слабо развита в школьном возрасте, собственно, что имеет возможность считаться предпосылкой нарушений общественного поведения, появления психологических упадков, состояний подавленности или же, напротив, лишней возбужденности и злости. Чувственные расстройства находят свое выражение в деструктивном поведении на уроках, недоступности стремления обучаться, понижении работоспособности. Наличествует ряд психических и педагогических способов, при поддержке коих вполне вероятно сделать у студента положительный настрой на восприятие учебного материала, предотвратить появление или же одолеть отрицательное отношение к образовательному процессу, нейтрализовать проявления чувственного упадка. К этим способам относятся:
• игры;
• арт-терапия;
• музыкотерапия;
• психогимнастика;
• аутогенные тренировки
Одним из способов подключения учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и изучения считается проектная работа. План считается большущий самостоятельной частью подготовки конкурентного знатока и содержит собственной целью - классификацию, укрепление и углубление теоретических и практических познаний по предметам, использование данных познаний при заключении определенных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед прогрессивной школой Проектная работа разрешает улучшать формы и способы самостоятельной работы, овладение способом научно-исследовательской работы и выработку способностей письменного изложения и дизайна получаемых итогов, может помочь квалифицировать уровень подготовленности выпускника к проф. творческой работы на производстве. Участвуя в проектной работе, обучающиеся показывают познание и владение ведущими исследовательскими способами (сбор и обработка данных, научное комментарий приобретенных итогов, видение и выдвижение свежих проблем). Учащиеся обучаются выдвигать догадки, обладать компьютерной грамотностью для вступления и редактирования инфы, обучаются трудиться с аудиовизуальной и мультимедиатехникой. Учащиеся интегрируют раньше приобретенные познания по различным учебным дисциплинам для заключения познавательных задач.
С целью увеличения свойства подготовки знатока, активизации познавательной работы учащихся, раскрытия креативного потенциала, организации образовательного процесса с высочайшим уровнем самостоятельности используются надлежащие образовательные технологии: личностно-ориентированные изучение, проблемное изучение, тестовые формы контроля познаний, блочно-модульное изучение, способ планов, кейс-метод, изучение в сотрудничестве, разноуровневое изучение, проведение бинарных занятий, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Одним из интенсивных способов изучения считается способ синквейн технологии, который возможно благополучно использовать на уроке химии. Индивидуальность предоставленного способа заключается в переходе от нормальной классно-урочной системы, в которой ученики не показывают особенной познавательной энергичности, к этим организационным формам изучения, при коих любой обучающийся делается интенсивным членом образовательного процесса. Учеба основывается не на запоминании отобранной учителем инфы, а на автономном розыске и развитии интересов студентов.
Синквейн – способ технологии становления критичного мышления, позволяющий в нескольких словах выложить учебный ткань на конкретную тему «Синквейн» от французского текста «пять». Синквейн – это специфичное стихотворение, состоящее из 5 строк, в коих обобщена информация по изученной теме. Тест литературы демонстрирует жизнь 2-ух обликов синквейна: обычного и дидактического.
Обычный синквейн произведено из 5 строк и реализован на подсчёте слогов в любом стихе:
его слоговая конструкция –2–4–6–8–2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка – 31). Образчик по теме «Вода». ((ок-сид) – (дож-де-ва-я) – (у-ди-ви-тель-но-е) – (ма-ло-дис-со-ци-ру-ю-щее) – (гидрид)). Создатели, развивавшие форму в последующем, предложили ряд её вариантов.
В различие от обычного дидактический синквейн произведено из 5 строк.
1 строчка – содержание синквейна, заключает для себя одно текст (обычно существительное или же местоимение), которое означает объект или же вещь, о котором сходит речь;
2 строчка – 2 текста (прилагательные или же причастия), они выделяют описание симптомов и качеств избранного в синквейне предмета или же объекта;
3 строчка – образована 3-мя глаголами и деепричастиями, описывающими свойственные воздействия объекта;
4 строчка – тирада из 4 текстов, выражающая собственное отношение создателя синквейна к описываемому предмету или же объекту (афоризм);
5 строчка – одно слово-резюме, характеризующее сущность вопроса или же объекта.
Чёткое соблюдение правил составления дидактического синквейна не в обязательном порядке. К примеру, для совершенствования слова в четвёртой строке возможно применить 3 или же 5 текстов, а в пятой строке — 2 текста. Вероятны варианты применения и иных частей речи.
Образчик дидактического синквейна по химии: водород – бледный, легковесный – возобновляет, окисляется, распадается – смесь водорода с воздухом взрывоопасна – газ!
Внедрение способа синквейн технологии по школьному курсу химии (8 и 9 классах) содействует больше высококачественному формированию, усвоению и закреплению теоретических познаний ведущих положений атомно-молекулярного учения, доктрине электролитической диссоциации, разрешает натуральным образом развивать нужные учебные способности, создавать коммуникативные умения. Этим образом, в ходе составления синквейнов учащиеся не лишь только углубляют собственные познания по предмету, но улучшают умения автономно трудиться с добавочной литературой; задумывать собственную учебную работа. Задачки учителя, применяющего синквейн технологию, заключаются в том, дабы взвесить четкую систему логически взаимосвязанных составляющих, осуществление коих разрешила бы учащемуся осознать и уяснить сведения предметного содержания. Использование дидактических синквейнов содействует наилучшему усвоению учениками одной из буквально важных что школьного курса химии «Первоначальные хим. понятия», «Теория электролитической диссоциации».
В созданных нами дидактических синквейнах по теме «Вода» находится информация о телесных и хим. свойствах воды, о практическом смысле воды, приводятся определенные примеры с точки зрения атомно-молекулярного учения и доктрине электролитической диссоциации.
Дидактический синквейн – применим на всяком рубеже урока, применяется при разъяснении, закреплении свежего материала, например, как в их находится учебный ткань, состоящий из 5 строк, позволяющий реализовать нынешний контроль познаний по изученным темам и узнать затруднения, образующиеся у студентов. Кроме сего, ученики автономно трудятся над созданием личных синквейнов по избранной теме.
Примеры дидактических синквейнов по теме «Вода».
На базе атомно-молекулярного учения:
а) Вода – газообразная, жесткая – растворяет, ведет взаимодействие, сформирует – актуально весомое вещество – растворитель;
б) Вода – водянистая, прозрачная – бурлит, подмерзает, остывает – вода откликается с интенсивными металлами – вещество.
С точки зрения доктрине электролитической диссоциации:
а) Вода – не достаточно диссоциирующее, сложное – окисляется, восстанавливается, диссоциируется – «Самое необычное вещество в мире» (И.В. Петрянов) – электролит;
б) Вода – строгая, плавная – разлагается, распадается, проводит – «Необходимо блюсти воду!» – окислитель.
При выборе тех или же других способов изучения нужно, до этого всего, жаждет к продуктивному итогу. При данном от студентов потребуется не лишь только взять в толк, уяснить и воспроизвести приобретенные познания, но и уметь ими оперировать, использовать их в практической работе, развивать, так как уровень продуктивности изучения во многом находится в зависимости от значения энергичности учебно-познавательной работы студента. В случае если нужно не лишь только взять в толк и уяснить, но и буквально завладеть познаниями, то конечно, собственно, что познавательная работа студента не имеет возможность объединяется лишь только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Возобновил приобретенные познания он пытается здесь же в мыслях использовать. И чем деятельнее проходит данный мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, что продуктивнее его итог. У студента начинают больше стабильно формироваться свежие убеждения и, естественно же, дополняется умелый вещи. Вот отчего активизация учебно-познавательной работы в учебном процессе содержит настолько весомое смысл.