Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI429

Использование инновационных технологий активного обучения на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности образовательного процесса

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность…» Бернард Шоу

 Сегодня идет много споров о системе образования, это обсуждается и в средствах массовой информации, а также выступлениях и публикациях педагогов, ученых. Уже все привыкли к тому факту, что учитель перестал быть просто источником информации. Он проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. Я работаю в школе больше 20 лет, и с опытом работы у меня выросло чувство ответственности перед детьми и родителями за качество преподавания предмета, что и является основой мотивации моей педагогической деятельности. Инновационные технологии обучения направлены на укрепление в каждодневной работе школьного учителяпредметника тех позитивных тенденций, которые позволяют ему чувствовать себя талантливым, нужным и успешным человеком, невзирая на все трудности, с которыми он, к сожалению, вынужден сталкиваться. Уверена, что любые изменения и корректировки, которые планируются уже в следующем учебном году в системе образования, окажут эффективное воздействие на весь образовательный процесс. Это поможет устранить те недочеты и трудности, которые выявились в ходе реализации обновленного содержания образования. Учитель должен идти в ногу со временем, повышать свой профессиональный уровень, развиваться в методическом плане, применяя различные инновационные технологии. Совершенствуя свой педагогический, профессиональный уровень, овладела новыми методами, формами и технологиями образовательного процесса, для этого изучаю необходимый материал по данной методической теме: «Использование инновационных технологий активного обучения на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности образовательного процесса».

 Эту тему считаю актуальной, потому что изменения, произошедшие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Главной целью моей деятельности, в решении задач поставленной проблемы, является формирование у детей способности критически мыслить, добывать и применять знания, принимать решения. Для реализации данных задач строю свою деятельность на основе применения инновационных технологий активного обучения: информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения,, проектная технология, личностно – ориентированная. Особенный интерес представляет для уроков русского языка и литературы технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Именно эта технология обращает внимание на текст, как никакая другая. Основой ее является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. На уроках русского языка и литературы огромную роль играет работа с текстом, что является неотъемлемой частью развития языковой компетенции и функциональной грамотности, а также главной задачей языковых предметов. При использовании инновационных технологий активного обучения применяю на уроках русского языка и литературы следующие приемы: 

1) ассоциативный ряд; 

2) опорный конспект; 

3) мозговая атака; 

4) групповая дискуссия; 

5) графические органайзеры 

6) перепутанные логические цепочки; 

7) дидактическая игры; 

8) задания поискового характера; 

9) нетрадиционные формы домашнего задания. 

Рассмотрим несколько приемов работы с текстом в системе личностно- ориентированного обучения. 

1.Описание героя в разных жизненных ситуациях. Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте. Так перед читателем предстает образ героя с характерными чертами, наиболее типичными для самого учащегося, а не для других учеников (актуализация субъектного опыта). Например: Снежная Королева в своем замке - Снежная Королева и Кай (5класс); Прием используется и при работе над характеристикой различных предметов и явлений, определением их символического значения. Например: «Одинокий дуб» ( А. А.Фет ) – зимой, весной, летом, в ветреную погоду (5 класс). 

2. Выделение доминанты в описании внешности и характера героя. Концентрируя внимание учащихся на главных чертах характера, образа, учитель приучает ребят выделять таким же образом и доминанты в описании наружности людей, их психологического портрета. Например: Емельян Пугачев: «В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали»; «Высокая соболья шапка… была надвинута на его сверкающие глаза». Доминантой в описании наружности Пугачева являются «живые, сверкающие» глаза, позволяющие судить о характере персонажа. 

3. Цитатная характеристика героя. Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков. Можно предложить учащимся выписывать из текста цитаты в виде таблицы: Образ Самсона Вырина (А.Пушкин «Станционный смотритель», 6 класс) «Человек лет пятидесяти свежий и бодрый в сюртуке с тремя медалями». «Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина». 

4. Сопоставление: личность читателя – личность героя. Использование этого приема позволит выразить свое отношение к литературному персонажу, сравнить себя с героем. Так, например, можно сравнить себя с Петрушей Гриневым («Капитанская дочка», 8кл.) или с Митрофанушкой («Недоросль», 9 класс), или с Остапом («Тарас Бульба», 7 класс). Мысли удобнее всего занести в таблицу. Например: Основные черты характера героя Черты, которыми я похож на героя (« + », « - ») Черты героя, которые мне совершенно не 5. Графические органайзеры. (Денотатный граф, бриллиант, диаграмма Венна) Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какойлибо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Графические органайзеры помогают вычленить существенные признаки ключевых понятий. Денотатный граф (Былина «Илья Муромец») При помощи стратегии «Бриллант» удобно работать с более объемными текстами: биография писателя, отрывок произведения (несколько глав), критические статьи. Данная стратегия позволяет выделить из текста информацию по степени значимости. Диаграмма Венна Сравнительная характеристика Онегина и Печорина Таким образом, использование инновационных технологий активного обучения на уроках русского языка и литературы повышается мотивацию учебного процесса, что приводит к повышению качества знаний обучающихся и их стремлению узнавать все больше из области русского языка и литературы. Многолетний опыт показал, всегда можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала. Качество обучения напрямую зависит от используемых методов и приемов.

 Использованная литература: 

1. Иванова С.В. Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы в старших классах // Литература в школе,1997. - № 4. – С.110 – 115. 

2. Лазаренко Г.П.Приёмы активизации и обратной связи на уроке литературы // Литература в школе, 1996. - №1. – С.82 – 86. 

3. Шульгина Н.П. Личностно-ориентированное обучение на уроках повторения в 7 классе // Русская словесность,2002. - №2. –С.49 -53.

 4. Каримова Б.Т. Об использовании графических органайзеров на уроках. АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК филиал по Павлодарской области». 2017.-2 с.

126 0
ЖАЗИРА ШАМГУНОВА, №84 жалпы білім беретін мектептің орыс тілі мен əдебиет пəні мұғалімі Алматы қаласы «ULY DALA USTAZY» халықаралық ғылыми-педагогикалық журналы № 000321
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: