Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI359

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ И ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ

Поступив в КазНПУ им. Абая на ФМФ, я поняла многие общеизвестные трудности овладения профессией педагога и убедилась, что каждая профессия сложна по-своему. Для дополнительного изучения этого вопроса решила провести микроисследование среди студентов 2-х и 4-х курсов ФМФ. Ведь проблема самоопределения возникает практически у каждого студента, после окончания вуза. С каждым годом перед молодым человеком, особенно перед абитуриентом, а затем студентом стоят важные и сложные задачи, которые он должен постоянно решать. Одной из таких задач является осознанное или неосознанное поступление в вуз, то есть выбор будущей профессии. Я убеждена, что каждый человек талантлив по-своему. Но обнаружить этот талант бывает не так просто. Куда пойти учиться, чтобы развить талант? Кем быть? Проблема поиска места в жизни волнует не только тех, кто обдумывает процесс самоопределения, включая родителей, студентов, но и общество, в целом, которое заинтересованно в квалифицированных специалистах. 

Необходимо заметить, что каждый выпускник максимально полно стремится овладеть выбранной профессией и затем посвятить себя той жизненно-важной работе, которая наиболее соответствует его интересам, природным способностям и наклонностям. И это является главным потому, что при правильно выбранной, желанной профессии он с интересом ею занимается, непрерывно повышает свою квалификацию. Тогда студент отдает любимому делу все силы, всю энергию, все накопленные им знания, только тогда это дело будет выполняться лучше, качественнее, а производственная отдача будет более адекватной. Надо также учесть, что современный молодой специалист не может быть односторонне развит, не знать и не видеть ничего, кроме будущей специальности. Это наиболее типичная ошибка. Молодой специалист 21 века должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим свое дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт и другое. Такое сочетание значительно обогащает выбранную им профессию. 

Получив образование, и в конечном счете, диплом по специальности, перед молодым человеком стоит другая важная задача: куда пойти работать? кем работать? и как работать? Для анализа этой проблемы мною была составлена анкета из 10 вопросов и проведено анкетирование студентов 2-х и 4-х курсов. Общее число опрошенных студентов составило-50 человек (100%). 4 курс-45%, 2 курс-55%. Из них девушек- 65%, в том числе, замужем двое. 4 курс-27%, 2 курс-38%. Юношей было 35% , из них 4 курс-17% , 2 курс-18% . По интересующей теме студентам были заданы вопросы и получены ответы следующего характера.

 1. По каким мотивам Вы поступили в этот вуз? -по желанию родителей-10%; -по совету друзей-2%; -по- своему желанию-25%; -чтобы получить диплом о высшем образование-48%; -чтобы получить профессию учителя воспителя-2%, что вызвало у меня огромное удивление; -чтобы не пойти в армию-5%; -другое (что?)-8%. И это «что» можно, в целом, прокомментировать, как получилось весьма необдуманно, случайный выбор, по стечению непредвиденных обстоятельств и др.

 2. С какой целью Вы поступили в вуз? -получить специальность и профессиональные знания-53%; -стать учителем-5%; -чтобы получить только диплом о высшем образовании-42%; 

3. Хотите ли Вы работать в (общеобразовательной школе, гимназии, лицеи, колледже)? - не желают работать-65%; -хотят работать-10%; - хотелось бы-25%; 

4. Намерены ли Вы повышать квалификацию после окончания вуза? - намерены-50%; - зависит от материального положения-30%; - не намерены-5%; - намерены, но в другом вузе-15%, к сожалению, не удалось узнать в каком именно вузе.

 5. Что бы Вы хотели изменить в учебно-воспитательном процессе в школе, с тем чтобы там больше работали молодые учителя, в том числе мужчины? - заработную плату-50%; - ничего не надо менять-10%; - высказывают различные мнения-40%, из них, наиболее характерны следующие ответы:

 5.1. молодым кадрам очень сложно устроиться на работу, потому что везде требуется рабочий стаж. Вузам целесообразно распределять в учебные заведения студентов-выпускников и обязательно повысить заработную плату учителей в школах, повысить их социальный статус, выделять больше льгот, в том числе на жилье; 

5.2. некоторые студенты полагают, что в министерстве образования не продуманны и не поставлены, в целом, четкие цели по подготовке специалистов высшей педагогической квалификации; 

6. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы повысить качество профессионального образования молодых педагогов? - увеличить сроки педагогической практики-20%; - заработную плату-10%; - высказывают различные мнения-70%, из них, наиболее характерны следующие ответы: 

6.1. в корне поменять систему высшего педагогического образования, то есть, спецпредметы должны составлять 80% всего учебного времени и начинать их преподавание нужно с 1-го курса; 

6.2. повысить социальный статус педагога, как квалифицированного специалиста и одновременно повысить требования к абитуриентам при поступлении в вуз, продолжить практику собеседования при приеме абитуриентов в вуз; необходимо ввести практическую психологию и ораторское искусство для общения с детьми; 

7. Что бы Вы хотели изменить в учебно-воспитательной работе педагога? - без ответа-35%; - не знают-27%; - высказывают различные мнения-38%, из них, наиболее характерны следующие ответы:

 7.1. студенты просят повысить требовательность к мобильности и креативности работы педагога в высшей школе; иметь глубокие знания и обязательно находить общий язык с обучающимися; 

7.2. трудно сказать, ведь классы переполнены, учебных и иных требований очень много, а времени для саморазвития мало, вследствие чего пропадает всякое желание работать в школе; иметь индивидуально-личностный подход к ребенку; убрать в школе чрезмерную «писанину», то есть, разные формы никчемной отчетности. 

8. Каковы Ваши учебные успехи по спецпредметам? - хорошие-35%; - отличные-20%; - средние45%;

 9. Где бы Вы хотели работать после окончания вуза? - в крупных фирмах и компаниях, где имеется приличная заработная плата-63%; - в вузе, колледже и в школе-20%; - в национальном банке и госслужбах-17%; 

10. Вы довольны, что поступили, именно, в этот вуз и выбрали, именно, профессию педагога? - без ответа-12%; - нет-30%; - да (с комментариями)-58%, из них, наиболее характерны следующие ответы:

 10.1. в принципе да, узнала много нового. Не сожалею, что поступила. Да и потом нужно воспитывать своих детей. 

10.2. я рассматриваю профессионально-педагогическое образование как дополнительное, развивающее меня в других направлениях от моих основных интересов; Проанализировав данные ответы студентов, я увидела весьма неутешительные результаты, которые, к сожалению, никого из нас не радуют, так как, большая часть студентов (свыше 80%), по моим данным, не намерены идти работать в школу, по причинам, которые были выше перечислены.

 Но как быть? Кто будет работать в школе? Кто будет обучать, воспитывать и развивать знания наших детей? Какие разумные меры нужно сегодня предпринять? Вопросы, конечно, не из легких. Однако, опираясь на продуктивные мнения опрошенных мною студентов и анализируя задачи, пополнения школы молодыми квалифицированными специалистами педагогами, я полагаю, что целесообразно предложить следующие рекомендации. 

1. Как уже отметили многие студенты, чтобы устроиться на работу, требуется не столько компетентность специалиста, сколько его педагогический стаж. Поэтому, студенту нужно помочь трудоустроиться в учебное заведение еще в период обучения в вузе на 3-4 курсах (временная занятость) при поддержке выпускающих кафедр вуза и соответствующих учебно-образовательных учреждений. 

2. Значительно увеличить время педагогической практики студентов (около 1 года) то есть, пробный год работы - период адаптации выпускника университета, колледжа к условиям работы школы. При этом, на всех этапах прохождения педагогической практики за молодыми учителями должны наблюдать опытные учителя-наставники школы. Это, как правило, высококвалифицированные преподаватели, которые выступают в качестве примера для молодых специалистов и помогают им успешно овладевать педагогическим опытом работы с детьми. 

3. Вузу необходимо реально практиковать проблемы трудоустройства студентов выпускников. Более полно обеспечить внедрение в учебно-воспитательный процесс современные достижения науки, техники и инновационные педагогические технологии. 

4. Учебно-образовательным заведениям, надо также практиковать с помощью специализированных государственных или муниципальных молодежных центров, профильной отбор кандидатов для работы в образовательные учреждения из числа одаренных перспективных старшекурсников и выпускников вуза для их трудоустройства, как это уже делается во многих странах Европы и США. 

5. Совместно с вузом разрабатывать и реализовывать совместно с вузом программы целевой контрактной подготовки будущих специалистов со школьными учебно-образовательными заведениями. 

6. Сформировать систему дополнительной занятости из числа хорошо успевающих студентовстаршекурсников, желающих работать, в свободное от учебы время, в учебных заведениях или производственных предприятиях и обеспечить на практике четкое функционирование этой системы.

7. Многие студенты настойчиво предлагают уменьшить «бумажную волокиту» в школе: различные отчеты, планы и т. д. и больше работать с учащимися, формировать их как личность. 

8. Согласно трудового законодательства РК, необходимо увеличить заработную плату учителей, повысить социальный статус педагогов и особенно молодых специалистов, обеспечить их жильем. Многие преподаватели школы из-за мизерной заработной платы сочетают работу в нескольких местах и дают несколько репетиторских занятий. Побочная занятость школьных преподавателей, их продолжительная работа сверх законодательно установленных норм, изнуряет личность и здоровье педагогов, приводит к перегрузкам, росту издержек преподавательского труда, который не компенсируется соответствующим материальным вознаграждением. В результате снижается мотивация и качество труда школьного преподавателя по основному месту работы, происходит его своеобразный уход из школы или учебного заведения.

 9. Вузам целесообразно более профессионально осуществлять отбор абитуриентов и проверять их знания не путем тестирования, а обычным экзаменом (устным и письменным) В результате проведенного микроисследования можно резюмировать, что современный будущий специалист должен быть: - компетентным и психологически готовым к педагогической работе в школе; - с любовью и требовательно относиться к детям; - иметь профессиональные, организаторские и ораторские способности; - теоретически, практически и качественно знать спецпредмет;

 10. В педагогических вузах целесообразно также увеличить места по гранту, потому что многие талантливые абитуриенты из-за большой оплаты не могут поступить в вуз (в основном из сельской местности). Я надеюсь, что хотя бы некоторые из этих перечисленных рекомендаций будут практически реализованы, то будущие специалисты с удовольствием пойдут работать в школу, а в вузе будут успешно стараться получить разносторонние, современные знания. Ведь учиться сегодня надо основательно, экономно и достаточно быстро.

 А чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактических знаний мало, нужно научиться профессионально и педагогически эффективно мыслить, а затем и успешно действовать. При творческом выполнении этих условий можно добиться высоких профессионально-педагогических результатов в деле компетентной подготовки будущих специалистов.

293 0
АДАЛЯТ АЗАХУНОВА, учитель физики КГУ «Школа-гимназия» №118 г. Алматы Ұлы дала ұстазы № 000284
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: