В последнее десятилетие происходил рост онлайнового контента, и в ближайшее время, основное внимание будет уделено тому, как наилучшим образом использовать этот контент в преподавании и изучении учебных программ. Граница между онлайн-материалами и контентом, представляемым в учебном классе, становится все более размытой, поскольку учителя стремятся использовать онлайнпространство для поддержки и дополнения своего обучения в классе. Онлайновые материалы могут использоваться для подготовки к урокам или практикумам и дополнять содержание уроков дополнительными пояснительными материалами.
Диалог в классе может быть перенесен в режим онлайн с помощью разнообразных доступных ИКТ ресурсов, что позволяет учащимся получать немедленную обратную связь. Инструментарий учителя значительно расширился, и трудность, вероятно, будет заключаться в том, как наилучшим образом спроектировать учебное занятие так, чтобы оно содержательно включало методы обучения, которые способствовали бы улучшению обучения в классе и за его пределами. Одной из таких методов является смешанное обучение.
Смешанное обучение (Blended Learning) обеспечивается эффективной комбинацией различных способов, моделей и стилей обучения, которые осуществляются в интерактивно значимой учебной среде. Смешанное обучение сочетает в себе онлайн-обучение и занятия в классе и использование различных ресурсов для улучшения результатов обучения учащихся и решения важных институциональных вопросов [1]. Смешанное обучение можно определить как органичную интеграцию тщательно отобранных и взаимодополняемых подходов и технологий «лицом к лицу» и онлайн [2]. В общих чертах смешанное обучение сочетает в себе онлайн предоставление образовательного контента с лучшими функциями взаимодействия в классе и интерактивного обучения таким образом, чтобы персонализировать обучение, обеспечить рефлексию и дифференцировать обучение от ученика к ученику среди разнообразной группы учащихся [3].
Смешанная модель обучения может использоваться в качестве руководства при оценке и интеграции отдельных компонентов, что приведет к учебно-обоснованной ситуации обучения. Существует три основных компонента смешанного обучения: учебная среда, медиа и инструкции. Компонент учебной среды (Learning environment component) Среда обучения может быть синхронной ли асинхронной. Каждая учебная среда имеет определенный набор преимуществ и недостатков. Целью смешанного обучения является использование специфических положительных атрибутов каждой среды для обеспечения оптимального использования ресурсов для достижения цели обучения.
Компонент медиа (Media component). Медиа относится к транспортным средствам, которые доставляют контент. Однако некоторые учебные материалы могут быть более подходящими, чем другие для поддержки синхронной или асинхронной среды обучения, но ни один из них по своей природе не лучше и не хуже, чем любой другой. Инструкционный компонент (Instructional component). Этот компонент используется для выбора наиболее подходящих учебных стратегий, которые поддерживают цели обучения [4]. Ведя урок в рамках очного компонента, не столько «объясняет» новый материал, сколько организовывает через систему индивидуальных или групповых заданий знакомство с новым учебным материалом, выполняя функцию помощника при выполнении заданий.
При реализации модели «Автономная группа» необходимо выполнение требований:
§ пространственная организация класса имеет две зоны – для традиционного урока и зону online занятий;
§ учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между различными группами.
При изучении темы «Кислотно- основное титрование» в 11 классе, был применен метод смешанного обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. На начальном этапе учащиеся были распределены в три категории. В составе группы А были учащиеся, которым была необходима максимальная поддержка учителя. Поэтому здесь больше использовались объяснительно-иллюстративные методы обучения.
Например:
• Просмостр видео по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=GVtOyiXFPko https://www.youtube.com/watch?v=37luOKWPp2M
• Определение оборудования используемого для титрования J
• Определение правильной последовательности этапов эксперимента При работе с учащимися Группы В были использованы приемы проблемного обучения, Квест игра (Номер: 181930, https: //www. learnis. ru/181930/)
Например:
• Одна из задач специалиста по качеству пищевых продуктов - регулярно проверять концентрацию уксусной кислоты в уксусах используемых в ресторанах и кафе. Концентрация может быть проверен путем титрования образца уксуса щелочью, а затем путем сравнивания результатов по известной концентрации уксусной кислоты. Ученые по стандартам торговли недавно собрали образцы из четырех кафе в Бристоле. Предельно допустимая концентрация уксусной кислоты составляет 0,1 М для нейтрализации 25см3 0.1М раствора щелочи.
a) По данным вычислите концентрации 4 образцов уксусной кислоты? Как вы думаете, какие образцы были разбавлены?
b) Если 25 см3 0,1 М уксусной кислоты (уксуса) вступит в реакцию с равным объемом 0,1 М гидроксида натрия, какова будет концентрация уксусной кислоты (уксуса), если потребуется 50 см 3 ? Группа С работали в онлайн режиме самостоятельно и при необходимости могли попросить поддерки у учителя.
1) Выполняют онлайн титрование http://www.rsc.org/learn-chemistry/resources/screenexperiment/titration/experiment/2
2) Участвуют в игре на сайте https: //www.gimkit.com/me Образование современного времени требует выстраивания межсубъектных отношений между учителем и учеником. Учитель становиться помощником ученика.
Основным условием является активная роль учащегося. Смешанное обучение способствует установлению таких взаимоотношений, где ответственность за обучение возлагается не только на учителя, но и на ученика. Модели смешанного обучения позволяют решить следующие проблемы:
• расширить образовательные возможности ученика, учет их инвидуальных потребностей и особенностей обучения;
• повышение мотивации, самостоятельности учащегося в обучении;
• изменение роли учителя, переход из передачи информации к интерактивному взаимодействию с учащимися, способствующему созданию новых знаний учащегося;
• побуждение ученика самостоятельному определению своих учебных целей и способов их достижения.
Список использованной литературы:
1. Garrison, D. R. (2004). Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education. The Internet and Higher Education.
2. Graham, C. R. (2006). Blended learning systems: Defnition, current trends and future directions. In Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs. . San Francisco, CA: Pfeiffer.
3. Watson, J. (n.d.). Blending learning: The convergence of online and face-to-face education. Retrieved August 31, 2012 from http://www.inacol.org: http://www.inacol.org/research/promisingpractices/NACOL_PP-BlendedLearning-lr.pdf
4. Instructional media selection for distance learning: A Learning environment approach. In J. Holden, & P. J.-L.(Eds.), Instructional media selection for distance learning: A Learning environment approach. United States of America.