Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI354

ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ: «КАК РАЗВИТЬ НАВЫКИ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ ЧЕРЕЗ ВЗАИМООБУЧЕНИЕ?»

На современном уроке центральной фигурой является ученик, который обучается самостоятельно и помогает учиться своим одноклассникам. Личностно-ориентированный подход воздействует на весь учебно-воспитательный процесс в целом, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Поэтому все компоненты нашей методики преподавания и обучения построены в контексте данной стратегии. 

Изучая проблемы обучения школьников, хотелось бы отметить, что учащиеся испытывают затруднения в решении прикладных задач по математике, где нужно размышлять. А самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает проблемная ситуация. Следовательно, деятельность на уроке необходимо организовать так, чтобы перед учащимися чаще возникали проблемные ситуации, тем самым способствуя развитию навыков самостоятельного мышления с использованием их «багажа знаний». 

Анализируя педагогический опыт, можно отметить, что организации уроков, построенные на взаимообучении, позволит скорректировать данную ситуацию. Следующим шагом в работе над решением выбранной проблемы, было запланированное совместно с коллегой объединение теории вариации и процедуры исследования урока, а затем успешная интеграция их в коллаборативную форму Исследования в действии Action Research, с помощью которого можно было бы узнать в правильном ли направлении движется учитель. За основу взяли этапы исследования в действии [1, с.209] Совместно с коллегой определён был класс и тема урока для исследования: 8-ой класс «Площадь треугольников и четырехугольников». 

Исследуемый 8 класс выбран был неслучайно. Дело в том, что в целом это класс со средней успеваемостью, но для улучшения необходимо, чтобы учащиеся научились самостоятельно размышлять над выполнением предложенной задачи, что позволило бы им полностью, теоретически и практически, усвоить материал урока. На данном уроке планировалось обобщить и систематизировать знания у учащихся по изученной теме и отработать практические навыки решения разнообразных задач. Основной процесс урока, разработанного с коллегой, был направлен на развитие навыков самостоятельного мышления у каждого учащегося, который реализуется во взаимообучении.

 Наблюдая за работой учащихся, можно отметить, работа пошла по схеме «от простого к сложному» и у них данные навыки отрабатывались постепенно по мере продвижения от одной задачи к другой. Выбранное учащимися направление работы верное и соответствует уровню их способностей. Рассмотрим к каким выводам по результатам урока мы пришли. Планируя урок, обратить внимание на учёт потребностей учащихся, а именно необходимо формировать навыки самостоятельного определения учащимися траектории собственного развития на данном уроке согласно цели обучения, например, дать возможность объективно оценить свой уровень знаний и поработать над решением затруднений. Для налаживания атмосферы сотрудничества на протяжении всего урока выбрать наилучшие формы её организации, где каждый удовлетворен своей ролью. 

«Скрытая» дифференциация показала, что выполняет возложенную на неё функцию: учащийся выполняет все задания, согласно требованиям к знаниям, умениям и навыкам по данной теме, предварительно не зная о том, что выполняет разноуровневые задания. Но при подборе заданий надо будет поработать над содержанием математических задач, желательно, чтобы они были интересными для учащихся и сподвигли их на поиск решения. Парная и индивидуальная формы работы учащихся на уроке оправдали возлагаемые на них ожидания, но в дальнейшем надо будет рассмотреть возможность организации взаимообучения в микрогруппах для развития свободной, умеющей принимать решения и нести за них ответственность личности. Для улучшения процесса оценки учебных достижений учащегося рассмотреть возможности составления более уточненных критериев, чтобы была дана обратная связь даже по небольшой работе ученика на каждом этапе урока, которая бы задала хорошую порцию мотивация для него. Основываясь на результатах первого урока и для решения выявленных проблем преподавания и обучения, которые являются общими для всех учителей, мы решили продолжить Исследование практики в действии. Темой исследования в действии был выбран поиск ответов на вопрос «Как развить навыки решения прикладных задач через взаимообучение?» Потому что учащиеся могут решать задачи, которые направлены на развитие знания и понимания основных математических терминов, но не справляются с заданиями на критичекое мышления, анализ и синтез, оценивание. С чего началось исследование? 

- Изучение руководства для учителей по программе повышения квалификации «Эффективное преподавание и обучение». - Беседа с психологом школы для ознакомления с психологическими характеристиками (способностями восприятия и понимания) учащихся 10-го класса. - Были выбраны три ученика: А, В, С. Учащиеся А и В являются аудиалами, а учащийся С воспринимает информацию визуально. Мы запланировали изменения, которые были внесены в собственную практику преподавания и обучения, для развития навыков само- и взаимообучения. Как это воплощалось на практике? Были отобраны прикладные задачи по целям обучения. Для того, чтобы обучить своего одноклассника решению прикладной задачи необходимо самому уметь ее правильно решить, поэтому каждому учащемуся было предложено самостоятельно предварительно решить эти задачи в рамках проблемного обучения.

 Для развития навыков критического мышления было предложено обсудить найденное решение задачи задавая вопросы высокого уровня. Также применялась «саse» (кейс) технология, которая подразумевает самостоятельный и совместный поиск решения поставленной проблемы. В ходе которого анализируется информация из условия задачи, ведется разносторонний поиск решений и принятие соответствующих действий. Наблюдаемые учащиеся выполняли роль патроната – помощников учителя. Таким образом, учащиеся А и В выполнили возложенные на них обязанности согласно критериям оценивания. Учащийся С выполнил предложенное задание, но не смог объяснить найденное верное решение своим одноклассникам. Что получилось? 

Результаты наблюдения за учебной деятельностью учащихся А и В наглядно показывают их успешную работу по решению прикладных задач и взаимообучению, которые были получены в ходе внедрения изменений в практику учителей. 

Учащиеся могут дать устное и письменное пояснение сложных процессов; привести доказательства своим доводам и отстоять свою точку зрения; 

выдвинуть творческую идею;

 владеют навыками сравнения и оценки достоверной информации по исследуемому объекту. Можно заметить по итогам внутреннего суммативного оценивания как возросли у учащихся навыки математического мышления и восприятия, умение связывать решаемые задачи с реальными процессами.  Что не получилось? Ученик С показал, что умеет решать задачи самостоятельно, но навыки объяснения своего решения одноклассникам еще необходимо совершенствовать. 

Наши дальнейшие действия: 

- Развивать навыки взаимообучения начиная со второго цикла Исследования практики в действии. 

- Расширить области применения прикладных задач, устанавливая межпредметную связь.

 - Развивать навыки само- и взаимообучения учащихся. 

Анализ собственной практики по исследованию в действии показал, что это возможность данная учителю выступить и в качестве коллеги, и в роли ученика. Думаем, что это помогает ему сделать обзор процесса преподавания и обучения с разных ракурсов, выявить основные проблемы, найти возможные пути их реализации, внедрить и улучшить свою практику, в целях выполнения всех обязательств, возложенных на учителя. Одним словом, исследование в действии – способ, позволяющий учителю познать себя в этой роли, воспринять самого себя как критического мыслителя, сопровождающего учеников в мире познания и развития. [1, с.209] 

Литература: 

1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Программа курсов повышения квалификации педагогов ОШ РК. ЦПМ. 2013г. стр. 209 

2. Журнал «Педагогический диалог» № 2(4) 2013г.; № 1(7) 2014г.; № 3(9) 2014г. № 1(15) 2016г.

 3. Boomer, G. «Решение проблем: случай для исследования в действии в школах». (1985). NJ: Boynton/Cook. 121-129. 

4. Tsafos, V. «Общение учитель-ученик в ходе исследования в действии». (2009). Educational Action Research. 17(2) 197-211.

269 0
НУРГУЛ ШАЙХИЕВА, ТОЛКЫН ИБРАШЕВА, учителя-модераторы по математике НИШ ХБН г. Атырау Ұлы дала ұстазы № 000279
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: