Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI288

Работа с интервалами на уроках сольфеджио

«Интервал – одна из первичных

 форм музыки. Мелодия,

 в сущности есть выявление

 интервалов»

Б.В. Астафьев

 

Причина, побудившая меня выбрать методическую тему «Работа с интервалами на уроках сольфеджио» - это недостаточно развитый слух учащихся. Дети не слышат нижний звук интервала - основной, не могут выстроить верхний голос. Освоение слухом интервалов – это основа выработки многоголосия (2,3 голоса).   

Выстраивая свою методику по теме самобразования, я в первую очередь начинала диагностировать своих учеников: какие у них способности, возможности, резервы. Затем через общение организовывала поведение и их деятельность, оценивала их работу и поступки. 

Работа над развитием интонационного слуха – это очень длительный процесс. Ведь развитие интервального слуха – это результат развития систематического слухового восприятия. Оно развивается на протяжении всех лет обучения в музыкальной школе. А вот как оно разовъется, зависит от желания учащихся их ситематичности в занятиях и выстроенной методики преподавателя. Для того, чтобы детям было легче воспринимать этот материал, я разработала ряд дидактических пособий. Обороты из детских песен, которые у них на слуху, дети быстро запоминают.

Чтобы запечатлеть интонационный облик интервала в сознании учащихся, предлагаю им запомнить их по начальным интонациям знакомых песен или каких либо ассоциаций, то есть формирую индивидуальный «портрет» интервала. Это   дидактический материал в виде карточек-подсказок, которыми пользуются дети на протяжении нескольких уроков, а затем запоминают их. А для развития   интереса к занятиям у учащихся применяю различные формы: игры, конкурсы, творческие задания (построение одноголосного, двухголосного мелодического рисунка через интервалы), музыкально-математические задачи… По результатам выполненных заданий видно, насколько быстро ориентируются ученики в интервалах.

Шагая в ногу со временем, учитывая интересы детей к коммуникативным технологиям, включаю в структуру урока освоение программы «Финал». Учащиеся очень любят работать в этой программе - подбор к мелодии второго голоса, построение интервалов является освоение темы в творческой форме. А когда они исполняют свое сочинение в классе на два голоса, они довольны вдвойне, ведь это их творение.

Ни один урок сольфеджио не обходится без пения-обучения учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом любые интервалы, в любом направлении, в разных метроритмических условиях, услышать и определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу и вне лада. Веду работу над двумя основными сторонами - изучение гармонического свойства интервала как основы «фонизма», одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности. Также над изучением мелодического свойства интервала – основы строения и выразительности мелодической линии. Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании интервалов при чтении с листа, написании диктанта, пении вне лада, быстро и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, является результатом трудоемкой работы преподавателя и ученика.

Одним из направлений моей педагогической деятельности по осуществлению методики обучения является восприятие мною способов мышления учащихся, их интеллектуального уровня резервных возможностей и выбор в связи с этим наиболее эффективных путей для развития их музыкального слуха. Ведь развитый музыкальный слух впоследствии дает возможность: воспринимать, осознавать и переживать музыку. Хотя стаж работы 39 лет, но чтобы провести урок продуктивно, я готовлюсь к нему тщательно, продумываю все пути, учитывая индивидуальность детей, я использую дидактические принципы- «систематичность, доступность, последовательность в обучении».

Дидактический материал и все новое собираю в свою копилку и постоянно ее пополняю, чтобы в дальнейшем использовать его в педагогическом процессе.

Работа преподавателя очень трудоемка и сложна. Приходится тратить много сил, творческой энергии, быть терпеливой и сдержанной во всем: в эмоциях, и упреках. Но как приятно, когда, практически, все ученики хорошо пишут слуховые диктанты, читают с листа, чисто интонируют. А когда профессиональная комиссия на конкурсах по сольфеджио моим ученикам присуждает призовые места, еще больше радуюсь. Значит, я на верном пути. Есть успехи, результаты и есть к чему стремиться.

522 23
Марина Лапина, КГКП «Детская музыкальная школа» отдела образования по городу Курчатову УО ВКО, преподаватель по классу фортепиано и сольфеджио, ВКО, г. Курчатов Ұлы Дала Ұстазы № 000084
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *:

Анара
4 октября 2021 18:23
Марина Евгеньевна творческих успехов вам!
Амирханова Гаухар
Амирханова Гаухар
4 октября 2021 19:45
Сатілік серік болсын
Лилия
4 октября 2021 20:18
Замечательный человек,прекрасный учитель!
Эльдар Геберт
4 октября 2021 20:26
Прекрасный педогог!!!!! Успехов Вам!
Айнагуль Аскарова
4 октября 2021 20:36
Марина Евгеньевна успехов Вам!!!👍👍👍😍😍😍
Ulzhan
4 октября 2021 20:50
Спасибо за Ваш труд!
Нургуль
5 октября 2021 10:23
Удачи Марина Евгеньевна
Saule
5 октября 2021 10:46
Дальнейших творческих успехов!!!
Марина
5 октября 2021 11:59
Удачи успеха желаю Вам
Лидия Лобкова
5 октября 2021 12:16
Творческого продвижения в работе с детьми.
Мира
5 октября 2021 12:19
Сәттілік тілеймін сізге!
Жанар Адылханова
5 октября 2021 12:31
Марина Евгеньевна, удачи!
Галина Васильевна
Галина Васильевна
5 октября 2021 12:32
Успехов вам!
Гульсим
5 октября 2021 12:33
мықты маман иесі👍 барлық бастауларыңызға сәттілік сізге 👏
Меруерт
Меруерт
5 октября 2021 12:37
Марина Евгениевна успехов Вам в работе и достижения новых высот!!
Айгуль
5 октября 2021 12:42
Очень хорошо,доступно и интересно молодец!!!успехов в работе 👍
Құндыз
5 октября 2021 13:06
Удачи Вам Марина Евгеньевна!
Акежан
Акежан
5 октября 2021 13:42
Прекрасный учитель!!!!! Успехов вам!
Салтанат
5 октября 2021 13:48
Успехов вам!
Людмила
Людмила
5 октября 2021 14:35
Всем удачи в Вашем не лёгком труде!
Спасибо что Вы у нас есть!
Марина
Марина
5 октября 2021 15:27
Успехов в работе!
Марина
Марина
5 октября 2021 15:28
Марина Евгеньевна! Вы самая лучшая!
Асель
5 октября 2021 22:23
Марина Евгеньевна желаю успехов