«Интервал – одна из первичных
форм музыки. Мелодия,
в сущности есть выявление
интервалов»
Б.В. Астафьев
Причина, побудившая меня выбрать методическую тему «Работа с интервалами на уроках сольфеджио» - это недостаточно развитый слух учащихся. Дети не слышат нижний звук интервала - основной, не могут выстроить верхний голос. Освоение слухом интервалов – это основа выработки многоголосия (2,3 голоса).
Выстраивая свою методику по теме самобразования, я в первую очередь начинала диагностировать своих учеников: какие у них способности, возможности, резервы. Затем через общение организовывала поведение и их деятельность, оценивала их работу и поступки.
Работа над развитием интонационного слуха – это очень длительный процесс. Ведь развитие интервального слуха – это результат развития систематического слухового восприятия. Оно развивается на протяжении всех лет обучения в музыкальной школе. А вот как оно разовъется, зависит от желания учащихся их ситематичности в занятиях и выстроенной методики преподавателя. Для того, чтобы детям было легче воспринимать этот материал, я разработала ряд дидактических пособий. Обороты из детских песен, которые у них на слуху, дети быстро запоминают.
Чтобы запечатлеть интонационный облик интервала в сознании учащихся, предлагаю им запомнить их по начальным интонациям знакомых песен или каких либо ассоциаций, то есть формирую индивидуальный «портрет» интервала. Это дидактический материал в виде карточек-подсказок, которыми пользуются дети на протяжении нескольких уроков, а затем запоминают их. А для развития интереса к занятиям у учащихся применяю различные формы: игры, конкурсы, творческие задания (построение одноголосного, двухголосного мелодического рисунка через интервалы), музыкально-математические задачи… По результатам выполненных заданий видно, насколько быстро ориентируются ученики в интервалах.
Шагая в ногу со временем, учитывая интересы детей к коммуникативным технологиям, включаю в структуру урока освоение программы «Финал». Учащиеся очень любят работать в этой программе - подбор к мелодии второго голоса, построение интервалов является освоение темы в творческой форме. А когда они исполняют свое сочинение в классе на два голоса, они довольны вдвойне, ведь это их творение.
Ни один урок сольфеджио не обходится без пения-обучения учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом любые интервалы, в любом направлении, в разных метроритмических условиях, услышать и определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу и вне лада. Веду работу над двумя основными сторонами - изучение гармонического свойства интервала как основы «фонизма», одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности. Также над изучением мелодического свойства интервала – основы строения и выразительности мелодической линии. Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании интервалов при чтении с листа, написании диктанта, пении вне лада, быстро и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, является результатом трудоемкой работы преподавателя и ученика.
Одним из направлений моей педагогической деятельности по осуществлению методики обучения является восприятие мною способов мышления учащихся, их интеллектуального уровня резервных возможностей и выбор в связи с этим наиболее эффективных путей для развития их музыкального слуха. Ведь развитый музыкальный слух впоследствии дает возможность: воспринимать, осознавать и переживать музыку. Хотя стаж работы 39 лет, но чтобы провести урок продуктивно, я готовлюсь к нему тщательно, продумываю все пути, учитывая индивидуальность детей, я использую дидактические принципы- «систематичность, доступность, последовательность в обучении».
Дидактический материал и все новое собираю в свою копилку и постоянно ее пополняю, чтобы в дальнейшем использовать его в педагогическом процессе.
Работа преподавателя очень трудоемка и сложна. Приходится тратить много сил, творческой энергии, быть терпеливой и сдержанной во всем: в эмоциях, и упреках. Но как приятно, когда, практически, все ученики хорошо пишут слуховые диктанты, читают с листа, чисто интонируют. А когда профессиональная комиссия на конкурсах по сольфеджио моим ученикам присуждает призовые места, еще больше радуюсь. Значит, я на верном пути. Есть успехи, результаты и есть к чему стремиться.