Процессы глобализации в мировой экономике и политике; быстро меняющиеся требования к профессиональным навыкам на современном рынке труда; востребованность в высококвалифицированных специалистах, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов страны обусловила необходимость обновления системы образования Республики Казахстан.
Современные реалии таковы, что выпускникам школ необходимы: навыки кооперации, сетевого взаимодействия; умения работать в режиме проектной деятельности, нешаблонных и нестандартных образовательных (и производственных) ситуациях; владеть английским, казахским, русским языками и т. д. Все эти тенденции был учтены при разработке обновленной программы среднего образования Республики Казахстан.
В настоящий момент реализация программы осуществляется в следующих направлениях:
• Внедрение обновленной программы среднего образования;
• Апробация системы критериального оценивания обучения;
• Реализация системы повышения квалификации педагогов.
Данные инновационные процессы требуют в реализации методической работы применения технологий, методов и стратегий аутентичных обновленной программе. Таким образом, в рамках подготовки педагогического коллектива школы к процессам обновления содержания среднего образования были инициированы следующие методические проекты:
• Создание и развитие школьного и межшкольного сетевого сообщества;
• Разработка и реализация плана развития школы;
• Организация работы по обеспечению психологической и методической готовности педагогов школы к процессам обновления содержания среднего образования;
• Подготовка педагогов школы по программе повышения квалификации педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования в филиалах “Центра педагогического мастерства” и “Научного центра повышения квалификации педагогических кадров “Өрлеу”.
Первым шагом в формировании сетевого сообщества стал процесс создания команды лидеров школы, функции которой заключается в инициировании и организации работы по реализации инновационных подходов в школьной практике. В школе команду лидеров составили учителя первого, второго и третьего уровней. Команда лидеров провела исследование стартовых позиций в школе, используя диагностический инструментарий уровневой программы переподготовки педагогических кадров. Методологическую основу плана развития школы составили:
идеи о взаимосвязи мышления и речи Л. Выготского, диалогического обучения С. Мерсера, Р. Александера;
таксономии педагогических целей в познавательной сфере Б. Блума; организации сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса А. Либерман, П. Баллантнн, Д. Чапмен, Д. Асприн;
идеи лидерства в обучении (Д. Фрост, Д. Макбет).
Исходя из стартовых позиций школы, мы определили следующие ключевые цели преобразования школьной практики:
Глобальная цель: улучшение обучения и преобразование школьной практики через профессиональное развитие учителей школы (через внедрение технологий 7 модулей уровневой программы и организацию сетевого взаимодействия участников образовательного процесса).
Локальная цель: внедрение диалогического обучения в школьную практику с целью:
• развития мотивации учащихся гимназии;
• развитие у учителей навыков организации взаимодействия, диалога субъектов образовательного процесса (в классной комнате, во взаимодействии с коллегами, родителями). Был разработан долгосрочный план развития школы, в котором были определены цели, ожидаемые и промежуточные результаты, критерии успешности. Выделены ожидаемые риски. Определены мероприятия по оценке изменений в ходе преобразований школьной практики.
Предусмотренные планом развития, процессы менторинга и коучинга, Lesson Study, исследования в действии направлены на расширение и развитие взаимодействия между учителями внутри и вне школы. Нашу работу по преобразованию школьной практики поддержали школьные методические комиссии (далее МК). Именно с руководителями МК мы начали обсуждать возможности для развития школы, потенциал учителей методических комиссий. Несмотря на возникновение новых форм повышения квалификации педагогов (в том числе, дистанционных) именно методическая работа в школе остается тем пространством, где и происходит профессиональное и личностное развитие учителя.
Главной задачей руководителей МК в качестве коучеров было – содействовать улучшению практической деятельности учителей, выбора направления работы и способов активного использования образовательных стратегий уровневой программы. Исходя из потребностей школы, и руководствуясь тем, что «критическое мышление и диалогическое обучение являются ведущими современными педагогическими понятиями, актуальными для развития преподавания и обучения» [5, с.168], были определены темы коучингов: «Критическое мышление» (как один из аспектов пропаганды нового образа мышления), «Диалогическое обучение» (как основной подход к формированию данного мышления), «Использование ИКТ в преподавании и обучении» (как представленный инструментарий для реализации новых подходов в преподавании). Таким образом, тематика коучингов не только отражала ключевые идеи Программы, но и была структурирована на три взаимосвязанные и взаимообусловленные сферы: образ мышления, используемые методы и подходы и инструментарий для их реализации.
Во время проведения коучингов учителя проявляли заинтересованность, активность в выполнении практических заданий, были креативны. Оказался ценным опыт работы с коллегами разного возраста и квалификации, преподающих разные дисциплины. Важно, что мы имели возможность находить ответы, делиться друг с другом своими идеями, активными мыслями, обсуждать предположения, дискутировать, добавлять свои собственные вопросы по мере их возникновения. Взаимодействие с коллегами в совместной работе над проблемами заставляют учителя взглянуть на свой урок как бы со стороны. В тоже время учителям очень хочется услышать от коллег о практических находках, и сами они “в кулуарах” с удовольствием делятся интересным опытом.
Поэтому в практику работы МК был внедрен процесс Lesson study - действенный инструмент совершенствования, как процессов преподавания отдельных учителей, так развития профессионального потенциала педагогов МК. Являясь демократичным способом улучшения педагогической практики и вовлечением в равной степени всех участников МК в процесс «исследования урока», данный вид методической работы активизировал весь профессиональный потенциал педагогов и внес изменения в подходах обучения.
В ходе реализации Lesson Study у педагогов изменилась внутренняя мотивация: учителя сами определяли цели, постоянно анализировали свою профессиональную деятельность и затруднения, проводили рефлексию собственной деятельности, задумывались о возможности раскрытия своего творческого потенциала и самореализации. Уроки, построенные на основе новых подходов и применением новых методов и приемов, позволяют отметить, что учащиеся и педагоги приобретают навык рефлексии, анализа, синтеза, стремятся помочь друг другу.
Проведение Lesson study позволило реализовать новые возможности педагогов: умение анализировать ситуацию, просчитывать ресурсы, представить весь ход работы, выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам, возможность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей. Таким образом, организация процессов преобразования школьной практики (менторинг, коучинг, Lesson study) приносит свои плоды. При совместной работе педагоги, не только активизируются, но и изменяются качественно.
Коллаборативный подход в организации методической работы улучшает процесс профессионального саморазвития учителей, а это в свою очередь влияет на практику преподавания и обучения.
“Я осознала, что технология критического мышления способствует активному осмыслению нового материала, где дети не только познают и применяют, но и анализируют, наблюдают, делают выводы, одним словом активно развивают собственные навыки. За этот год и я вырослапрофессионально, и более утвердилась в мысли, что если ты считаешься хорошим учителем, ты должен постоянно развиваться, учиться новому, совершенствовать свою практику преподавания”, - пишет в рефлексивном отчете один из учителей МК, имеющий 30-летний стаж педагогической деятельности. “Если мы хотим улучшить качество преподавания, способствовать развитию ключевых компетенций ученика – мы должны изменить себя, свой образ мышления, свои жизненные установки, свои действия в классе. Идею взаимообучения в методической работе считаю наиболее эффективной”, - делиться своими впечатлениями молодой учитель. Новой ценностью методической работы стала культура взаимодействия и поддержки, профессионального диалога.
Большая работа проводится по расширению границ сетевого взаимодействия участников преобразования школьной практики. КГУ «Общеобразовательная школа №2» стала опорной школой по распространению идей уровневой программы в рамках проекта «Ведущая школа». Школамипартнерами школы стали 8 школ г. Усть-Каменогорска. Возможности продуктивного взаимодействия, профессионального общения имеют виртуальные сетевые сообщества, которые позволяют в неформальной атмосфере решать проблемы обучения, обмениваться педагогическим опытом. В ходе работы над расширением сетевого сообщества школа стала модератором страницы сетевого сообщества учителей г. Усть-Каменогорска на портале “Мой мир” mail. ru, сетевого сообщества учителей школ-партнеров “Великолепная девятка” на портале cpm. kz. На этом же сайте организовано виртуальное сетевое сообщество школы. Был разработан портал сетевого сообщества “Общеобразовательная школа №2” (http: //school260. wixsite. com/school2), на котором функционируют: блоги школ-партнеров проекта “Ведущая школа” и школьных методических комиссий; информационный и новостной блок; форум и чат; календарь сетевых событий; файлообменник. В коллективе формируется «культура распространения лидерства» [4, с.168].
Данный процесс связан с организацией опытно-экспериментальной работы школы по проблемной теме «Развитие способностей субъектов образовательного процесса в условиях обновления содержания среднего образования и внедрения современного менеджмента качества образования». Таким образом, мы актуализируем необходимость внедрения стратегий уровневой программы, обновленного содержания среднего образования в системе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы и индивидуальной опытно-экспериментальной работе учителя.
Развивая сетевое сообщество (как инструмент преобразования школьной практики), мы учитываем «голос ученика», информируем родителей о процессах, происходящих в школе. Ученики и родители рассматриваются нами как активные участники процесса развития школы. Таким образом, через процессы менторинга, коучинга, Lesson Study сформировалось сообщество учителей, учеников, родителей, участвующих в процессах изменения школьной практики. Мы видим, что регламентируемые программой повышения квалификации стратегии методической работы взаимосвязаны с обновленной программой среднего образования.
Продуктивное профессиональное взаимодействие педагогов обеспечивает эффективное обучающее взаимодействие учащихся.
Литература:
1. Алан Дж. Уильямс, Сарбасов Н. С. Менеджмент и лидерство в образовании. - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014
2. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия – Псков ПГПИ им. С. Кирова, 2014
3. Дадли П. Lesson Study: руководство. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2011
4. Руководство для учителя второго (основного) уровня. Программа курсов повышения квалификации педагогических кадров РК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
5. Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня. Программа курсов повышения квалификации педагогических кадров РК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012