Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.
Джон Дьюи – философ, реформатор образования.
Успешной и эффективной может быть только такая система образования, которая понимает запросы своего времени и чётко реагирует на них. Современный учитель должен понимать, что влияет на формирование личности в 21 веке и какие навыки способствуют её самореализации. В настоящее время практически каждый педагог ищет наиболее подходящую технологию обучения для усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся и роста успеваемости. Поэтому на уроках математики стараемся подобрать такие методы обучения, которые позволят учащимся достичь целей обучения.
По определению Ю. К. Бабанского: «Методы обучения- это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. Требования к методам обучения: Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников. Основными задачами инновационной деятельности учителя на уроках математики являются оптимизация учебного процесса, повышение эффективности усвоения знаний, умений и навыков, развитие алгоритмического мышления, способностей к математическому творчеству. Эффективность процесса обучения зависит от применения методов обучения. В последнее время в системе образования широкое распространение получили инновационные методы обучения. [1]. Одним из инновационных методов обучения является исследовательское обучение.
Одна из задач образовательного процесса — это мотивация учеников на исследовательскую деятельность. Использование педагогических приемов, секретов и навыков превращает каждый урок в познавательное, интересное мероприятие, а школьников — в думающих, инициативных и креативных личностей, которые не боятся применять теоретические знания на практике. Исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетов современного образования. Поэтому важно в школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности учащимся сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Организуя исследовательскую деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого учащегося, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Одним из методов исследовательского, который мы применяем на уроках математике является метод кейс –технологии.
Cуть метода: использование в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. [2]. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.
Результаты: выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая −конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Эффективность способствует развитию умений:
анализировать ситуации;
оценивать альтернативы;
выбирать оптимальный вариант решений; составлять план осуществления решений.
Действия учителя в кейс – технологии: создание кейса или использование уже имеющегося;
2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
4) организация презентации решений в малых группах;
5) организация общей дискуссии;
6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
7) оценивание учащихся учителем.
Работа ученика с кейсом:
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап - выделение основной проблемы (проблем),
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Пример. Математика. 8 класс. Кейс «Статистические характеристики». Тип кейса: практический. Для каждой группы учащихся готовим кейсы, в которых содержатся:
1. Правила работы с кейсом.
2. Инструкция работы.
3. Описание ситуации: «Вам представлены краткие статистические данные о социально-экономическом положении в регионах Республики Казахстан. Данные рассчитаны в соответствии с принципами современной методологии, что позволяет сопоставить их с международными показателями».
4. Задания группам – Используя данные кейса «Социально – демографические показатели РК» (1 группа – численность населения Атырауской области в период с 2014 по 2019 г, 2 группа – численность мужчин, 3 группа – численность женщин), вычислите статические характеристики: моду, размах, среднее арифметическое по годам (2017, 2018, 2019г. г), подготовьте презентацию.
5. Информационный материал.
Каждая группа защищает свой проект, учащиеся проводят самооценивание и взаимооценивание, обмениваются мнениями о своей работе. Метод, который мы начали использовать на уроках математики - смешанное обучение — образовательный тренд, который с каждым годом набирает обороты. Эта технология обучения позволяет сочетать традиционные формы аудиторной работы с современным онлайн-технологиями. Все учащиеся делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Каждая группа работает в отдельной части класса — станции. В течение урока ученики переходят от станции к станции так, чтобы побывать на каждой из них.
Состав групп меняется из урока в урок в зависимости от педагогической задачи. [3] Зона работы с учителем.
Цель: предоставить каждому ученику эффективную обратную связь;
Методы: объяснение материала; обсуждение результатов, заданий, проектов; обратная связь по теме урока и работа над материалом, вызывающим затруднение.
В этой зоне мы предлагаем учащимся задания по пройденной теме, объясняем, как решать задания, отрабатываем темы по подготовке к СОР и СОЧ, каждому учащемуся мы предлагаем выбрать из дифференцированных заданий тот уровень, который он сможет решить. Для каждого учащегося готовим карту самоконтроля, где они в течении урока отмечают свои плюсы и минусы. По итогам анализа карт самоконтроля, к следующему уроку готовим задания по теме, которая вызвала затруднения у учашихся для достижения цели обучения.
Зона онлайн обучения.
Цель: предоставить каждому учащемуся возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, саморегуляцию и научиться учиться;
Методы: интерактивные тесты, задания; онлайн задания; тренажеры с автоматической проверкой; учебные игры. На станции онлайн обучения мы предлагаем учащимся для закрепления пройденной темы использовать электронные образовательные ресурсы: https: //bilimland. kz/ru/, https: //twig-bilim. kz/ru, https: //itest. kz/ru.
Зона групповой работы.
Цель: дать возможность применить знания и навыки в новых практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную от одноклассников;
Методы: групповые практико – ориентированные задания; проекты; творческая мастерская; составление схем и таблиц, кластеров; решение проблемных вопросов. Мы предлагаем учащимся совместно решить проблемную ситуацию, возникшую при изучении новой темы. Задача. Используя данные, указанные в условии задачи, найдите расстояние между недоступными пунктами А и В, расположенными на разных берегах озера.
Задача. Найдите ширину озера АВ, если АС=12 м, ∠С=600 , ВС=15 м. Учащимся дается время на обдумывание, на обсуждение идеи. Таким образом, применение активных и интерактивных методов в процессе обучения математике способствует оптимизации учебного процесса, повышению информативной емкости изучаемого материала, а также повышению эффективности усвоения математических знаний.
Литература:
1. Жигачева Н. А. Активные и интерактивные методы обучения на уроках математики. // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1;
2. Гладких, И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов / И. В. Гладких // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2005. Вып. 2. С. 169–194.
3. «Шаг школы в смешанное обучение» Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б.