Для учителя всегда важен результат его обучения и для меня успешность обучения — это успешность моих учеников. Вопрос, как достичь высоких результатов обученности учеников на уроке математики и какие есть пути решения этой проблемы, всегда стоит предо мной. И моей основной проблемной темой является «Пути достижения высокого уровня успешности учеников».
Каждый раз решая вопросы преподавания учитель растет профессионально и в этом учителю помогает один из основных приемов «Исследование в действий», действия совершенствующие практику преподавания.
Перед исследованием думаешь над подстановкой вопроса, который может решить хоть в какойто доле эту проблему. Начинаешь искать причину и следствие. Почему снижается качество работы ученика при проверке, теряет баллы, потому что допускает ошибки, а ошибки допускаются, если учеником недостаточно изучена тема и можно ли как-то уменьшить ошибки? И как это можно исправить. Так пришла к вопросу исследования «Предупреждает ли появление математических ошибок метод аналогии и сравнения».
Ожидаемые результаты: повышение уровня учебных достижении учеников по математике. Для фокус-группы взяла все классы, в которых я преподавала 10 K, L, M. Исследование проводилось индивидуально. Следующим же шагом было сбор данных. Обратилась к литературным источникам, провела консультирование с коллегами, которые вели математику в параллелях, вела наблюдение в классе. Основным источником стала книга, заслуженного педагога П. М. Эрдниева «Укрупнение дидактических единиц как технология обучения» ІІ часть, который в течение 30 лет исследовал технологии обучения. В математике метод аналогии и сравнения является научным эвристическим методом познания, для более глубокого осмысления темы и умозаключения. Для более успешного проведения аналогии, ученики должны уметь сравнивать. Сравнение лежит в основе аналогии.
Сравнение–это установление сходства и различия рассматриваемых объектов. Чтобы сделать верные выводы при сравнении надо знать требования, условия для сравнения: -сравниваемые понятия должны быть однородными; -сравнение проводится по существенным признакам; -должно быть полным и доведенным до конца. При аналогии делается умозаключение об объектах, например, объекты А и В:
А обладает свойствами a, b, c, d В обладает свойствами a, b, c Вероятно В обладает и свойством d. Заключение сделанное по аналогии является вероятным его достоверность надо доказать или опровергнуть. Метод аналогии и сравнения применяла по разделам, «Исследование функции и построения графиков функции» и «Стереометрия», для определения схожести и различия свойств функции и объектов плоскости и пространства. При анализе данных взяла все показатели сумматвных работ учеников по разделам и четвертям. И именно в каких четвертях были разделы в которых применялся метод аналогии и сравнения и результаты мониторинга за сентябрь и январь:
Таблица 2 По первой таблице видно, что по классам качество обучения заметно повысилось во второй и четвертой четвертях. В этих четвертях и рассматривались разделы, где применялся метод аналогии и сравнения. Такое изменение улучшение можно увидеть на второй таблице, где показаны результаты мониторинга по тем же разделам. При опросе учеников, большинство сказали, что, сравнивая можно определить аналогичность следующего вывода.
Таким образом можно сделать вывод, что данный метод открывает возможность для более глубокого понимания темы и не допущения ошибок. Так как не у всех учеников наблюдалось изменения качество обучения, решила изменить план к следующему исследованию в действии, взять группу учеников.
Литература:
1. «Укрупнение дидактических единиц как технология обучения» ІІ часть, П. М. Эрдниев
2. Использование аналогии и сравнения при изучении математического анализа. Ситникова И. В., Хохлова М. В.
3. Руководство для учителя образовательная программа курса профессионального развития «Исследования в практике учителя»