1. Сущность и значение патриотического воспитания
Патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в результате которого у ребенка формируются представления, взгляды, убеждения, патриотическая позиция. Именно в дошкольном возрасте идет процесс социальной адаптации, жизненного определения, становления личности, формируются основные нравственные качества. Поэтому патриотическое воспитание детей является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных организаций. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образования стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
По определению С. А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. В детском саду патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и патриотического поведения.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в рамках приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагогов, родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего поколения. Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать ее, уважение обычаев культуры других стран и народов. В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте, когнитивный – обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию, поведенческий – выполняет диагностическую функцию.
Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к ее прошлому и настоящему.
Особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы) делают нравственно-патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений образовательно-воспитательной работы в ДОО.
Патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания. Исходя из этого, основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому, детскому саду, городу, стране;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и к культурному наследию своего народа;
-воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа;
- расширение представлений о городах Казахстана; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Итак, в содержание патриотического воспитания входят такие составляющие, как: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; знания об истории, культуре, традициях своего народа, своей малой родины; проявление познавательного интереса и уважения к прошлому и настоящему своей Родины, к традициям и обычаям своего народа; чувство национального достоинства; активная творческая деятельность на благо Отечества.
2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В каждом возрасте патриотическое воспитание имеет свои особенности. В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых имеет свои особенности и возможности познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. В этот период происходит формирование нравственно-духовной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающей реальности.
Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. Дети старшего дошкольного возраста способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной.
Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
3. Формы, методы и средства краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных организаций, способствующие патриотическому воспитанию детей
Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Цель краеведения в дошкольных организациях — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры). К основным задачам краеведческой работы в ДО можно отнести следующие:
– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
развивать бережное отношение к городу (природе);
формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:
– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;
– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п. – экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;
– праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;
– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;
– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
– виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения. Значимым в работе методом является метод проектов. Интерактивно-выставочные проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В ходе проведения интерактивновыставочных проектов готовятся выставки книг познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии, творческие работы, выполненные совместно с родителями). Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей. Использование такого многообразия форм и методов способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города. Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДО.
Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу. Поэтому задачами педагогов являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к народным традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о родном городе (селе);
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту.
Список использованной литературы:
1. Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". - Аккорда, 2017 г.
2. Татаренцева Е. В., Кузнецова С. П., Васильева В. Н., Бездетко Е. В. Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 532-535. — URL https: //moluch. ru/archive/139/39208/ (дата обращения: 06.06.2019).
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет. — М.: Сфера, 2007. — 224 с.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. / С. А. Куликова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
5. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 32-34. — URL https: //moluch. ru/th/4/archive/74/2864/ (дата обращения: 16.08.2019).
6. Назарбаев Н. А. Семь граней Великой степи / http: //www. akorda. kz/ru/.