«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до современно реальной действительности сокращается с невероятной быстрой» М. Горький
Исходя из принципов моей педагогической деятельности, а так же целей и задач ее реализации, считаю что главной компетенцией каждого учителя –предметника становится его обновленная роль – роль проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в огромном море информаций.
Новые образовательные технологии на данный момент являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающих.
Развиваются технологии – изменяются требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В наше время мы, учителя должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Сразу же возникла необходимость в новой модели обучения, построенная на основе современных информационных технологий.
Чтобы урок был интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения. Эти образовательные технологии выполняют следующие задачи:
1. Научить ребенка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимую информацию.
2. Сформировать у учащегося стремление к продолжению образования и пониманию его необходимости и значимости собственного становления.
3. Идти в ногу со временем и использовать научно – технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования. Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащего с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.
В учебном процессе задействован ученик, его познавательная и творческая деятельность. Можно использовать много педагогических технологий проблемного развивающего дифференцированного, рефлексивного, коллективной творческой деятельности, групповой, игровые технологии методы проекта (часто мною используемый на уроке русской литературы, компьютерной технологии. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим развивающим и интересным.
Главная потребность сегодняшнего дня - это использование современных образовательных технологий на уроке и в воспитательной работе. В своей педагогической активно использую технологии проблемного обучения. Образовательная система, которая сейчас формируется, – это система максимально эффективного использования времени обучающегося. Именно в этом видится, прежде всего, эффективность обучения.
Подача материала должно быть так организована, чтобы все органы чувстве которые при этом могут быть задействованы участвовали в обучении. Надо чтобы человек жил процессом восприятия потока информации и потом осваивал то, что он получает, закреплял это в том числе и сам себя проверял. И вот именно новая техника дает возможность гораздо в большей степени эту идею самообразования реализовать, чтобы человек учащийся понимал, что он делает, как он это делает и зачем он это делает. Те образовательные, учреждения, которые всерьез вовлечены в процесс освоения информационно-коммуникационных технологий, уже серьезно озабочены этой проблемой.
Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные среда (компьютер, аудио, кино, видео)для достижения педагогических целей, а если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии»-ИКТ. Необходимо вывести уровень знаний обучающихся на требуемый, соответствующий потребностям современности. Учитывая, что учебный процесс может осуществляться не в традиционной аудитории, а с помощью ИТК, очень многое следует тщательно продумать и потом трансформировать в технологию, которая позволит, с одной стороны обучающемуся осуществлять самоконтроль в процессе обучения, а с другой – эффективно контролировать его извне, добиваясь нужного уровня качества знаний. Кроме качества обучения, важно обратить внимание на воспитание обучаемого.
Классический подход в педагогике свидетельствует о том, что воспитание является частью обучения и это, безусловно, так. На современном этапе персональный компьютер, в том числе и встроенный в сеть, стал средством обучения, но одновременно он стал и средство воспитания. Несмотря на то что процесс обучения вообще сугубо индивидуален, человек не порывает связей с окружающим миром. И вот от того насколько человек, обучающийся посредством персонального компьютер готов включиться в реальное общество и общение насколько он приспособлен к жизни, где неизбежны коммуникации как личные так и опосредованные через компьютер, настолько и сами знания но и умения получать эти знания и общаться с другими людьми, общаться опосредованно через технику или просто глаза в глаз. Поэтому в решение проблем, связанных с навыками общения компьютер может во многом помочь и, более того, он просто неизбежен, необходим. Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время: во вступительном слове учителя или учащихся, на этапе представления учебной информаций, при усвоения учебного материала в паре с компьютером, при повторении и закрепления усвоенных знаний, навыков, умения во внеурочное время, при подготовке внеклассных мероприятий.
Использование новых технологий на уроке позволяет дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся, изменяет не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя, он становится разработчиком новых технологий обучения.
Литература:
1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации 1999-2000гг. -М., 2000. -168с
2. Образование XXL век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999- 196с
3. Открытое образование – объективная парадигма XXL века/Под общ. ред. В.П. Тихонова – М. МЭСИ 2000. -288с 4. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные в дистанционным обучения/ А.И. Яковлев//ИТК в дистанционном образования. -МИА:1999. -С.14-16