Сейте разумное, доброе, вечное…
Н Некрасов.
Есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание.
Желание стать учителем появилось у меня с детства.Я, как и многие мои сверстники, любила играть в школу, представляла себя учителем. Я и мои братья и сестры, соседские дети часто играли «в школу». Но тогда даже не предполагала, что учитель – моя будущая профессия. Поступив в Саранское педагогическое училище им. Абая в 1987 году на специальность «учитель начальных классов», я была несказанно рада и уверена в выборе профессии, ведь это была моя мечта. В сентябре 1991 года я устроилась на работу по специальности в свою родную школу учителем 3 «а» класса. Конечно, не хватало опыта работы. Но любовь к своему делу и к ученикам помогала преодолевать трудности.
Наблюдаешь за детьми, которые впервые сели за школьную парту, сначала робкими и смущенными, но такими разными. А затем изо дня в день они постепенно привыкают к тебе, учатся понимать и понемногу начинают читать, писать, решать простые учебные задачи, начинаешь чувствовать себя счастливой и понимаешь, что именно ты ведешь их от незнания к знанию и делаешь это по-доброму и с радостью.
Учителем я работаю 30 лет и все эти годы нахожусь в постоянном поиске. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Я стараюсь достичь того взаимопонимания и взаимоуважения, чтобы дети видели в учителе не только наставника, но и друга. Учитель 21-века должен быть информированным, готовым к общению, целеустремленным, способным к самосовершенствованию.Современный урок должен быть актуальным и интересным. Его невозможно представить без применения ИКТ, и я стараюсь активно их использовать.
Каким же должен быть Учитель? Несомненно, ответственным, ибо родите ли доверили ему своих детей, и он отвечает за них. Учитель должен любить детей. Мой коллега, учитель с большим стажем, как-то сказала мне: «Не бойся быть с детьми доброй и ласковой. Доброты и любви никогда не бывает много. И через много лет увидишь в них ростки посеянного тобой добра». Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условий. Любить ребенка - значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков. Я люблю своих детей. Я уже не смогу без десятков смешных, восторженных, лукавых, влюблённых глаз моих учеников. Когда учитель любит свою работу, своих учеников, то он старается сделать всё, чтобы его подопечные получили не только те знания, которые он должен им дать, а становились уверенными в себе личностями, умеющими отстаивать свои убеждения, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли стремящиеся к своей цели молодые люди.Посвящая себя работе с детьми, учитель заботится о том, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, с интересом, а не по обязанности. Важно, чтобы на уроках дети переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ребёнка я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Урок прошёл отлично, если каждый ученик ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, с родителями.
Первый учитель – самый важный человек, который первый поможет преодолеть трудности. Я стараюсь сделать все, чтобы мои ученики испытывали радость при встрече и чувствовали себя тепло и уютно рядом со мной.Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Меняетсяполитика в области образования. Меняется и роль учителя.Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. Перед учителем ставиться еще одна глобальная задача – научить своих учеников жить в обществе и адаптироваться в жизни.
Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе. Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. «Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам», - Блез Паскаль. И как учитель, я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верной тропе. Учитель указывает путь детям в огромный неведомый мир, полный противоречий, помогает постичь законы жизни.
Сохранить душевную близость на долгие годы со своими учениками – мечта, наверное, любого учителя. Важным условием в этом является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей, защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. Это учитель, как мать, наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Каким образом ребёнок может понять, что его в школе и в классе любят и уважают?Открытость и доброжелательность при общении с детьми очень важен для их эмоционального и психологического состояния. Можно выразить своё расположение, поддержку и любовь простым прикосновением (погладить по головке, игриво потрепать по волосам, положить руку на плечо) И ещё не менее важный момент в общении с детьми: как бы вы ни были заняты, крайне необходимо выкраивать время на индивидуальное общение с ребёнком. Важно в профессии учителя - научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, просыпаться, идти туда, где тебя ждут и любят, где тебе тепло и уютно, и тогда все у тебя получится! Быть учителем - это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и, прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. Я люблю свою профессию.
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего. А педагог – это проводник по «золотой лестнице» детства, ведущий в светлое, мирное завтра, в будущее.
Нам каждый год встречать и провожать
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать
И с каждым мигом становиться чище, лучше.