«Учительство - не труд, а отречение,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мучения,
И в этом видеть свет и благодать…»
«Профессий в современном мире немало, но каждого специалиста создает именно преподаватель. «Для каждой эпохи был свой портрет идеального учителя. Но во все времена ценили, прежде всего, знание своего предмета, общую эрудицию и хорошие взаимоотношения с учащимися. В современном представлении идеальный преподаватель кроме глубоких знаний, должен обладать такими качествами как доброта, внимательность, чувство юмора, такт. Он должен уметь увлечь всю аудиторию, иметь индивидуальный подход к каждому учащемуся, а также хорошо выглядеть. Преподаватель должен любить свою работу и, прежде всего, быть хорошим психологом. Как говорил Антон Павлович Чехов «В человеке всё должно быть прекрасно - и одежда, и лицо, и душа, и мысли». А в педагоге - тем более! Образ учителя должен вдохновлять воспитанников к творчеству, он влияет на формирование представлений, установок, ценностей, мировоззрения воспитанников и способствует формированию имиджа педагога».
Профессия учителя, как нам всем известно, одна из самых важных и ответственных профессий в мире. Я бы даже сказала, что «мать профессий». Потому что изначально, только учителя вкладывают ребенку первые установки того, кем он станет в будущем. Только в школе, в учебных процессах создается такая атмосфера, где ребенок получает необходимые навыки, умения, формируются разные способности, которые становятся основой будущей его жизни.
Учительство, в целом вообще, наитруднейшая специальность и человеку, еще не решившему в себе, быть ему учителем или нет, лучше не вступать порог школы. Потому что, повторюсь, это весьма ответственная профессия. Все будет зависеть от вас, каким будут твои учащиеся в будущем. Но человеку, который четко осознал это, быть учителем принесет только много радости и счастья, хотя работа будет не из легких.
Я поняла радость работы педагога дополнительного образования, можно сказать, уже проходя учебные практики. Там мы открыто взаимодействовали с детьми, проводили кружковые занятия, как настоящие полноценные учителя сотрудничаем и разделяем радостные моменты с детьми. И к этому хочу еще добавить то, что в наше время работать в дополнительном образовании и трудно и интересно сразу. Всегда приходится не только учить других, но и постоянно учиться самому, так как ныне используются новые информационные технологии: компьютеры, проекторы, интерактивные доски. Со временем надо идти в ногу, поэтому постоянно приходится изучать новые программы, методики, использовать современные информационные технологии практически на всех кружковых занятиях. Тем более, учитывая новые тенденции образования в нашей стране, современный государственный образовательный стандарт нового поколения, есть несомнительная вероятность того, что теперь учителям придется работать с удвоенной силой и преодолевать удвоенные трудности.
Я занимаюсь с детьми 5-10 лет, и это не случайный выбор. В этом возрасте ребенку нравится все, чем он занимается, начинают проявляться способности к определенным видам деятельности, начинают формироваться интересы. Быть свидетелем и помощником в этом занимательном процессе доставляет мне огромное удовольствие. Понимание того, что я могу выявлять любовь и способность детей к танцам в столь раннем возрасте, развивать эти способности, давать детям возможность заниматься любимым делом и испытывать от этого счастье, делает и меня счастливым человеком.
Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник).
Я как педагог решаю важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными. Все это позволяет мне чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.
Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования. Я свою работу организую на основе культурно-исторического и личностно-деятельностного подходов.
Процесс обучения направлен на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Я стараюсь выстраивать отношения с детьми на основе доверия, взаимопонимания. Обучаю основам мастерства через игру, труд и творчество. Составляю план мероприятий таким образом, чтобы каждый ребенок мог оказаться в «ситуации успеха».
В процессе воспитательной работы с детьми, прививаю базовые национальные ценности: любовь к Родине, ценность семьи, здоровья, образования, уважение к труду и творчеству, содействую эстетическому развитию.
В работе придерживаюсь дидактических принципов: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип системности и последовательности, доступности, наглядности. Но основным принципом в работе с детьми считаю принцип гуманного отношения и любви к детям.
«Любовь к детям выражается в качестве знаний, которые учитель дает ученику, потому истинная любовь заключается в том, чтобы так поработать с ребенком, чтобы он имел жизненную перспективу, получил знания, необходимые ему для личного успеха в жизни, для получения образования, и дорогу в жизнь получил, эффективный билет в жизнь, дающий возможность себя реализовать». Мне близка эта позиция.
Помню, когда-то мне преподаватель говорила, что наша профессия «живая», что требует постоянного движения и прогресса. Тогда я была всего лишь студентом 1 курса педагогического института, и поэтому не совсем понимал значение этих слов. Ну а теперь понимаю, что она была права, ведь каждая трудность, в пути учителя, не позволяет нам стоять на месте, а наоборот требует постоянно быть в курсе всего, что происходит вокруг нас, начиная от глобальных событий и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Потому что профессия учителя – это «вечная молодость», твое окружение – дети и ты должен жить и дышать как они, чтоб в истине понимать их и в свою очередь оптимально развивать и сформировать из них субъектов общества. А это легко удается, как мне кажется, если знать основной принцип – знать все ответы на любые вопросы детей.
Конечно, бывает такие моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей дает учителям силы, которое постепенно возрастает на желание творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Но иногда бывает минуты, когда опускаются руки и, казалось бы, всё, все возможности исчерпаны, но, придя в клуб и увидев детей, хороший педагог должен осознать, что он нужен им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.
Хотела бы я чтоб, учитель современного общества, стал, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии, так как та степень самоотдачи, которая присуща людям данной профессии, должна быть оценена должным образом современным обществом.
Для себя я определила миссию педагога: «Любить детей и свое дело. Передавать детям знания и прививать навыки, которые дадут возможность им реализовать себя в жизни».
Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Это — профессионал, знающий все о своем предмете. Это — творец, постоянно пребывающий в поиске. Это — человек, всегда готовый поделиться своим теплом. Это — человек, всегда окруженный светом детских улыбок. Это — волшебник, зажигающий детские сердца!
Делая концовку, хотела бы цитировать выражение, которую прочитал в каком-то педагогическим журнале или газете, к сожалению сейчас уже не помню: «Главное гореть самому и уметь тепло этого огня доносить до каждого ребенка» - и хотела бы сказать, что этими словами должен руководствоваться каждый педагог.