В послании Президента РК к народу Казахстана особо подчеркнута забота о подготовке кадров, мыслящих широко, масштабно знающих современное производство и передовые технологии. Современные условия обучения в профессиональных учебных заведениях требуют внедрения инновационных технологий в учебный процесс, что позволяет развивать у обучающихся профессиональные и специальные компетенции, учат работать на опережение в своей профессии [1].
Все это накладывает на учебные заведения профессионального образования высокую ответственность за качество подготовке специалистов. В то же время изменилось и само производство. В индустрию страны внедряются новые современные технологии, изменилось отношение к рабочим кадрам и специалистам со стороны работодателей.
Профессионализм-это настоящее чудо, и чтобы создать это чудо, ведется целенаправленная деятельность через систему дуального обучения. «Дуальное обучение – это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательного организации, а практическая – на рабочем месте». При этом основной принцип дуальной системы обучения- равная ответственность Саранского технического колледжа и предприятиями города, с которыми заключены договора по госзаказу за качество подготовки кадров [2].
На современном этапе развития перед Саранским техническим колледжем стоит ряд вопросов:
- Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг?
- Как организовать обучение?
- Как добиться нормального трудоустройства выпускников?
И ответ на эти вопросы, дала система дуального обучения. В программе дуального обучения определены цели, задачи, составлен план подготовки квалифицированных рабочих и специалистов под потребность предприятий, возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей социальных партнеров. Основой системы дуального обучения является параллельное обучение в колледже и на предприятиях (ТОО СШТФ «Галекс плюс», ТОО «КazTehna», Ресторан «Имидж» и др.). Это позволяет решить главную задачу Саранского технического колледжа - разрыв между теорией и практикой современного производства. Такое обучение максимально приближено к конкретным
запросам производства, и работодатели будут получать готовых, знающих свое дело специалистов.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон-предприятий работников государства. Для предприятия ТОО «КazTehna» это возможность подготовить для себя кадры, с меньшими затратами на расходы по обучению и поисками желающих научиться данной профессии.
Для обучающихся в нашем колледже, дуальное обучение-отличный шанс легче адаптироваться к взрослой жизни. Преимуществом дуального обучения является обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя, и оно максимально приближено к запросам производства [4].
Примечательно, что участникам дуального обучения взято небольшое количество обучающихся, в которой достигается высокая мотивация получения практических знаний, формируется психологическая установка будущего работника. Предприятия: ТОО СШТФ «Галекс плюс», ТОО «КazTehna», Ресторан «Имидж» и другие на основе взаимовыгодного партнерства получают готовых специалистов, обученных по их требованиям. Для этого в Саранском техническом колледже разработаны программы дуального обучения, по следующим специальностям: 10130300 - Организация питания, 07230100 - Швейное производство и моделирование одежды, 07150600 - Слесарное дело. Суть преобразований сводится к тому, что дуальные знания студенты получают в двух различных заведениях: теоретические знания - в нашем колледже, практические формы обучения проходят на предприятиях, с которыми заключены договора. Чередование практики и теории продолжается в течении всего учебного года.
На сегодняшний день дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки кадров в Республике Казахстан. Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться в окружающем мире. Во время обучения они получают за свой труд на данных предприятиях денежное вознаграждение, а после окончания-работу, к которой хорошо подготовлены. Студенты на дуальную систему обучения приступают с первого курса, что позволяет изучать цикл общеобразовательных и специальных дисциплин, формирующих основополагающие профессиональные знание, умения и навыки. В этом случае, дуальная система, становится для обучающихся полигоном, на котором проверяется качество полученных знаний, закрепляется теоретический материал, формируются практические навыки и умения, что очень важно в контексте требований времени. Все это усиливает практическую направленность подготовки специалистов путем внедрения их в учебном процессе большого объема производственной практики, что значительно повышает профессиональную мобильность выпускников.
С внедрением дуальной системы обучения происходит изменение организации всего учебного процесса, в основе которого рациональное сочетание в течении всего учебного года теоретической подготовки и расширенной производственной практики на предприятиях [3].
Преимуществом дуального обучения – является:
- Адаптация к производственным отношениям в коллективе;
- Студент больше работает с производственными проблемами;
- Учится принимать решение и нести ответственность за выполненную работу;
- Формируется новая психология будущего специалиста;
- Обучение приближено к реалиям данного предприятия;
- Оценка качества подготовки студентов проводится руководством предприятий;
- Высокий процент трудоустройства выпускников.
Говоря о внедрении дуальной системы обучения в Саранском техническом колледже, необходимо подчеркнуть, что мы работаем уже значительное время. Для этого мы планировали и проводили совместные заседания круглого стола между инженерно-педагогическим составом и социальными партнерами, по темам:
- «Через годы – в день сегодняшний» - профессии, востребованные временем. С участием руководителей предприятия ТОО «КazTehna», ТОО СШТФ «Галекс плюс»;
- Внедрение дуального обучения в учебно- воспитательный процесс: «Перспективы организации бизнеса»;
- Развитие профессиональных навыков, будущих специалистов путем применения дуальной системы обучения, с участием руководителей Ресторана «Имидж» и ТОО СШТФ «Галекс плюс».
Проходя практику на предприятиях социальных партнеров, у работодателя складывается мнение о навыках, умениях и знаниях наших студентов в избранной профессии: одновременно, обучающиеся во время прохождения практики на предприятиях получают возможность познакомиться с режимом работы, с условиями и возможностями данного предприятия.
Работодатели участвуют в присвоении квалификации, итоговой аттестации с присвоением квалификации по избранной и отработанной на предприятии по специальности. Кроме этого мастера п/о, преподаватели специальных дисциплин проходят стажировку на предприятиях социальных партнеров, принимают участие в семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая уровень своей квалификации и осваивая новые технологии и современное оборудование [4].
Подготовка 65 специалистов новой формации, способных максимально адаптироваться к изменившимся условиям рынка и требованиям работодателей, проходит в колледже с 2013 года, по специальностям: 10130300 - Организация питания (мастер п/о- Астахова Ирина Сергеевна), 07230100 - Швейное производство и моделирование одежды (Райханова Ботагоз Куанышевна), 07150600 - Слесарное дело (Блажко Михаил Александрович).
Подготовкой специалистов занимаются высококвалифицированные мастера п/о и преподаватели специальных дисциплин прошедшие курсы повышения квалификации: Райханова Ботагоз Куанышевна - мастер п/о, по теме «Система профессионального образования в Австрии. Дуальное образование», Астахова Ирина Сергеевна – мастер п/о, по теме «Дуальное образование» - Қәсіпкор. Полученные знания на курсах, успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс с 2013года. В процессе подготовки будущих специалистов можно использовать разнообразные методы, но наиболее эффективным из них является дуальное обучение. Применение такой технологии, как дуальное обучение, является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых. Дуальное обучение отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Оно приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность действовать самостоятельно и подчинятся, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. Помимо этого, достоинством дуального обучения, является радикальное сокращение времени, накопление опыта, который накапливается в течении малого времени, и даже может быть получен в течении одного, двух месяцев [5].
Основным критерием, определяющим правильность использования и применения дуального обучения в учебном процессе, является достижение цели обучения с учетом условий, в котором будет проходить производственная практика.
Хорошее и правильное дуальное обучение, способствует формированию психологических качеств личности студента, становлению трудовой деятельности, чувства коллектива, товарищества. Таким образом, дуальная система обучения – это инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов. Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры, не только в нашем колледже, но и в целом по Республике.
Примечания:
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан 2011-2020 годы.
- Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение- перспективная система обучения в ТИПО», 2012 г.
- Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии.2010. №2.С.68-96
- Дуальное образование [электронный ресурс]. Режим доступа: ru.wikipedia.org
- Камербаев А.Ю., Кашук Л.И. Для подготовки кадров новой формации // Современное образование.2012. № 2.С.55-57.