Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI907

Инновационные технологии обучения, их роль в активизации познавательной активности у учащихся на уроках русского языка и литературы

Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое — это и есть инновация.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.

Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучающегося в процессе решения определённого типа задач.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с обучающимися, позиция делового сотрудничества с ними, приобщение их к современным социальным и профессиональным проблемам. Это методы, позволяющие самоутвердиться, как учащимся, так и преподавателю.

Большинство людей считает, что если нет нового практического средства, то нет и инновации. Следует отметить, что «новых практических средств» в педагогике не так уж и много. Следовательно, инновации не могут быть сведены к созданию только средств. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на занятии, как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.

2. Понятие  термина «Инновационное технология обучения», сущность классификация и направления инновационных технологий.

Инновационное технология обучения - это современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Это совокупность и система функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Она выступает и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути и способы обучения, и в качестве системы принципов, алгоритмов и регуляторов, применяемых в учебно-воспитательном процессе, и в качестве реального образовательного процесса.

Инновационная технология должна отвечать на вопросы: как наилучшим способом организовать учебную (коллективную) деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей; что должны уметь, знать и иметь субъекты педагогического взаимодействия, чтобы обеспечить успешную деятельность. Понятие инновации в педагогической науке
 В этих условиях учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
 В настоящее время много внимания уделяется инновационным образовательным технологиям. Что обозначает эта терминология?
Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.
 Объяснения сущности педагогических инноваций очень противоречивы. В «Профессиональной педагогике», дается следующее определение: «Инновации – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований»

Получается, что нет нового практического средства – нет и инновации. Однако все не так просто: «новых практических средств» в педагогике не так уж и много. Значит, инновации не могут быть сведены к созданию только средств. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.
 Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей. Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу «известно - неизвестно»), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу «было – не было») позволил отнести к общим педагогическим инновациям:
 1. не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;
 2. гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;
 3. основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;
 4. технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.
 В настоящий момент из числа средств развития образовательного процесса в первую очередь следует выделить переход от интуитивной разработки к научно обоснованному созданию педагогического проекта, к обоснованности каждого элемента и этапа, нацеленность на объективно диагностируемый конечный результат, а также внедрение его на практике.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методические рекомендации по решению проблемы: «Инновационные технологии обучения, их роль в активизации познавательной активности у учащихся»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках через использование инновационных технологий

Активизация — (лат. activus деятельный) усиление, оживление деятельности, активности; переход к более подвижному состоянию, к решительным действиям.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной. Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В современной   начальной школе ребенка  недостаточно   обучить    только чтению, счету и письму. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Ребенка необходимо обеспечить  новыми умениями, важнейшее из которых- это умение учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению,   самоорганизация и саморазвитие.

То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, так как урок без них может стать скучным и малоэффективным. 

Как известно, усвоение любого материала    трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей.  Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими  сложностями осваивают этот же материал. 

Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках   так, чтобы большая часть его была освоена  школьниками самостоятельно.   «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ричард Олдингтон.

 Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.

Методические рекомендации практическому решению проблемы внедрение элементов инновационных технологий в учебный процесс для повышение интеллектуальной активности учащихся для этого я предлагаю:

Диагностика - точное определение результатов дидактического процесса . 

Цель диагностики своевременно выявление , оценивание и анализ течение учебного процесса. 

Без диагностики невозможно эффективно управлять дидактическим процессом , достичь результатов. 

  1. Диагностическая работа для определения уровня обучаемости

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: Совершенный и несовершенный вид глаголов.

1) Глагол несовершенного вида отвечает на вопросы: 


 

            что Сделать?

             что Сделал?

             что   Сделаю?

 

Потрудился

Скатился

Похудел

Не разбился


 

 

Глагол совершенного вида все дела уже СОВЕРШИЛ, то есть  закончил, завершил.

Глагол несовершенного вида действие НЕ СОВЕРШИЛ,   он его только начал, но не закончил, не завершил.

Задание 1.                                                                

Что нового узнали на уроке?

Задание 2.

Вставьте нужные вопросы в определение:

        Глагол  совершенного вида  отвечает на вопросы:  ………, ………, 

        Глагол  несовершенного вида  отвечает на вопросы:  ………, ………, 

Задание 3.      

   Выпишите глаголы совершенного вида:

Слепил,  схватил, чинил, стукнул, поссориться, мириться, примёрз, буду рисовать, нарисую, подарю.

  1. Разнообразные инновационные методы обучения    на уроках русского языка и литературы.

1.Прием «Корзина»

Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. 

Вопросы:

1. Самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признаки, количество, не называя их. ( местоимение)

2. Вместо каких частей речи употребляются местоимения?

( сущ., прилаг., числ., наречий. Поэтому они называются местоимениями - вместо имени)

3. Синтаксические признаки местоимений. ( зависят от того, какую часть речи они заменяют)

4. Сколько разрядов местоимений по значению? (9)

5. Перечислите разряды местоимений? ( личные, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределенные, отрицательные, определительные, указательные)

2. Прием «Чтение с остановками

Особенности его использования в технологии критического мышления заключается в том, что текст читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время остановки идёт или обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

               «Притча о Рыцаре и драконе», урок 4 «Добродетель и порок»

1 часть

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда.

 - Кто такой рыцарь?

- Каким вы его себе представляете?

- Какими качествами обладают рыцари?

- В какой жизненной ситуации оказался рыцарь?

2 часть

Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

-Кого увидел рыцарь у озера?

- Что вы знаете о драконах?

3 часть
 Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.

- Почему рыцарь начал сражение?

- Долго ли продолжалась битва?

4 часть
 И тогда из последних сил дракон спросил:
 - Рыцарь, а ты чего хотел-то?
 - Воды попить.
 - Ну, так и пил бы…

- Оправдана ли отвага рыцаря в битве с драконом?

- Как мы можем назвать такую отвагу?

3. Синквейн

Правила написания синквейна:

  1. Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.
  2. Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  3. Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
  4. Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  5. Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.
  1. Книга.
  2. Объемная, интересная.
  3. Вдохновляет, помогает, объясняет.
  4. Открывает читателю новые знания.
  5. Произведение.

4. Дискуссионная карта

Да 

Дискуссинный вопрос 

Нет 

1.Мы увидили в чем заключается красота любви. Она в самопожертвовании – маленькой птички.

2."Он пел о любви ,которая обретает совершенство в смерти , о той любви , которая не умерает."

Оправдана ли гибель Соловья? 

Гибель была напрасной. Девушка не полюбила Студента. Он выбросил Розу.

2.Студент разочаровался предпочёл метафизику.

  1. Элементы инновационного технологии  обучения    на уроках русского языка и литературы.

1. Объяснение новый   темы .  

Просмотр короткометражный фильм  «Книги в нашей жизни» https://www.youtube.com/watch?v=hYEe2E242zg   


2. Упражнение 

Упражнение 422Б Послушайте аудио ««Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета « Щелкунчик» https://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM 

Упражнение 422В 

Какими красками ты нарисовал(а) бы музыку цветов?

Подбери прилагательные, которые характеризуют цветы. Как ты думаешь, есть ли в цветах музыка?

3. Игра 

VI. Игра «Доскажи словечко»: "Вежливые слова".

- Первый шаг к доброте - это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:

Зазеленеет старый пень, когда услышит: (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим: (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощание говорят: (до свидания)

- Какие еще вежливые слова вы знаете? (Доброе утро, добрый вечер, спокойной ночи, будьте добры, извините, приятного аппетита, крепкого здоровья).

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационные технологии способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность. Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей. Учебное взаимодействие на уроке должно выстраиваться по нескольким линиям: ученик-учитель, ученик-учитель-ученик, ученик-ученик. Только тогда будет достигнут необходимый качественный уровень личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Важным средством для обучения детей является использование нестандартных форм и методов, таких, как внеклассная работа, так как это помогает избавиться от скованности и напряжения, формируют интерес к учению. Во время подготовки к таким урокам задействован не только учитель, но и ученики, они демонстрируют свои заготовки. Доказано, что во время проведения таких уроков начинают активно работать даже самые слабые дети. Темы и формы нетрадиционных занятий бывают самые разнообразные и зависят только от целей урока. Их главная задача – сделать урок насыщенным и интересным, отойти от однотипности. К примеру, на уроках русского языка рационально использовать уроки — соревнования, викторины, взаимопроверки или же самопроверки. Такие виды работы всегда положительно принимаются детьми младших классов, они очень ответственно к этому относятся, так как выступают в роли учителя.

И всё же важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы начального образования.

Преимущества педагогических технологий

  1. В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс;
  2. Позволяют достигать поставленные программой целей по конкретному учебному предмету;
  3. Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;
  4. Обеспечивают интеллектуальное развитие детей , их самостоятельность;
  5. Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
  6. Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  7. Это чёткая организация на развитие творческой деятельности;

Это мониторинг (своевременный промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся )

В поисках решения проблемы я использую  в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникативных технологий, педагогику сотрудничества ,интерактивного обучения, проектного обучения, технологии проблемного обучения, игровых технологий и при помощи здоровьесберегающего подхода . 

 

4.ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Барышева А. В. Инновации : учебное пособие. – М. : Дашков и К° , 2010. - 380 с.
     Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 65.9(2); Авторский знак И665; Инв. номер 2304823-ЕФ
     Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2313473-КХ
  2. Белокрылова О. С. Теория инновационной экономики : учебник. – Ростов н/Д. : Феникс , 2009. - 376 с.
     Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311673-КХ
  3. Волынкина М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности : проблемы теории. – М. : Аспект-Пресс , 2007. - 192 с.
     Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.621; Авторский знак В703; Инв. номер 2280356-ЕФ
  4. Зверев А. В. Инновационная система России : проблемы совершенствования. – М. : Статистика России , 2008. - 207 с.
     Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2314942-КХ
  5. Инновационное развитие : экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. – М. : ИНФРА-М , 2010. - 624 с.
     Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2320805-КХ

 

 

313 0
Назерке Қанжанова Школа КГУ «Общеобразовательная школа имени Абая» Учитель русского языка и литературы Ұлы Дала Ұстазы № 001451
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: