Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают большие деньги за короткие занятия, но воспитанных и гениальных детей от этого больше не становится. Проблемы с речью, эмоциональным развитием, памятью, вниманием никуда не деваются, будь то Монтессори или любые другие новомодные развивашки. Многие родители на детских площадках, гуляя со своими карапузами, просто фантазируют от гордости тем, что занимаются по Монтессори и всесторонне развивают своего ребенка. Они готовы платить любые деньги, чтобы их малыш занимался «самыми лучшими, физиологичными» развивающими занятиями. Однако для меня эта методика во многом спорна.
Программа Марии Монтессори многие годы остается самой востребованной и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде». Основой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами. Нужно создать вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром. №1. Стимулируем ползанье! Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем
больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать. №2. Тренируем повороты и перевороты! Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение. №3. Играем в прятки! Данную методику можно начинать практиковать с 8ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами. Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами и шкафами. №4. «Играем с водой!» Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров. №5. Возимся в грязи! Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться №6. Учимся карабкаться и цепляться! Пусть ребенок взбирается на взрослого, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны постраховывать малыша сзади. №7. Занимаемся подбрасываниями! Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности. В моем садике Монтессори группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование, которое помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Хочу в кратце, остановиться на зонировании:
Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы; Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание; Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими
символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов,
деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость; В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте; Космическая зона познакомит детей с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. В чём суть методики Монтессори. Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка. Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент. Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости. Среди родителей существует миф, что методика Монтессори разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В методике Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т. к. всё же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать: не следует мешать другому ребенку, если тот занят; выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других; не нужно шуметь — это может помешать остальным; закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту; если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим! В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы. 6 базовых принципов обучения по Монтессори.
Выделяют следующие основные принципы в методике: свободное передвижение по группе; Дети изучают специальные материалы Монтессори;
Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога; В группе дети разного возраста. Обучение проходит в подготовленной среде, разделенной на различные зоны. Существует много критиков этой системы обучения, но много и последователей, и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике. К минусам можно отнести: не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим! разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших” отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.
Из плюсов можно отметить следующие: малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности, метод воспитывает свободу
личности — залог самоуважения и уважение к окружающим! нет оценок и суждений — не страдает самооценка ребенка! обучение проходит в игровой
форме — малыш учится с удовольствием!разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших. Воспитанники работают со специальными материалами и пособиями, разработанными непосредственно Марией Монтессори. Они направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, знакомство с основами счета, с основами родной речи и окружающего мира — то есть всего, что необходимо для качественной подготовки к школе.
В результате применения методик Марии Монтессори ребенок уже через несколько месяцев обучения технике игры начинает осознанно с собственным почерком исполнять довольно сложные задания. Многие дети достигают достаточно высоких целей и могут стать профессиональными музыкантами. Для остальных музыка станет приятным хобби на всю жизнь, а не остается навсегда заброшенной после детства, как это часто случается после курса советской музыкальной школы.