Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI842

Многовековая ценностная культура Тюркской колыбели в патриотическом воспитаний молодого поколения в разных периодов жизни народа Центральной Азии

           Ключевые слова: История развития ценностных культур, обучение и принципы воспитания, программа развития национального наследие и национальных видов спорта. Спортивно-патриотическое воспитание.

 

«Культурное наследие», инициированная Елбасы  Н.А.Назарбаевым, является одним из главных мероприятий в истории развития и становления нашего современного государства. В статье дается, общий образ зарождения, ценностных культур, на территории Центральной Азии, исторические материалы, становление и развитие,   а также развитие патриотического воспитания молодого поколения. Изучение исторического наследия для будущего поколения, является основополагающей задачей нашего общества, важным интеграционным компонентом национального самопознания. Вещественные археологические доказательства, представляя собой историческую материализованную память и ценность, направляет спортивную педагогику  с интересом относится к изучению и использованию научных открытий для формирования национально спортивного патриотизма, используя историко-культурного достояния и наследия наших предков.     В новых условиях суверенного Казахстана, нас всех объединяет идея гражданственности и спортивный - патриотизм, на основе спортивной педагогики, и всех событии нового тысячелетия. Анализируя культуру и общественный строй наших предков, мы приходим к однозначному выводу, как закладывались все ценности человеческого мировоззрения национальной культуры. Совершенно естественно, что сами условия и кочевой образ жизни, требовало и было направленно на развитие физических качеств, как выносливость, ловкость, быстроту и физической силы, которые передавалось через генетическое наследие от поколения к поколению. Главными атрибутами того времени являлись: (конный вид спорта, национальная борьба, стрельба из лука, владение всеми видами вооружения) того времени. Высокое воинское мастерство, ловкость в бою, физическая подготовка и выносливость, закаленность и дисциплинированностьвсе эти качества  развивались в результате постоянных занятии и формами военной подготовки.  История этнической культуры средних веков свидетельствует, о том, что первоначальное физическое развитие было связано с народными играми, ритуалами, праздниками, как одна из важных задач того времени. На народных праздниках, как праздник «Наурыз»,  возрождения природы, в этот месяц кочевники проводили свой,  малые по тем временам «Олимпийские игры». В программу, в которое входило: 

Первая неделя – поэзия и пение, алты-бакан.

Вторая неделя – национальная борьба «Казах-куресі» игры,  «Тогызкумалак», «шахматы», «лапта» и. т. д.

Третья неделя – конные виды спорта «кокпар, аударыспак, кыз-куу», стрельба из лука,   поединки на конях и саблях, владение булавой и копьем.  В честь своих почитаемых предков проводили поминки «Ас», на этих праздниках решались хозяйственные и социальные вопросы. При проведении этих игр, ставили множество «Юрт», приглашались на это торжество представителей различных родов: аксакалы, акыны, батыры, ораторов и певцов, награждение шло с большим призовым фондом до ста лошадей и верблюдов

Обычай и обряды древних предков передавались  по традициям, привычкам и правилам своих родовых общин и племен.  Воспитание будущих воинов начиналось с 7 лет.  Девиз   «спокойный- как лес, неподвижный -как гора, холодный- как туман, быстрый -как ветер, яростный в атаке- как огонь».

Обучение велось по принципу:                                                

  1. Общая физическая подготовка (гимназия).
  2. Владение разными видами оружия.
  3. Национальная борьба «казах- куресі, тогызкумалак, шахматы».
  4. Верховая езда.
  5. Искусству охоты (пешим и конным, с ловчими птицами и собаками).
  6. Слогание  стихов, пение, математике.
  7. Знание народной медицины.
  8. Умение играть на музыкальных инструментах. 
  9. Достижение внутренней гармонии и гармонии со всей вселенной.
  10. Обучение и соблюдение обычаев и традиций в семье.
  11. Обучение в Медресе.
  12. Патриотическое воспитание по всей жизни (мужеству, доброте, честности и храбрости).
  13. Обучение, знание и умение сборки и разборки «Юрты».
  14. Заготовка военного оборудования, нагрудника, шлемов, клинка, кольчуги,   спец. одежда для воинов, сапоги, штаны, щиты, шесты, копья, стрелы и.т.д..

 Ежегодно проводился ритуал в посвящение «Жигита» в 7лет и 15 лет «Молодого война».

История развития цивилизации наших предков, уходит в глубь веков и имеет богатый опыт для подрастающего поколения. В соответствии своеобразными особенностями и условиями, у кочевого народа сложились свои законы и правила в передачи накопленного опыта. Эталоном  личности молодого человека, являлся и должен был, знание восемь граней человеческих качеств - это умение вести кочевое скотоводство, трудолюбие, стойкость, смелость в бою и в жизни, знание генеалогию своего рода, поэтическим дарованием, находчивость и остроумие, владение верховой езды и всеми необходимыми боевыми орудиями того времени которыми владели старшее поколение.  Они должны были быть  сильными, физический крепкими, выносливыми и жить с гармонией природы, уметь приспосабливаться в любых условиях, ориентироваться в степи и иметь зоркий глаз орла для охоты.   От всех соплеменников того периода, требовалось высокая дисциплинированность, постоянно готовым защитить свою землю и честь племени, почитать  память предков,  не нарушать традиции предков и  уважать   старших. Отсюда и было установлены определенные законы жизни, как благословение старцев, присяга и очищение клятвой, верность традиции. Родоначальником «Скифской, Гуннской, Тюркской колыбели, является «Горный Алтай», с которым связана вся история кочевников. На протяжении многих веков, «Горный Алтай», был коридором между Центральной Азии и Востоком, и его территория служила ареной для многих исторических и культурных  контактов различных этнических групп. В настоящее время в   Алтайских горах сохранились Скифские курганы и древнетюркские каменные изваяния, а также наскальные рисунки тех исторических времен, где наши предки образовали огромную кочевую империю от Китая до Византии. Антология патриотического воспитания подрастающего поколения тех времен, и для будущего поколения было направленно, чтобы довести до каждого  молодого человека традиции и обычаи, многовековой культуры наших предков. Наша Казахстанская многовековая история делиться, на шесть великих периодов;

- Первый - это истоки от сочинении «Авеста», до нашей эры, эпоха «Саков» I – VI века до. н. э, и культурой тюркских племен»  V- VI века.

- Второй – это средний век. VII- XIV век.

- Третий – Эпоха Казахского ханства.

-Четвертый – Период упадка Казахского ханства и присоединение к России.

- Пятый- Развитие Казахстана в Советский период ( с 20-х годов до 90-х годов.

- Шестой- Подъем и развитие Национальной культуры в Независимом Казахстане.

  Изучая культуру и искусство других народов, познавая другой мир, наши предки становились мудрее Кочевники - гунны имели свой знамена,  голубого, зеленного, желтого цвета и герб. Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре, сегодня украшает административные здания во всех областях республики. Государственный флаг, ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики, и является предметом национальной гордости, и входит в ряд обязательных норм, регулирующих протоколы официальных визитов глав государств. Государственные символы для подрастающего поколения имеет огромное значение, поскольку оно воспитывает патриотическое чувство, укрепляет национальную самобытность и мировоззрение. Великий Казахский поэт, философ, классик письменной  литературы «Абай Кунанбаев» оставил назидания, о человеке: «Человек должен постоянно совершенствоваться духовно и физический», «Мастерство человека, его искусство шлифуется непрерывными занятиями и упражнениями». Можно предположить, что наши предки знали и осознанно обучали средствами физического воспитания молодых воинов, для сохранения жизни, защиты своих близких и родную землю. И до нас дошли многие произведения искусств, пословицы, поговорки, о борцах - героев, балуанов -борцах, о них сочиняли стихи, песни, эпосы, сказки в которых прославлялась сила и отвага, они становились кумирами общего народа. Один из них является легендарный Казахский борец (Балуан) (1905г.) Хаджи-Мукан, имеющий псевдоним «Кара Мустафа», победитель и призер многих стран проходившие в России, Китай, Европы, и Ср. Востоке,  южный Америки. В настоящее время его именем называют улицы в республике, и спортивные школы, ежегодно проводятся традиционные турниры борцов. Казахские национальные виды спорта являются бесценное наследие нашего народа, и для всего подрастающего молодого поколения, где формируется здоровье и развитие физической подготовки на всю последующую жизнь. Наша молодое поколение, должна стремиться быть как наш, первый Президент с 1991года Независимого Казахстана Н.А.Назарбаев, один из первых среди СНГ, создал модель идеологии сохранения межнационального диалога и мира. В самом центре Евразии, построил, неповторимую столицу- «Астана», реализовал программу «Культурное наследие», объявил курс на возвращение на родину соотечественников. Первый объявил о прекращений «Ядерной войны»,  создал народную парию «Нур- Отан» и объявил на весь мир, «Мы- за светлое будущее  Казахстана и всех жителей нашей планеты». Стремиться быть как,    царица Томирис, полководец Аттила, Кюль-Тегин, султан Бейбарс, Касым, Жанибек, Тауке, Абылай, Кенесары, Богенбай, Кабанбай, Нурызбай, Толе, Казыбек, Айтеке, Абай, Шакарим, Магжан, М.Ауезов, К.Сатпаев. Повторять подвиги Шокана Уалиханова, Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсунова, Бауржана Момышулы, Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой, Тохтара Аубакирова, Талгата Мусабаева. В искусстве, К.Баисеитова, Р.Багланова, Е.Серкебаев, Б.Толегенова, Ш.Аиманов, Б.Аюханов. В спортивном мире быть как Хаджи- Мукан, Абдусалам Нурмуханов, Кабден Байдосов, Абильсеит Аиханов, Октябрь Жарылкапов, Казбек Байбулов, Тимур Сегизбаев, Жанибек Сауранбаев, Алибек Жармухамедов, Жаксылык Ушкемпиров, Ермахан Ибраимов, Даулет Турлыханов. В спортивной- науки, как доктора педагогических наук, профессоры; А.Таникеев, А.Кульназаров, К.Адамбеков, Т.А. Ботагариев, А.Караков. С.Юмашева и многие другие. За годы Независимости в РК, проделана огромная работа в направлении спортивно-национального самосознания, уважения исторических и национальных традиции, обязывающая, дорожить ценностей национальной культуры, а именно в развитии национальных видах спорта. Использование во всех учебных заведениях нашей Республики национальные виды спорта, позволяет существенно  расширить и углубить историческое значение для   молодых людей, о важности, полезности и значимости культурных ценностей своего народа. Национальные виды спорта, поэзия, музыка, танцы, народная медицина продиктована не только в традиционном быте, но и природным, генетическим и историческими особенностями. Передовая от поколения к поколению свои традиции они верили в гармонию и соразмерность физического совершенствования и красоту тела, как неразрывно связана с духовной красотой и путь нравственного совершенствования заключалось в соотношений «Добра и Зла». Мощным механизмом в формировании мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, является основной задачей в системе спортивно - патриотического воспитания среди молодежи. Слово «Патриотизм» в переводе с греческого  языка, означает «Отечество». Спортивно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физических и духовно развитой  личности, готовой к выполнению конституционного долга, моральной стойкой,   обладающий высоким уровнем гражданственности,  чувства верности своему Отечеству. Большая работа должна вестись в XXI веке,  по формированию патриотических чувств и познания в молодом поколении, на основе исторических ценностей и традиций.  Сложившие   традиции,  должно  направлены на воспитание чувства гордости и уважения к Гербу, Флагу и Гимну республики и ответственность за результаты выступления на всех официальных спортивных соревнованиях 

Учитывая исторический опыт прошлых поколений, оценивая чувство гордости,  своих легендарных предков, здоровье молодого поколения – это политика, в котором заложена наше будущее,  привитая нам наследием и традициями наших отцов.

 

Литературы: 

  1. Байдосов К.Р. Казахская национальная борьба, Алма-Ата: Мектеп,1978.- 74 с.
  2. Аммиан фон Бек. Баламбер-хан гуннов. –Алматы: Принт, 2002.-428с.
  3. Таникеев М.Т. От байги до олимпиады.-Алма-Ата, 1983, -206с.
  4. Адамбеков К.И.   Теория    и Методика физической   культуры     и    спорта    г. Алматы. 2007 г.

 

255 0
Мұрат Адамбеков, «Шаңырақ» шағын ауданындағы Олимпиада резервінің республикалық мамандандырылған мектеп-интернет-колледжі» ҚР еңбегі сіңген жаттықтырушы,педагогика ғылымдарының кондидаты,профессоры Ұлы Дала Ұстазы № 001006
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: