Бүгінгі таңда Қазақстан Республикасының білім беру жүйесі білім беру ортасында оқу үдерісін дайындаудың жаңа кезеңіне көшті, онда белгілі бір тақырыптар тізбесі бойынша практикалық және өзіндік жұмыстардың көлемі ұлғаяды, яғни оқушылардың жаңа білімді үздіксіз өз бетінше меңгеру қажеттілігін қалыптастыруға, игерген іскерлігі мен дағдыларын бекітуге мүмкіндік туғызуға үлкен мән беру керек.
To date, the educational system of the Republic of Kazakhstan has moved to a new stage in the preparation of the educational process in the educational environment, in which the volume of practical and independent work on a certain list of topics increases, i.e. great importance should be attached to the formation of students' need for continuous independent mastery of new knowledge, creating an opportunity to consolidate the acquired skills and abilities.
На сегодняшний день, образовательная система РК перешла на новый этап подготовки учебного процесса в образовательной среде, при которой увеличивается объем практической и самостоятельной работ по определенному перечню тем, т.е. большая значимость должна придаваться формированию у учащихся потребности в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, созданию возможности для закрепления приобретенных умений и навыков.
При этом стоит учитывать и то, что данная система обучения предполагает и огромное внимание применению современных информационных технологий в сфере образования, которое располагает и обеспечивает принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования в самостоятельной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
Но надо помнить, что данный этап формирования нового уровня обучения учащихся накладывается на среднем уровне учебного процесса.
Поэтому основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы, учет индивидуальных, личностных особенностей каждого учащегося, т.е. применение инновационных форм и методов необходимо грамотно сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения.
Таким образом, изменение мотивации учебной деятельности требует изменения организации учебного процесса и, в первую очередь, расширения учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса и познавательной деятельности учащихся, основу которого составляют электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения.
Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения электронного образовательного ресурса определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных информационно-образовательных системах.
Стоит отметить, что система электронных образовательных ресурсов обеспечивает использование электронных ресурсов и сервисов в образовательных целях, т.е. представляет собой информационную образовательную систему:
1) мультимедийны, т.е. предъявление материала дает визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения;
2) навигация индивидуализирует обучение, незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю;
3) производительность освобождает от рутины и формирует информационную культуру путем автоматизации: поиска в больших базах данных, вычисления, оформления результатов;
4) восполняет нехватку оборудования и реактивов, безопасен и незаменим при исследовании микро- и макромира, общественных процессов (и организации виртуальных лабораторий);
5) интерактив заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальным тренинге и контроле с сохранением параметров и накапливанием результатов для обоснованной и объективной балловой оценки обучения;
6) коммуникативность посредством сети связывает с учащимися, учителем, внешними консультантами, удаленным (уникальным, вредным) оборудованием.
При этом многие педагоги представляют контент электронного образовательного ресурса в следующей форме:
учебника - издания, содержащего систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующих учебной программе, и официально утвержденного для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования;
учебного пособия - издания, дополняющего или заменяющего частично или полностью учебник и официально утвержденного для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования;
учебно-методического пособия - издания, содержащего материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины, ее раздела или части;
учебного наглядного пособия - издания, содержащего, как правило, изобразительные материалы в помощь изучению и преподаванию;
самоучителя - издания для самостоятельного изучения учебного материала без помощи руководителя;
практикума - издания, содержащего практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Однако, электронной образовательный ресурс также можно соотнести и как компьютерные обучающие программы либо как автоматизированные учебные курсы.
В связи с этим, нами предлагается ведение урока информатика, а точнее говоря содержание краткосрочного поурочного планирования разработать в форме ЭОР, или иначе говоря, представить как компьютерную обучающую программу.
При этом компьютерная обучающая программа обычно представляет собой систематизированное изложение определенного учебного материала для изучения одного вопроса учебной программы, включающего текстовый, иллюстративный (в том числе мультимедийный) учебный материал, гиперссылки, контрольные вопросы.
При этом компьютерные обучающие программы предназначаются как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы под руководством учителя, могут обеспечивать и получение некоторых умений и навыков, направленные на изучение некоторого раздела учебной программы, объединяются в автоматизированные учебные курсы, которые по сути являются электронными учебно-методическими комплексами.
Электронный учебно-методический комплекс по информатике традиционно является одним из самых обеспеченных с точки зрения использования электронных изданий и ресурсов дисциплин. Однако большинство ресурсов, применяемых в обучении информатике, все-таки имеют инструментальный характер, с помощью которых ученики овладевают приемами работы с конкретными информационными технологиями.
Поэтому нами разработанный ЭОР поурочного планирования предполагает интегрированную связь, иначе говоря преемственность, между учителем-предметником и учащимися.
Также стоит сказать, что данное решение не сразу отразило свои положительные стороны, т.к. учащиеся привыкли видеть и слышать учебный процесс не в интерактивной позиции, а в визуально-слуховой.
Однако, через 2-3 урока, с применением данной компьютерной обучающей программы, учащиеся стали более активно и продуктивно работать на уроках, т.е. у них проявился интерес видеть основные цели, задачи и структуру всего урока, что конечно приводит к результативным положительным оценкам.
Подводя итог всему выше отмеченному, можно сказать, что дидактические требования к электронным образовательным ресурсам как к средству информационных технологий заключаются в следующем: способность обеспечить более высокий уровень реализации таких традиционных требований, как научность, доступность, проблемность, наглядность, активность и сознательность в процессе обучения, систематичность и последовательность обучения, прочность усвоения знаний, единство функций обучения.
Таким образом, электронный учебно-методический комплекс должен рассматриваться не только как отдельные дидактические инструменты, но и как часть образовательного комплекса. А это значит, что обучение с применением электронных образовательных ресурсов даст возможность не только ознакомить учащихся с новейшими технологическими разработками, но и повысить эффективность изучения ими фундаментальных основ информатики.