Все вы знаете, что в связи с эпидемиейкоронавируса, в целях безопасности все учебные заведения, в том числе и школы перешли на онлайн режим обучения.
Преподаватели столкнулись с новой формой образования, хотя первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это прежде всего связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет и появилась «возможность предоставления доступа к учебному материалу практически из любой точки мира».
. В интернете есть много определений понятия «дистанционное обучение».Но наиболее точным по моему мнению является это определение:Дистанционное обучение– это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Целями дистанционного образования является
- процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий;
- приобщение учеников к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности;
- предоставление возможности выбора индивидуальной программы обучения учащимися, последовательности изучения дисциплин;
- получение постоянной консультации учителей;
- возможность использования учебной литературы, без её приобретения;
- предоставление учителю возможности самому решать как выстроить систему преподавания своего предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс, сделать работу учителя творческой и более свободной;
При дистанционном обучении не возникает проблем с заболевшими учителями, с количеством школьных кабинетов. У учителя высвобождается больше времени для повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству.
В системе "дистанционное обучение" выделяется три основные составляющие:
1) обучаемый с его образовательными потребностями;
2) учитель, координирующий и направляющий образовательную деятельность обучаемого
; 3) специфическая образовательная среда, в которой осуществляется процесс обучения.
Успешное функционирование системы возможно при условии, что обучаемый и обучающий готовы к взаимодействию в новой среде. Дистанционному обучению в общеобразовательном учреждении присущи следующие формы:
Чат– занятия. Все ученики имеют одновременный доступ к чату. Таким образом, обучаемый и обучающий находясь в разных точках, могут общаться как в реальности: учитель может вести урок для неограниченного числа учеников, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дискутировать, проводить контрольные и лабораторные работы, игры.
Тестирование. Предполагается, что у каждого ученика есть допуск к электронной среде общеобразовательного учреждения, в котором ученик может проходить тестирование, отвечать на вопросы форума, задавать вопросы учителям .
Форум. Учителем выносится ряд вопросов для обсуждения, обучаемые отвечают на данные вопросы. При этом могут дополнять друг друга.
Видео – конференции. Фактически это обычная конференция, на которой ученики могут подготовить различные доклады (проекты), которые будут оценены комиссией общеобразовательного учреждения и учениками. Единственное отличие в том, что ученик может находиться дома в более спокойной обстановке.
Электронная рассылка. Данная форма позволяет рассылать ученикам методические материалы, необходимые для обучения ( видео –аудио- лекции)
Таким образом, ученик, который постоянно выполняет задания - приобретает знания, то есть происходит формирование теоретических знаний и практических навыков, которые достигаются в процессе изучения материала и его отработки.
Преимущества дистанционного обучения
- Обучающийся сам определяет для себя скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.
- Обучение проходит в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует снятию эмоционального напряжения.
- Обучающийся имеет возможность получить намного больше информации
- использование современных информационных технологий
- возможность использовать неограниченное количество источников получения информации:
- компьютерные обучающие программы;
- электронные учебные пособия;
- компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
- электронные справочники;
- учебные аудио и видеоматериалы;
- информационные материалы.
Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний обучающегося
Недостатки дистанционного обучения
Отсутствие личного взаимодействия обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах.
- Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.
- Необходимость постоянного доступа к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» и учебного заведения
- Обучение ведётся преимущественно в письменном виде
- Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Хочу поделиться своим опытом
При подготовке к онлайн уроку я всегда задаю себе три вопроса:
- Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
- Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
- Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
Исходя из и ответов составляю для себя план работы:
какие учебные материалы надо создать
как «мониторить»работу ребят
как и когда предоставлять им обратную связь.
Затем выбираю платформу для связи с учениками
У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, чат,мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее.
Начинаю создавать учебные материалы
Привычные формулировки заданий в журнале “учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции.
К учебным материалам нужно добавить инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указать время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
Здесь нужно учитывать вызовы, с которыми можно столкнуться
Вызов 1. Ученики, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Надо решать индивидуально по каждому ученику
Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время.
Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google и одноклассники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками.
На этом этапе очень важно избежать следующих ошибок
Ошибка 1. Думать о том, как контролировать ученика. Необходимо думать как помочь ему учиться.
Ошибка 2. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог.
Ошибка 3. Просить учеников фотографировать абсолютно все задания и присылать вам на почту. Так можно делать только в случае с единичными учениками, у которых не получается выполнять задание и необходима ваша обратная связь. Иначе на ваш почтовый ящик будут каждый день приходить около сотни писем с фотографиями учеников.
Затем определяю, какие цифровые сервисы будете использовать
Все сервисы я распределила на несколько групп. Исходя из поставленных задач определяю, какие из них будут задействованы в работе с учениками.
Онлайн-встречи с учениками
Сервисы, с помощью которых я организовываю онлайн-урок в режиме реального времени.
Передача учебного содержания
Видео
Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.
Тесты для самопроверки
С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.
При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.
Исходя из выше изложенного я составила памятку о том, как учителю эффективно использовать дистанционное обучение?
1. Оценить возможности
Убедиться, что ученики имеют техническую возможность перейти на дистанционное обучение
2. Дать себе время на перестройку
3. Определить цели
Чего вы хотите от дистанционного обучения?
4. Адаптировать обучение под возраст учеников
В начальной школе по возможности свести к минимуму изучение нового и сосредоточиться на повторении. Если решили дать новый материал, выбрать доступный и комфортный для вас и учеников формат занятия. Например, показать короткое видео или организовать урок в режиме видеоконференции.
5. Подкрепить теорию практикой
6. Определить учебное время
Выбрать время для проведения дистанционных уроков.
7. Забыть про привычную форму урока
Одно из условий эффективной удаленной работы — это частая смена заданий и много практики.
8. Установить сроки выполнения заданий
9. Помнить об обратной связи
10. Создать четкие инструкции
Переход на удаленное обучение неизбежно вызывает у родителей школьников много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них. Родителям станет спокойнее, а вам не придется тратить время на объяснения каждому отдельно
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.