Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив преподавателей ДМШ №1 г.Семей старается развивать творческие способности детей разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет.
На протяжении многих лет мы работаем в направлении создания условий для успешности, максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала. Главный смысл нашей деятельности состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Важную роль в этом играют коллективные виды творчества: коллективное музицирование, ансамблевое исполнительство.
Музыкальное развитие ребенка определяется наличием не только музыкального слуха, памяти и ритма, но и музыкальной отзывчивости (эмоциональности), быстрой реакции, сообразительности, внимания. «Возможность успешного занятия музыкой определяют не отдельные способности как таковые» - говорит профессор В.М.Теплов – а лишь то своеобразие сочетания этих способностей, которые характеризует данную личность».В нашей работе мы постоянно ищем и совершенствуем те методы, которые в наибольшей степени способствуют раскрытию всех этих качеств.На базе ДМШ №1 была открыта группа гармоничного развития для детей 4-лет и подготовительные классы на всех отделениях для детей 6 лет.
Выявление всех данных учеников и степени их развития требует длительного и постоянного наблюдения за ними в процессе обучения. Работа по программе гармоничного развития дает такую возможность.
На оркестровом отделении успешно функционируют два состава камерного оркестра: оркестры младших и старших классов.
Совместно с отделением фортепиано мы решили использовать знания и навыки этих детей, полученные за время учебы, в камерном оркестре младших классов.
В работе с детскими коллективами мы выделяем одну из глав – элементарноемузицирование на детских музыкальных инструментах. Применение ударных инструментов, шумовых и деревянных духовых плодотворно сказывается на решении самых разнообразных задач музыкального развития учащихся. Основная форма работы с детскими музыкальными инструментами – ритмическое сопровождение репертуарных пьес оркестра, а использование шумовых и свистящих инструментов вносит определенный колорит в общее звучание.
В непринужденной обстановке игры дети приобретают навыки исполнения на шумовых инструментах, а в оркестровом классе учатся «включаться» в общее звучание. Важность этого новаторского для нашей школы решения заключается в развитии стойкого интереса к музицированию, в приобретении навыков игры в ансамбле, в возможности успешного проведения занятий как со способными, так и с менее одаренными детьми. Умело выбранный репертуар рождает уверенность у ребят в своих возможностях, активизирует их интерес.
Камерный оркестр старших классов, помимо образовательной программы, накопил большой концертный репертуар, что позволило выйти из рамок общешкольной жизни на городской уровень.
Следует отметить, что наш камерный оркестр старших классов единственный в своем роде по степени востребованности и профессиональной подготовке среди таких же коллективов музыкальных школ города.
Показателем эффективности совместной работы служит конечный результат – это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат.
Мы преследуем цель-сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и тех, кто ей обучается. Слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»-можно поставить эпиграфом к нашей работе.
В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.