Работая на протяжении многих лет в ДМШ №1 г.Семей, хотим поделиться своим опытом концертмейстерской деятельности с начинающими молодыми концертмейстерами.
Специфика работы концертмейстера в ДМШ и ШИ состоит в том, что ему приходится аккомпанировать учащимся, играющим на различных музыкальных инструментах.
Концертмейстер должен обладать хорошим музыкальным слухом, артистизмом, общей музыкальной одарённостью, умением охватить суть и форму произведения, владеть навыком чтения партитур, транспозиции, знать специфику звучания каждого инструмента.
Совместно с педагогом концертмейстер помогает приобщить ребенка к прекрасному, помогает овладеть навыком игры в ансамбле, развить музыкальность учащихся.
Начиная с первого класса, ребята учатся играть в ансамбле с концертмейстером. Без этого не обходится не одно выступление на концерте или экзамене. Детские выступления солистов – инструменталистов не всегда бывают стабильными, поэтому на концертмейстера возлагается особая ответственность. Концертмейстер должен учитывать звучание и возможности солирующего инструмента, соизмеряя с ним звучность фортепиано.
Если ребенок на концерте или экзамене, не справившись с волнением, перепутал музыкальный текст, концертмейстер должен, не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести исполнение произведения до конца, не показывая мимикой или жестами своего недовольства. Опытный концертмейстер всегда может настроить солиста перед выступлением на позитивный лад, тем самым снять нервное напряжение ребенка.
Работа с вокалистами для концертмейстеров – интересный опыт. Концертмейстеру должны быть знакомы основы вокала – певческое дыхание, правильная артикуляция, знание диапазонов голосов.
Помимо аккомпанирования детям – певцам на экзаменах и концертах, концертмейстер должен помогать учащимся в разучивании нового репертуара, выполняя указания педагога по вокалу. При этом концертмейстер должен следить за правильным звуковедением, точностью ритма, правильным произношением гласный и согласных. В процессе работы с певцами концертмейстер должен учитывать, что стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование звука вокалистом, мягкое звучание фортепиано приучает певца к правильному звуковедению.
Важным моментом в работе концертмейстера на занятиях хора является умение следить за жестами дирижёра - играть «по руке». Концертмейстер помогает дирижеру в распевании хора, предлагая различные виды упражнений, способствует формированию вокально-хоровых навыков.
На занятиях хора, при первом исполнении произведения на фортепиано концертмейстер должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему нужно точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации, при этом следить за исполнением цезур и штрихов. Это помогает хористам лучше понять суть нового произведения.
Успех выступлений хора на концертах и конкурсах напрямую зависит также от профессионализма концертмейстера.
Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает высокую работоспособность, быстроту реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, педагогический такт и чуткость.
Специфика работы концертмейстера в ДМШ и ШИ требует от него особой универсальности. Настоящий концертмейстер должен любить свою профессию, которая не приносит внешнего успеха, он всегда остается «в тени», его работа растворяется в труде всего коллектива.