Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.
Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.
Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерны меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.
Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.
Использование пословиц при изучении орфографии
Говоря о пословицах на уроках русского языка, следует решить вопрос о том, при изучении каких тем, при использовании каких приемов обучения правописанию они могут быть привлечены.
♦ Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных
На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с формой этого слова или однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.
Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы:
• Конец — делу венец.
• Кончил дело, гуляй смело,
в одной из которых имеется слово с безударным гласным, а в другой — однокоренное слово, в котором этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова конец и кончил, ставят ударение и подчеркивают гласную букву о. Пословицы являются хорошим примером к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением.
Метод подстановки применяется и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед парными согласными. Поэтому учитель обязан добиться того, чтобы учащиеся хорошо усвоили метод подстановки и не затруднялись в его применении. Пословицы, которые могут быть использованы как иллюстративный материал, не только позволяют наглядно объяснить сущность этого приема, но и, сохраняясь в памяти учащихся, служат образцом для других аналогичных случаев.
Так, в I классе ученики заучивают поговорку Береги нос в большой мороз. При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во II классе учитель вспоминает эту поговорку, записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз.
Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом з. Учитель предлагает подобрать такое однокоренное слово или изменить слово так, чтобы согласный на конце слова был слышен ясно. Дети делают вывод, что для проверки нужно, чтобы после парного согласного стоял гласный или сонорный согласный. Под пословицей записываются слова: нос — носы — носик, мороз — морозы — морозец. При этом сомнительные согласные на письме выделяются.
Таким образом, объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредоточивается на новом орфографическом правиле.
На одном из последних уроков, отведенных учителем для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, для проверки знаний учащихся по теме можно провести такую работу. В классе вывешивается плакат со следующими пословицами:
• Слаще всех плодов — плод честного труда.
• Свой глаз — алмаз.
• Дороже алмаза свои два глаза.
• Не шуба греет, а хлеб.
Учащиеся читают пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их на доске и в тетрадях столбиком. После этого в пословицах подбирают к выписанным словам однокоренные слова или формы этих же слов, с помощью которых можно было бы объяснить написание той или иной согласной на конце слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными: плод — плодов, плодить глаз — глаза, глазок алмаз — алмазы, алмазный хлеб — хлеба, хлебушек
Затем учитель обращает внимание на слова труда и шуба, которые есть в пословицах. Учащиеся устанавливают, что эти слова дают возможность определить, какую букву следует писать в корнях слов труд и шубка (род. п.). Слова труда — труд, шуба — шубка дописываются к уже записанным словам.
Закончив работу с плакатом, учитель предлагает ученикам написать пословицу Зеленый наряд радует взгляд и подобрать к словам с сомнительными согласными на конце проверочные слова.
♦ Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными
Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова.
Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов.
В данном случае рекомендуется использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например:
• У коровы молоко на языке.
• Мороз да метели под февраль налетели.
• Яблоко от яблони недалеко падает.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
Работу над пословицами со словами, которые не проверяются правилами, следует увязывать с выполнением отдельных упражнений по учебнику. Например, в учебнике русского языка для II класса есть задание: придумать четыре предложения со словами трактор, работа, машина, комната. После проверки его выполнения учитель записывает на доске слова трактор, работа и говорит, что их написание, как и написание слов машина, комната, надо запомнить. Затем, если до этого уже проводилась работа с пословицами, можно спросить учащихся, какие пословицы и поговорки с этими словами они знают. Или их приводит сам учитель:
• Где трактор ходит, там золотая пшеница родит.
• Трактором пахать, не лопатою копать.
• Трактор — меже смерть.
• Не трактор пашет, а тракторист.
Ученики записывают пословицы в тетрадь, выделяя слово трактор. Затем учитель приводит пословицы со словом работа:
• Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
• Каков мастер, такова и работа.
Урок пройдет живее, интереснее, если на нем использовать иллюстративный материал, который могут изготовить учащиеся.
Для плакатов, которые могут быть использованы как наглядные пособия при закреплении написания отдельных слов, не проверяемых правилами, рекомендуем следующие пословицы и поговорки.
ДОРОГА
У дороги конца нет.
Знающий дорогу не устает.
С хорошим попутчиком — половина дороги.
ЯЗЫК
Язык — стяг: дружину водит.
Не спеши языком, торопись делом.
Языком капусту не шинкуют.
УРОЖАЙ
Больше землю удобряй, выше будет урожай.
Хороший снежок урожай сбережет.
Упустишь время — потеряешь урожай.
Если учащиеся имеют альбом или тетради с пословицами, куда они систематически выписывают пословицы из учебников, то их следует использовать при изучении и закреплении орфографии отдельных слов. Учащимся дается задание: найти в альбоме и выписать пословицы с указанными учителем словами. Например, во II классе для орфографического словарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель.
Дети находят и выписывают пословицы с указанными словами:
• Жить — Родине служить.
• Сам погибай, а товарища выручай.
• В сильный мороз береги нос.
• Всякая дорога вдвоем веселей.
• Не спеши языком, торопись делом.
• Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.
• Март с водой, апрель с травой.
Выписывание пословиц в специальную тетрадь, подчеркивание нужного слова, их заучивание, несомненно, надолго оставит в памяти учеников написание отдельных слов.
В III—IV классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается пять-шесть слов с непроверяемыми гласными, которые выделяются или подчеркиваются цветными мелками. Например: сокол, ворона, топор, молодец, соловей. Затем вывешивается плакат с пословицами. Слова, не проверяемые правилами, на плакате не пишутся.
Не учи орла летать, а ... петь.
Крепкую дружбу и ... не разрубишь.
Видать ... по полету, а доброго ... по походке.
... поет месяц, а ... каркает круглый год.
Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные.
В дальнейшем задание несколько усложняется. На доске записывают слова. Например: соловей, воробей, топор, дорога, собака. Затем учитель читает пословицы, пропуская слово с непроверяемыми гласными. Учащиеся должны определить, какое слово пропущено, и назвать всю пословицу. Когда пословица будет названа правильно, ее записывают в тетрадь. Приведем пословицы с названными выше словами. (Слова, которые пропускает учитель, даны в скобках.)
• Ученому везде (дорога).
• Что написано пером, то не вырубишь (топором).
• Слово не (воробей), вылетит — не поймаешь.
• На смелого (собака) только лает, а труса кусает.
• Ласточка день начинает, а (соловей) кончает.
♦ Пословицы при изучении слов с удвоенными согласными
Изучение написания слов с удвоенными согласными опирается на зрительный и рукодвигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написания слов с удвоенными согласными хорошо использовать плакат с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются.
Хороша нива у дружного коллектива.
Ссора до добра не доводит.
При закреплении материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы:
• Недаром говорится, что нужда коллектива боится.
• Утренний дождь не долог.
• Хороший лен — дохода миллион.
• Русский солдат не знает преград.
Подчеркнутые слова пишутся цветными мелками. Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов. Затем учитель стирает слова с удвоенными согласными, после чего учащиеся списывают пословицы, дописывая отсутствующие слова.
В III классе при изучении этой же темы прежде всего вспоминается написание уже известных учащимся слов. Учитель напоминает, что во II классе они записали и изучили пословицы, в которых есть слова с двойными согласными, и предлагает их вспомнить. Ученики называют пословицы, а нужные слова записывают на доске, выделяя удвоенные согласные цветными мелками. Если учащиеся затрудняются, то следует напомнить им слова: коллектив, русский, утренний, миллион, ранний — или напомнить сами пословицы. Затем записываются новые пословицы:
• Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.
• Весенние ветры приносят летние дожди.
• Русский в словах горд, в делах тверд.
В III или IV классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц.
Примерный текст диктанта.
Всякая ссора красна миром.
Утренний дождь путника не остановит.
К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
Осенняя сушь что острый нож.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза
продирает.
Ниже приводится ряд пословиц, которые могут быть использованы при повторении написания слов с удвоенными согласными в III—IV классах.
• Храброму не нужна длинная шпага.
• По дрожжам пирогов не узнаешь.
• Худой мир лучше доброй ссоры.
• Ранняя осень — убыток, поздняя осень — достаток. (Кит.)
• Острый язык — дарование, а длинный — наказание.
• Один утренний час лучше двух вечерних. (Англ.)
• Между «говорить» и «делать» — длинная дорога. (Испан.)
• Если в чужой стороне идет золотой дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на своей земле. (Афр.)
Важно обратить внимание детей на то, что написание одних слов с удвоенными согласными нужно просто заучить (коллектив, дрожжи, жужжать, суббота), а для запоминания других требуется знание состава слова. Например, длинный, каменный, русский — удвоение согласных происходит здесь на стыке корня и суффикса. А в словах поддакивать, оббежать — на стыке приставки и корня. Для иллюстрации правила можно подобрать пословицы:
• Длинный язык до добра не доведет.
• Недруг поддакивает, а друг спорит.
♦ Пословицы при изучении Ь как знака мягкости и как разделительного знака
Уже во II классе учащиеся учатся различать ь, который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь, который отделяет согласный звук от йота, на письме обозначаемого вместе с последующим гласным буквами е, ё, ю, я.
При закреплении этого материала в III классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик — слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком.
Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке.
• Родину-мать умей защищать.
• Отольются волку овечьи слезки.
• Ученье — путь к уменью.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
Использование пословиц при изучении грамматики
Пословицы и поговорки используются на уроках русского языка при повторении отдельных тем или целых разделов грамматики. Организуя такой урок, учитель должен тщательно продумать домашнее задание, подготовить наглядные пособия. Последние могут изготовить сами учащиеся.
Так, в III классе повторяется тема «Правописание падежных окончаний имен существительных». Учитель накануне дает задание подобрать две-три пословицы со словом труд и записать их.
На уроке используется плакат с пословицами.
• Каков мастер, такова и работа.
• Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
• На работу с радостью, а с работы с гордостью.
• По работе и мастера знать.
Учащиеся читают пословицы, находят слово, которое повторяется во всех пословицах, устно ставят вопрос, выделяют окончание, определяют падеж имени существительного.
После работы с плакатом учитель предлагает учащимся прочитать записанные ими дома пословицы, ставя к слову труд вопрос, определяя падеж и выделяя окончание. Затем все записывают пословицы:
• Труд кормит, а лень портит.
• Землю солнце красит, а человека — труд.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Суди о человеке по его труду.
• Белые ручки чужой труд любят.
• В труде рождаются герои.
После того как все пословицы будут записаны, учитель предлагает сравнить два слова труд и работа по значению и по окончаниям. Дети определяют, что по значению эти слова похожи (являются синонимами), но в одних и тех же падежах имеют разные окончания. После чего учащиеся делают вывод о том, что эти слова относятся к разным склонениям.
При повторении в III классе темы «Имя прилагательное» рекомендуем использовать плакат с пословицами, у которых прилагательные должны быть закрыты. (Здесь они даны в скобках.)
• (Маленькое) дело лучше (большого) безделья.
• (Родная) сторона — мать, (чужая) — мачеха.
• (Старый) друг лучше (новых) двух.
• (Черная) земля (белых) рук не любит.
• Зимой снег (глубокий) — летом хлеб (высокий).
• Не нужна соловью (золотая) клетка, а нужна (зеленая) ветка.
• У мудрого человека (длинные) уши и (короткий) язык.
Учащиеся отгадывают пропущенные слова, определяют, что они обозначают и какой частью речи являются.
На дом дополнительно дается задание: подобрать две-три пословицы со словами, обозначающими качество, признак предмета.
На следующем уроке устно разбирают несколько пословиц. Лучшие записывают, подчеркивая прилагательные.