Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI728

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию. Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»:новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев указывает: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60- х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности. Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.  

Не секрет, что уроки русского языка и литературы не являются для многих любимыми. Но задача учителя состоит в том, чтобы нелюбимый учениками предмет сделать интересным, нужным и востребованным. Во времяпосткурсовой практики я расспрашивала своих учеников, как изменилось их отношение к предмету после введения новых подходов в обучение и преподавание. Трое интервьюеров смело ответили, что у них появился интерес к предмету, захотелось работать в группе, что перестали бояться высказывать свое мнение, научились самооценивать и взаимооценивать работу свою и одноклассников, появилась ответственность перед товарищами, теперь, работая в паре или группе, не отсидишься и не спрячешься за спины, потому что важен каждый голос, каждая идея. Интеграция семи модулей Программы в практику обучения помогает отобрать материал, продумать стратегии, подготовить задания, необходимые для развития функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Одним из наиболее известных международных оценочных исследовании основанных на концепции функциональной грамотности является «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (РISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4-8-х классов). В ходе тестирования в рамках РISA оценивают три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность, проводится раз в три года. Казахстан впервые принял участие в исследовании РISA в 2009 году, затем в 2012году и 2015 году. Участие Казахстана в международном исследовании РISA становится традиционным мониторингом казахстанского образования, с которым будут сталкиваться наши ученики. Поэтому Казахстан взял курс на развитие функциональной грамотности чтения, математической грамотности, естественнонаучной.

Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока. Важно лишь создать необходимые условия для этого: комфортный психологический настрой, правильно сформулированный проблемный вопрос или ситуация, способность услышать каждого. 

Стратегии «Мозговой штурм», «Моя идея», «Ромашка Блума», «Кроссворд», «Четвертый лишний», «Горячий стул», «Магический квадрат» направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников, позволяют им сразу включиться в работу, помогают работать с информацией и отбирать ее. Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или литературе. 

Так, например, при изучении моими пятиклассниками темы «Предложения с прямой речью. Диалог» мы составляли диалоги на темы «В магазине», «В библиотеке», «В автобусе», «На рынке» и разыгрывали эти мини-сценки. Важно было не только правильно составить и употребить вежливые формы обращения, записать правильно, соблюдая знаки препинания, реплики и предложения с прямой речью, но и проявить актерские способности при исполнении. 

Стратегия «Драма» успешно работает и на уроках русской литературы. Так при чтении наизусть басен И. А. Крылова ученики пятых классов разыгрывали мини-спектакль. Открытием для одноклассников стало умение некоторых ребят вживаться в роль, через интонацию, мимику и жесты показать характеры героев. Различные мини-сочинения, эссе, зарисовки помогают ученикам точно отбирать материал, развивают их устную и письменную речь, творческие способности. На стадии Вызова важно отобрать материал таким образом, чтобы через решение лингвистической задачи, ученик мог пополнить свои практические навыки. Опираясь на жизненный и знаниевый опыт обучающихся, предлагаю сравнить, сопоставить, проанализировать ту информацию, которая дается в учебнике, найти самостоятельно в других источниках материал по заданной теме, используя ИКТ, высказать свое мнение, доказать свою точку зрения. Для учеников, имеющих языковой или психологический барьер использую разговорные карточки.

 Так, например, при защите флипчарта «Однородные и неоднородные определения» восьмиклассникам были предложены формулировки начала ответов: «Определение — это второстепенный член предложения, который…», «Однородные определения имеют следующие признаки…», «Запятые при однородных определениях ставятся в случаях…». Такие карточки помогают быстрее сформулировать ответ, учат ученика определенным формулам ответа. Кто-то скажет, что это ответ по шаблону, согласна. Но! Ученик, слабо успевающий, имеющий языковой или психологический барьер, быстрее адаптируется, учится преодолевать эти трудности, хоть и со шпаргалкой. Отсюда уверенность и ситуация успеха. Когда обучающийся выходит за рамки своей Зоны ближайшего развития (термин Л. Выготского), знания и навыки, приобретенные во время индивидуальной, парной и групповой работы, становятся его неотъемлемой частью. Учителю нужно лишь помочь ученику сделать этот шаг, направить его в нужную сторону. 

Задания типа «Составь вопрос и задай другому»,«Шесть почему», «Верно-неверно», «Инсерт», «Знаю-Хочу знать-Узнал» работают на формирование умений критически отбирать информацию, наблюдать, анализировать и синтезировать ее, что способствует развитию критического мышления учеников. 

Так, например задание «Установи соответствие» при изучении тем раздела «Лексика» необходимо найти соответствия между 

1) синонимами и фразеологическими оборотами; 

2)фразеологизмами и антонимами. Учерта на куличках. 

За тридевять земель. Рукой подать. Носом ткнуться. Слова для справок: далеко, близко, рядом. Умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать — основополагающие методы работы с любым текстом, лексическим материалом. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать свое мнение. 

Часто предлагаю своим ученикам вопросы такого плана: «Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?», «Что объединяет и делает разными Алеко и Мцыри?», «Представь, что Мцыри добрался до своих родных мест. Что, по-твоему, он будет делать?». Полюбились ученикам и некоторые стратегии, такие как: «Фишбоун» (когда требуется найти причинно-следственные связи), «Ассоциации», «Карусель» (когда работы друг друга анализируются и дополняются необходимой информацией, или материал объемный, так что приходится его делить по группам), «Допиши предложение», «Независимое расследование» (например, когда необходимо сопоставить имеющиеся лексические значения слов с бытующими в разговорной речи: почему образовалось слово «мазелин», «прихватизация», «зряплата» и т. д.). Дифференцированные задания, разработанные с учетом учебных потребностей и возрастных особенностей — одна из составляющих функциональной грамотности и залог успеха на уроках. Большую помощь в работе по формированию функциональной грамотности на уроках оказывает ИКТ: ведь без презентаций, флипчартов, поиска дополнительной информации из других источников немыслим современный урок. На стадии Рефлексии часто использую стратегии «Мне сегодня на уроке…», «Трехминутное эссе», «Чемодан. Мясорубка. Корзина», «Мои достижения». Эти небольшие высказывания помогают ученикам быстро оценить себя, отметить свой вклад во время урока, заставляют еще раз критически проанализировать, что важного он сегодня узнал, а что необходимо повторить.

Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности-письму, чтению, рассказыванию, слушанию, счету, поэтому развитие общеучебных умений- путь к функциональной грамотной личности. 

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность-это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

-знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнидеятельности;

-умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

-готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности учащихся учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, как:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений;

-обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

-уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определенные изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками, главная же задача и обязанность учителя- помочь ученику принять и выполнить принятое им решение;

-информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Составляющие работы по обучению функциональной грамотности на уроках русского языка:

1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения.

2.Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

3.Развитие устной и письменной речи:

-развитие орфоэпических навыков;

-работа по обогащению словарного запаса;

-развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;

-развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

-развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

Современный урок русского языка и литературы часто сопровождается использованием ИКТ. Они дают широкие возможности для развития широкого потенциала школьника. Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень функциональной грамотности обучающихся.

414 0
Камха Рзагалиева,КГУ «Общеобразовательная школа №3, учитель русского языка и литературы, Мангистауская область, Каракиянский район Ұлы дала ұстазы № 000837
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: