Аннотация. В статье рассматриваются глаголы, его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.Обсуждается роль глаголов.
Ключевые слова: глагол ,роль глаголов, инфинитив, вспомогательные глаголы, глаголы действия.
Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться). Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Почему глаголы так важны и почему мы должны над ними работать? Одна из самых распространенных целей в области лексики, над которой мы часто работаем с детьми начальных классов -это построение детской лексики глаголов. Хотите знать, где все происходит? Глаголы - это слова, обозначающие действия, которые бывают внешними ( бегать , прыгать , работать ) и внутренними ( любить, думать, рассматривать ). Без глаголов вы ничего не можете сделать , вы ничего не почувствуете - вы даже не можете быть ничем. Глаголы - это слова, которые говорят о наших действиях или о том, что мы делаем, и о ни являются очень важной частью нашего словарного запаса. Без них мы не смогли бы создавать и использовать предложения, потому что в каждом предложении всегда есть хотя бы один глагол. Глаголы также важны, поскольку они считаются фундаментально важными в том, как мы изучаем многие правила грамматики и как мы их используем.Если задуматься, мы уже упоминали несколько разных глаголов (кажущийся, бытие , работа, разговор, действие, создание, использование, мышление и упоминание) только в этом абзаце!
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
Роль глагола в речи важна необычайно, без него наша речь немыслима. Существительные дают предметам, идеям и событиям имена, прилагательные описывают их свойства. А глаголы, подобно живой воде, вдыхают жизнь в окружающих их словам, связывают их в законченное, полноценное предложение, наполняя его движением и активностью. Они придают мыслям эмоциональную окраску, показывают протекающие процессы не в застывшем виде, а в их развитии, помогают понять природу взаимоотношений между объектами бытия.
Это самая богатая смыслами и формами часть речи в русском языке. Глагол с помощью приставок и суффиксов образует целое семейство слов, которые способны тонко отражать смысловые и эмоциональные нюансы действительности, это можно увидеть на примере слова бежать: сбежать – пробежать – убегут – оббежать – избежал – отбегали – прибежать – забежала — разбежался.
Глаголы также являются единственным типом слов, которые абсолютно необходимы для составления предложения. Даже существительные , обозначающие вещи, не должны присутствовать в каждом предложении.
Поскольку глаголы настолько важны, в них больше правил, чем в других типах слов. Все мы знаем, какое изобилие глагольных времен в английском языке. Или во французском. Или в испанском. В этом есть своя безусловная прелесть – но таятся и определенные трудности. Как же все это запомнить – прошедшее простое, прошедшее продолженное, прошедшее, связанное с настоящим, прошедшее совершенное и несовершенное, предпрошедшее… А если речь о романских языках – то к сказанному надо добавить еще и ряд форм Modo Subjuntivo/Subjonctif, выражающих все то же, но с добавлением оттенка субъективности…
В этом отношении русский язык – здесь должна прозвучать барабанная дробь – значительно, ну просто несравнимо проще! У нас есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервем ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы все этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом):
идти,нести,гулять,благодарить,беречь,печь ,заниматься,тренироваться
Эта форма не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемым.
Глаголы в неопределённой форме (в инфинитиве) отвечают на вопрос что делать? или что сделать? :
писать – написать , видеть – увидеть , везти , пройти , найти
Глаголы в неопределённой форме (в инфинитиве) имеют вид, перexодность и неперexодность, спряжение. Глаголы в неопределённой форме имеют словоизменительные (формообразующие) суффиксы:
что делать? суффикс -ть читать,возражать,реагировать
суффикс -ти ползти,трясти,расти
нулевое окончание (на -чь) беречь,жечь,стричь
что сделать? суффикс -ть прочитать,возразить,отреагировать
суффикс -ти приползти,вытрясти,подрасти
нулевое окончание (на -чь) сберечь,сжечь,постричь
В русском языке у глаголов имеются следующие признаки: лицо, число, время, наклонение, вид, род, залог, спряжение, возвратность.
Перexодные и неперexодные глаголы.Глаголы делятся на перexодные:читать газету, строить дом и неперexодные: ходить по улице, расти быстро,бегать в парке,радоваться жизни. Перexодность/неперexодность — глагольная категория, которая выражает отношения между субъектом (тем, кто совершает действие) и объектом (тем, на кого действие направлено). Смысл перexодности/неперexодности состоит в том, что субъект совершает действие, а результат его «оказывается» или «не оказывается» на субъекте — перexодит на него или не перexодит.
Все глагольные формы образуются от двух типов глагольных основ:
от основы инфинитива или прошедшего времени,
от основы настоящего времени.
Основа инфинитива (основа прошедшего времени)
Основа инфинитива (основа прошедшего времени) выделяется путём отделения суффикса ть, -ти для форм инфинитива и -ла для форм прошедшего времени: исправля́-ть (глагол несовершенного вида), испра́ви-ть (глагол совершенного вида), испра́ви-ла (глагол прошедшего времени).
Основа настоящего и будущего времени
Основа настоящего времени наблюдается у глаголов несовершенного вида, основа будущего времени – у глаголов совершенного вида. Основы настоящего и будущего времени выделяются в форме 3-го лица множественного числа путём отделения окончаний -ут / -ют, -ат / -ят:
исправля́ют – основа настоящего времени от глагола исправля́ть (глагол несовершенного вида),
испра́вят – основа будущего времени от глагола испра́вить (глагол совершенного вида).
Чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно – русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.Глаголы в русском языке подразделяются на два вида:совершенный и несовершенный. Чтобы определить вид достаточно задать к нему вопрос.Глаголы несовершенного видаотвечают на вопрос что делать? ( что делает?, что делал?, что будет делать?), например: прыгать, бегал, будет сидеть и т.д.Глаголы же совершенного видаотвечают на вопрос что сделать? ( что сделает?, что сделал?), например:купить, сдал, нарисует и т.д.
Некоторые глаголы также действуют как «вспомогательные глаголы». Вспомогательный глагол — это глагол, функцией которого является передача дополнительной грамматической и семантической информации в сочетании со смысловым глаголом. При этом вспомогательный глагол полностью или частично утрачивает своё основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы участвуют в образовании различных видо-временных и залоговых форм. Обычно вспомогательные глаголы не образуют отдельного класса, а представляют собой обычные глаголы, употреблённые не в основном значении. В индоевропейских языках это чаще всего глаголы «быть» и «иметь».
В русском языке с помощью вспомогательного глагола быть образуются формы будущего времени от глаголов несовершенного вида. Пример: Я буду писать.
В каждом предложении нужен хотя бы один глагол. Если глагола нет, это неполное предложение или фрагмент предложения. Кроме повелительных предложений (команд), в предложении также требуется подлежащее - вещь, выполняющая действие.
Подлежащие важны для глагола, потому что они меняют его спряжение, что мы объясним ниже. Это особенно верно для самого распространенного глагола: быть .
Глаголы действия
Большинство глаголов описывают физическое действие или активность, нечто внешнее, что можно увидеть или услышать. Эти глаголы формально известны как динамические глаголы, но также могут называться глаголами действия или события .
Примеры: ходить, смеяться, плавать, играть, есть, пить, петь, танцевать, говорить, говорить.
В наших умах и чувствах происходит множество действий, которые не являются внешними. Глаголы, описывающие умственные или внутренние действия, по-прежнему являются динамическими глаголами, но они не всегда так очевидны. К ним относятся «глаголы процесса», которые описывают действия перехода.
Примеры: рассмотреть, угадать, изменить, расти, жить, терпеть, преуспевать, терпеть неудачу.
Грамматическая роль глагола в речи заключается в отражении динамической природы явлений, предметов, живых существ, он может характеризовать:
• состояние объекта (лежать, быть, переживать);
• физическое действие (работать, бить, молотить);
• процессы, происходящие с объектом (молодеть, расти, толстеть);
• движение (идти, плыть, лететь);
• отношения (уважать, ненавидеть, завидовать);
• эмоции (восторгаться, робеть, грустить);
• состояние природы (холодает, темнеет).
Грамматические формы глагола:
1. Инфинитив (остановиться, дышать).
2. Личные формы (я танцую — ты танцуешь — мы танцуем — они танцуют).
3. Родовые формы (он упал – она упала – оно упало – они упали).
4. Причастия (придуманный, влюбленная).
5. Деепричастия (принимая, начиная).
6. Безличная форма, обозначают процессы, которые происходят без действующего объекта (сверкало, приготовлено, светало).
Морфологические функции глаголов в речи
Переходность глаголов определяет, переходит ли действие на объект или нет:
переходные глаголы описывают действия, распространяющиеся на объект (мама кормит дочку, я читаю книгу);
непереходные глаголы относятся к процессам, которые не переносятся на другой предмет (краснеют листья клена, птица парит).
Синтаксическое значение
Глагол занимает важнейшее место в русском синтаксисе. Прежде всего, он является сказуемым, которое в связке с подлежащим описывает многообразие действий и состояний объектов. Но синтаксическая роль глагола в речи значительно шире, он может быть:
• сказуемым (я (что сделал?) смастерил скворечник);
• дополнением (я очень люблю (что?) мастерить скворечники);
• обстоятельством (я пошел к друзьям (зачем?) мастерить скворечники):
• несогласованным определением (я обожаю одно хобби – (какое?) мастерить скворечники);
• подлежащим: (что?) мастерить скворечники – мое хобби).