Николай Алексеевич Заболоцкий был человеком особого дарования, гражданского темперамента и по биографическим обстоятельствам долго не мог претендовать на широкое читательское признание. В творениях Заболоцкого мы узнаём подсознательно живущие в нас мечты, надежды, тревоги. К сожалению, в познании русской поэзии 20-го века творческий опыт Заболоцкого почти не учитывается, по достоинству не оценивается. А между тем Заболоцкий тоже имеет право сказать о себе словами героя А.Платонова: «Без меня народ неполный».
Прослеживая его сложный и трудный творческий путь, мы можем воссоздать своеобразный облик замечательного русского поэта. Наследие Заболоцкого многообразно: лирические стихи, поэмы, переводы и переложения, стихи и рассказы для детей, своеобразные шуточные стихотворения. В его биографии поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремлённое развитие собственной концепции мироздания и мужественное преодоление барьеров, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути. При этом творческий путь Заболоцкого был весьма извилист, художественную эволюцию можно назвать парадоксальной, так как поэзия разных периодов существенно отличалась друг от друга.
Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Николай Заболоцкий – русский поэт, глубоко проникнувший в душу природы и человека, продолживший традиции философской поэзии Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева.
У Заболоцкого есть свой неповторимый голос, повествующий нам, прежде всего, о смысле человеческой жизни, о неразрывной связи человека и природы, о единстве всего живого на земле. Немногие знают , что знаменитый романс «Очарована, околдована» написан на стихи Н. Заболоцкого. Немаловажный факт – ссыльные годы поэта, когда он был в опале, связан с Казахстаном, в частности, с Карагандой.
И при жизни не избалованный вниманием поэт, сейчас часто остаётся незаметен за другими «постоянными на слуху» именами. Но мы можем сказать лишь одно: в русской поэзии, той, где были Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Блок, – в этой самой русской поэзии есть поэт Николай Заболоцкий.
Безграничен поэтический мир Николая Заболоцкого. Бесспорно его поэтическое мастерство. Но главное достоинство поэзии Заболоцкого – её философичность. Поиски простоты и ясности в стихах привели Заболоцкого к классическим традициям русской поэзии. Творческая эволюция поэта раскрывается в разнообразии тем и образов.
Стихи на гражданские темы дополнили психологически насыщенные жанрово-сюжетные зарисовки. Обостряя своё внимание к живой человеческой душе, Заболоцкий стал душевно открытым, а некоторые его произведения автобиографичными.
Треть всего созданного поэтом связана с размышлениями о природе. У него нет чисто пейзажных стихов. Природа для него – начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке. В гротеске ранней лирики Николая Заболоцкого и в классически стройной поздней лирике поэта, заключена мысль и неожиданность поэтических образов, изящество и музыкальность поэтического слова.
Поэт увлекается философскими проблемами естествознания, размышляет о философии взаимоотношений человека и природы.
Для поэта гораздо большее значение стали иметь красота природы, её воздействие на внутренний мир человека. Целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии. Постоянно совершенствовалась его поэтика, формулой творчества стала провозглашённая им триада: мысль – образ – музыка. Философско-эстетическую проблему – сущность красоты – поэт с большой силой художественной убедительности решает в зарисовках из окружающей жизни.
Раздумья Заболоцкого о духовном мире нового человека предстают в нравственных мотивах, в своеобразном поэтическом мышлении поэта. Стихи Заболоцкого – чтение на всю жизнь.
В мире он искал не истину, а гармонию. Творческая особенность его пути заключалась в том, что искусство гармонии он постигал через музыку живого мира. В основе его философии лежит представление о мироздании как о едином целом, в котором ничто ни над чем не возвышается. К сожалению, в школьной программе творчество Н. Заболоцкого глубоко не изучается. Но и данное в программе стихотворение «Не позволяй душе лениться» воспринимается как мудрый завет на все времена, которое стало лебединой песней поэта. Заболоцкий в своём произведении поднимает вопросы об истинных человеческих ценностях. В нём говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать душу, приучать её к труду. Только благодаря упорной работе над собой можно стать настоящим человеком. Это произведение Николая Заболоцкого – стихотворение-подвиг. Заболоцкий был выдающимся мастером неумолимой требовательности к себе, суровости поэтического долга. Поэт. прошедший тысячу бед, нашёл в себе такие силы, такую энергию, чтобы обратиться к себе и ко всем нам: не позволяй душе лениться! Эти слова, которые говорят нам об огромном смысле существования человека на земле, тем более ценны, потому что писал их смертельно больной человек.
Испытания жизни, потрясения тюрьмы и лагерей во многом меняют отношение поэта к природе. Чувственность, печаль и сострадание присущи философской лирике позднего Заболоцкого.
Авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал восторженные слова, столь важные для поэта: «Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор «Журавлей», «Лебедя», «Уступи мне, скворец, уголок», «Неудачника», «Актрисы», «Человеческих лиц», «Утра», «Лесного озера», «Слепого», «В кино», «Ходоков», «Некрасивой девочки», «Я не ищу гармонии в природе» – подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придётся гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом».
Предсказание Чуковского сбылось. Оригинальные стихи Николая Заболоцкого – стихи поэта, до последнего дня своей жизни остававшегося верным своему поэтическому призванию, стихи патриота, так искренне и сердечно воспевшего родную землю, родину, людей, стихи о любви, о верности, о гордости – живут до сих пор.
Философская лирика Заболоцкого объёмна и разнообразна, представляет большой интерес как для исследователей творчества поэта, так и для современных читателей. Заболоцкий стремился найти ответы на главные вопросы бытия. И это определяло движение его поэтической мысли. Именно мысль становится главным предметом его лирических переживаний. Главное достоинство философской лирики Заболоцкого – изображение внутреннего мира человека в гармонии единого природного организма.
Многообразие тем, возвышенные философские идеи, воплотившиеся в совершенной поэзии, яркие, запоминающиеся образы из мира природы, глубокий психологизм, внимание к нравственным проблемам личности – вот те качества, которые делают творчество Николая Заболоцкого современным и необходимым нам, читателям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Платонов А. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1983. – 880с.
2 Степанов Н. Заболоцкий Н. / Избранные произведения в 2-х т.– М.: Художественная литература, 1972. – т. 2. – 5 – 31с.
3 Заболоцкий Н. Путь Заболоцкого. / Заболоцкий Н. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 19