Из опыта моей работы я сделала выводы, что мы большее время уделяем решению количественных задач. Я обратила внимание, что у детей плохо развиты логические умения.
Обычно качественные задачи вызывают затруднения, так как требуют глубокого осмысления и выстраивания последовательных умозаключений, основанные на физических законах. Наверное вы обратили внимание на то, что в тестах всё чаще встречаются задачи логического характера т.е.качественные задачи.
Формирование у учащихся мотивов учения тесно связано с задачей развития мышления.
Поэтому я для себя выдвинула такую гипотезу: «Если в учебной деятельности я буду применять в системе решение качественных задач, то я смогу развить словесно-логическое мышление через умение сравнивать, анализировать, доказывать, обобщать, что повысит качество знаний у учащихся»
Одним из средств реализации компетентностного подхода является решение качественных задач по физике.
Из теории мы знаем, что только в школьном обучении у ребенка начинает развиваться рассуждающее, словесно-логическое мышление.
Для развития у школьников физического мышления, я использую на уроках решение качественных задач.
И именно решение этих задач позволяет развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике.
В целях развития и поддержания интереса к физике применяют так называемые занимательные качественные задачи, оживляющие урок.
В процессе решения прививаются навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту, технике. Развивается смекалка, сообразительность, творческая фантазия.
Так как качественные задачи направлены в первую очередь на развитие словесно-логического мышления, то это осуществляется с помощью следующих мыслительных действий: сравнение – анализ-синтез
Из опыта работы.
В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность, т.е. « уметь делать»: уметь учиться, уметь учить, чему способствует решение качественных задач.
На моих уроках ребята часто работают в группах, что благоприятно способствует развитию логическо-словесного мышления через решение задач.
Каждый урок начинается с того, что перед ребятами возникает проблема,
которую я представляю в виде простой или сложной качественной задачи, выраженной в виде стихотворения, загадки и т.д.. В художественных произведениях нередки картины физических явлений в природе, описания различных технических процессов, конструкций, материалов, сведений об ученых, картины известных художников и т.д. причём это и хороший иллюстративный материал. Ребята порой не представляют, что в них кроется сущность какого–то физического явления или закона. Это несомненно вызывает интерес! Ребята, самостоятельно решая эту проблему, приходят к тому или иному умозаключению. Заканчивается урок в «точке удивления», т.е. какого-то задания или вопроса, который требует призадуматься и вызывает интерес уже для изучения следующей темы.
Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, но это нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо суровой необходимости может стать трудным, но приятным делом.
Учащиеся проявляют своё творчество, отчёты представляют в виде постеров.
Это может быть составленная таблица, чертёж, рисунок, модель и т.д.
Система подбора качественных задач направлена на мотивацию изучения физики, на освоение фундаментального ядра физического знания, на развитие умений систематизации знаний. Как решать качественную задачу?
Наиболее эффективно качественная задача усваивается при работе в группе.
Как вы знаете основой физики является эксперимент, поэтому особый интерес вызывают решение экспериментальных качественных задач, Обычно зачастую мы даём сперва формулу, а потом уже начинаем решать задачи Многие ребята не понимая формулы, затем с затруднением решают количественные задачи. Качественные экспериментальные задачи позволяют найти зависимость одних величин от других, т.е. получить формулу и именно на основании своего опыта составить уже количественную задачу и решить её. Применение экспериментальных задач развивает умение и навыки учащихся в обращении с физическими приборами, макетами, установками и моделями. Качественные задачи с производственным содержанием знакомят учащихся с техникой, расширяют их кругозор, являются одним из средств подготовки учащихся к практической , а затем и профессиональной деятельности.
Немаловажную роль при решении качественных задач играет моделирование физических явлений.
Нельзя упускать и психологический аспект. Работа в группах при решении качественных задач позволяет раскрепоститься учащимся, раскрыть свои способности, развивает критическое мышление в условиях саморегуляции, а также креативность.
Например, при моделировании учащиеся с удовольствием фантазируют, проявляют своё творчество. Комфортно чувствуют себя в группе, о чём они признаются при анкетировании.
Также умение находить общее и различное необходимо при решении задач на классификацию.
Как вы все знаете, что учащиеся 15-ти летнего возраста участвуют в Международном исследовании PIZA. Задачи PIZA это и есть не что иное, как качественные задачи, только более в глобальном масштабе, направленные на развитие креативного мышления учащихся, в дальнейшем способствующие быть приспособленным в жизни, быть конкурентоспособными, умеющими принимать альтернативные решения в сложившейся жизненной ситуации.
Дан текст, к нему даются задания, направленные на оценку уровня читательской, математической и естественнонаучной грамотности учащиеся.
В работе мне помогают «техники учения», которые я использую при решении задач. Руководствуюсь методическим пособием «Культура умственного труда или 101 техника учения»
Также я создала небольшое методическое пособие «Качественные задачи по физике ,7 класс», в котором я выполнила подборку задач по темам. Среди которых есть и задачи-вопросы, и задачи на классификацию, так же примеры экспериментальных качественных задач.
Пособие так же содержит качественные задачи с использованием литературных сюжетов, живописи и задачи, связанные с биологией, географией, с производственным содержанием - применение в технике и быту. Имеется также таблица с примерными номерами задач, где указывается тип качественной задачи по «Сборнику задач В.И.Лукашика.».
Данное пособие рассчитано на учащихся 7-х классов, т.к. именно в первый год обучения физике закладывается первоначальные понятия о природе и всех физических явлениях, протекающих в ней, формируются учебно-познавательный интерес к физике как к школьному предмету.
Таким образом, использование качественных задач способствует более глубокому пониманию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает формализм в знаниях учащихся. Решение качественных задач вызывает не только необходимость анализировать и синтезировать явления, т.е. логически мыслить, но и приучает учащихся к точной, лаконичной, литературно и технически грамотной речи.
Систематическое использование качественных задач на уроках физики развивают словесно-логическое мышление через умение сравнивать, анализировать, доказывать, обобщать, что повысило качество знаний.
Для отслеживания результатов применения такого рода задач провожу контрольные работы в начале и в конце года.
Из анализа контроля по решению качественных задач я делаю вывод об умении решения задач (из опыта работы).
В результате качество повысилось в 7 «а» на 7 %, в 7 «б» на 8%
Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась:
качественные задачи способствуют развитию критического мышления учащихся, развивают умение решать задачи, предъявленные в необычной форме. Особенность таких задач состоит в том, что они связаны с жизнью.
Для формирования компетенций учащихся, учебные занятия по физике планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решение проблемных ситуаций, умение анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Приложение 1
Анкета для учащихся, 7-е классы
Вопросы | Да | Нет |
| 88,5 % | - |
в конце года? |
65 24 |
35 76 |
| 86 | 14 |
на уроках? | 100% | - |
Результаты этой анкеты показали, что подобные качественны задачи на уроках и в качестве домашнего задания представляют большой интерес. При этом 88,5 % анкетируемых ответили, что им понравилось решать такие задачи. 11,5 % ответили неоднозначно, фразами «не знаю», «наверное». На основе этих результатов можно сделать вывод, что решение качественных задач вызывают интерес у учеников.