Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI603

Разработка стратегии для развития навыков самообучения у учеников

В начале учебного года передо мной предстал ряд проблем при изучении математики в старших классах. Такие как:

  1. проблема обеспечения необходимого качества знаний при недостаточной самостоятельной активности учащихся на уроках  математики; 
  2. проблема обучения математике в условиях, разного уровня знаний и умений учащихся; 
  3. невозможность при традиционной организации урока выработать у учащихся навык самостоятельного приобретения знаний;
  4. невозможность изложить объемный материал из-за недостаточности времени. 

И я стала искать выход из этой ситуации. Основным решением проблемы стало, что я вошла в проект Лидерство учителей Казахстана. Уже на первых, вторых сессиях мы рассматривали профессиональные проблемы и искали пути их решения. Таким образом, для решения моей проблемы, я перед собой определила следующие стратегии: 

  1. повысить качество преподавания  на основе внедрения ИКТ технологий (GoogleКласс и т.п) ;
  2. создать необходимые условия для активизации познавательной деятельности учащихся через активные методы обучения;
  3. создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в    процессе обучения. 

Мы прекрасно знаем, что на современном этапе развития образования меняются роль и задачи школьного математического образования. Выпускник школы должен стать сформированной личностью, способной к самоопределению, самообразованию и самовоспитанию. В наши дни государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик ученика: умение учиться, сознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике, обучение математической самостоятельности. Современное образование должно обеспечить готовность учеников, будущих выпускников к гармоничному, адаптированному существованию в современном обществе. Одним из способов этого добиться является самостоятельное обучение. Поэтому главным принципом работы учителя математики является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся (Прошкина А.Н., 2017). Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли выдающиеся педагоги: Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа. Я считаю, что самостоятельная деятельность учащихся – это в первую очередь, нацеленность на самостоятельное усвоение знаний, методов решения учебных и практических заданий, включая планирование деятельности, нахождение путей для достижения цели, умение осуществлять самоконтроль и корректировать работу на основе ее результатов.  Излагая мысли российского ученого, педагога Павла Ивановича Пидкасистого можно сказать,   что эффективность урока ставится, прежде всего, в зависимость от активизации самостоятельной деятельности учащихся… Ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать» (П.И.Пидкасистый, 1972). Считается, что основные структурные компоненты (цель, мотив, содержание, предметные действия и результат) в самостоятельной деятельности выражены специфично; они приобретают глубоко личностный смысл, становится актуальными и значимыми для ученика. Характерным является, прежде всего, активное отношение ученика к цели предстоящей работы, которая выполняется самостоятельно. В одних случаях цель глубоко осознается и «присваивается» учеником, что является абсолютно необходимым, так как в ней проектируются ожидаемые результаты, в других – ученик приобщается к целеобразованию (на основе анализа ситуации), в третьих – он сам ставит цель и в соответствии с ней реализует свою деятельность. Трансформация цели в мотив деятельности вызывает те внутренние побуждения, которые характеризуют деятельность учащихся при выполнении задания. Ярко выраженный мотив деятельности мобилизует познавательные возможности ученика, его волю, эмоциональную сферу. Наиболее характерными и специфичными для самостоятельной деятельности, являются мотивы самоконтроля и самостоятельности, которые проявляются, прежде всего, в желании ученика выполнить задание без посторонней помощи, удовлетворить свои познавательные потребности, утвердить свою индивидуальность (П.И.Пидкасистый, 1972).  А также самостоятельная деятельность всегда завершается каким-либо результатом. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы, пережитые чувства. И поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной работе. (П.И.Пидкасистый, 1972).

 Самостоятельная деятельность на уроках математики может применяться на различных этапах урока: 

  1.  при подготовке к восприятию нового материала; 
  2.  при изучении новых знаний, формировании умений и навыков; 
  3.  при применении знаний на различном уровне; 
  4. при обобщении и систематизации знаний. 

Самостоятельная деятельность осуществляется через выполнение самостоятельной работы

Трудно передать учащимся весь объем информации. Поэтому самостоятельная работа стала неотъемлемой частью учебного процесса. Самостоятельная работа должна не только закреплять знания, но и способствовать получению новых. И поэтому я стала давать дополнительные задания учащимся применяя ИКТ, точнее через приложение GoogleКласс. Подбирала видео-уроки, задания для усвоения ими новые знания. Что и стало в свою очередь работать продуктивно. Конечно, были сложности с учащимися средней успеваемости. В таких случаях, мы в конце каждого урока оставляли время на разбор темы, где тему объясняла не всегда я, а учащиеся. Это привело к тому, что ребята начали понимать и изучать тему самостоятельно. Применяя эту стратегию, я предположила, что возможно будут следующие препятствия: 

  1. несвоевременное изучение материала
  2. несвоевременное выполнение заданий
  3. отсутствие интернет связи
  4. недоступность (непонимани) материала

Но, я в свою очередь определила пути решения препятствий:

  1. контроль со стороны учителя
  2. индивидуальный подход к каждому ученику

Этот способ развития навыков самообучения учеников также понравился учителям других школ, когда я представила свою проблему в двух межшкольных встречах. Во времякруглого стола впервой межшкольной встрече коллеги с разных школ порекомендовали добавить разноуровневые задания для самостоятельного выполнения, чаще применять технологию Караева, и различные активизаторы. А во второй межшкольной встрече, когда я представила план действий и проделанную работу перед коллегами, были сказанытолько положительные отзывы и пожелания. Учитывая рекомендации коллег, а также поставленные перед собой стратегии, я в феврале прошла онлайн-курс «Активные методы обучения по математике». Что в свою очередь, мне очень помогло. Я поняла, что можно развить навыки самостоятельного обучения применяя на уроках различные активные математические игры.  Ведь ученики будут стремиться получать математические знания только тогда, когда будут учиться с увлечением. Во время урока самостоятельная работа учеников происходила через следующие формы учебной деятельности: 

  1. фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание);
  2. коллективная работа (каждый выполняет какую-то часть общего задания); 
  3. групповая работа (группы учеников выполняют разные или одинаковые задания); 
  4. индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание). 

По виду выполнения работы давала учащимся: 

  1. самостоятельные работы с логическими заданиями; 
  2. самостоятельные работы в форме математических диктантов;
  3. домашние самостоятельные работы. 

Хотелось бы рассказать про пару видов математических игр, где активно чувствовалась самостоятельная деятельность учащихся на уроках. Например, один из активных методов самостоятельного обучения является «Каждый учит каждого». Это групповая работа, где ученики свободно передвигаются и делятся своими утверждениями, решениями с другими учениками по поводу задания. Цель их предвижения – разъяснение «своей» информации наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно. 10 февраля провела исследование над учащимися 10 Б класса. Пригласила внешнего   наблюдателя на урок алгебры. Так как моей основной задачей является развить навыки самообучения у учеников, на уроке постаралась применить активные методы обучения. Учащихся разделила на группы, дала материал для самостоятельного изучения и задания для самостоятельного решения. Применяя активный метод «Каждый учит каждого», учащиеся старались объяснить друг другу тему урока, решить данные задания. По рекомендациям наблюдателя, для себя взяла, что также эффективнее действует парная и индивидуальная работа на уроках математики для развития навыков самообучения. После этого стала  на уроках часто применять игру «Вихрь задач», это – индивидуальная работа. По команде учителя учащиеся выбирают карточку с заданием, затем возвращаются на свое место и самостоятельно решают его на одном листочке. После решения задания учащиеся относят свои работы учителю для проверки. Если учитель видит ошибки, то он дает обратную связь и учащийся возвращается на свое место для продолжения работы над этим заданием. Если учитель ставит знак «+», то ученик берет следующее задание и выполняет его на следующем листочке. Цель игры – самостоятельно и правильно решить побольше заданий. 

Как известно, в процессе обучения действуют два вида связи: прямая – от учителя к ученику – и обратная – от ученика к учителю. Осуществление обратной связи является достаточно сложной дидактической задачей. В практике работы выявляются различные формы этих связей. В частности, могу сказать, что организовывала взаимную проверку знаний учащимися. При выполнении самостоятельной работы её проверку осуществляла с помощью консультантов, назначаемых из числа хорошо успевающих учеников. Каждому ряду назначается консультант. Выполнив задание своего варианта, консультанты получают инструктаж и по мере выполнения работы остальными учащимися проверяют их, разъясняя допущенные ошибки, если таковые имеются. После того как все учащиеся справляются с работой, ассистенты сообщали об этом мне, учителю. Я наблюдала и оценивала деятельность учащихся и ассистентов, проводила индивидуальную работу с отдельными учениками. Взаимная проверка хорошо себя оправдывает при обобщении материала. Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности (положительное подкрепление, поощрение, игра, небольшие дискуссии, соревнования) и организация контроля за самостоятельной работой. 

Хотелось бы отметить, что дистанционное обучение остро не повлияло на мой Проект развития. Так как,  одним из стратегий развития навыков самообучения было -  применения ИКТ (точнее возможности Google). Учащиеся с начала учебного года хорошо изучили эту программу и уже имели навыки самообучения. 

На этом проекте я узнала очень многое, и сам процесс заставил задуматься об обучении и преподавании в контексте моих собственных уроков. С помощью этого проекта я стала часто общаться, беседовать с учениками, задумываться об их взглядах по отношению к математике. Услышала, что именно трудно удается при изучении предмета в целом. И в дальнейшем хочу рассмотреть более простые пути обучения и преподавания.

И в заключении хочется передать слова Д. И. Писарева. Он указывал, что надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим результатам, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого.

 

 

Список использованной литературы

  1. Пидкасистый И.П., (1972). Самостоятельная деятельность учащихся. Москва: Педагогика
  2. Пидкасистый И.П., (1980). Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Москва: Педагогика
  3. Прошкина А.Н. (2017). Организация самостоятельной деятельности в основной школе. Выпускная квалификационная работа, Челябинск. 16-28 стр.

 

221 0
Асия Бегимбаева №79 школа-лицей г. Нур-Султан Педагог-исследователь, учитель математики Ұлы Дала Ұстазы № 000305
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: