В данной статье описан опыт организации педагогического взаимодействия учителя школы с учениками в условиях перехода на дистанционное обучение. Опыт внедрения дистанционного сотрудничества учителя, ученика позволил построить эффективное обучение и сохранение качества образования. Данная проблема определила актуальность понятия эффективный педагогический подход в преподавании физики в дистанционном формате.
Дистанционное обучение — это сложный баланс онлайн-контента и физического взаимодействия с контентом, который не отображается на экране компьютера. Цель данного исследования изучить проблемы, с которыми столкнулись учителя при переходе к дистанционному обучению, и выяснить, какие виды учебной деятельности используют учителя для дистанционного обучения; определить способы взаимодействия с учащимися и выбрать источники образовательного контента.
Рассмотрим понятие дистанционное обучение. В своем учебном пособии Андреев А.А., Солдаткин В.И. «Дистанционное обучение: сущность, технология, организация работе» дают следующее определение понятия: (ДО) — это «обучение на расстоянии с использованием ИКТ» [1, с. 7]. Зубов А.В., Зубова И.И. рассматривают ДО «как новую форму организации учебного процесса, соединяющую в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающуюся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающую в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [2, с. 142]. Основными функциями преподавателя дистанционного обучения является организация оптимальных виртуальных классов, ведение мониторинга выполнения заданий, создание у учащихся необходимого психологического настроя на восприятие информации, решение задач, сотрудничество. Таким образом, школьный учитель должен иметь высокий уровень знаний не только в области своей специализации, но и во владении современными информационными и новейшими мультимедийными нанотехнологиями [3].
Для организации учебного процесса Министерством образования и науки был представлен доступ нескольких систем: «Bilimland», «Google Classroom», «Daryn.online» и др. Также был открыт бесплатный доступ для проведения занятий к сервису «ZOOM». Если для вузов использование таких технологий не является новостью, и они сразу же после принятия приказа МОН РК перешли на онлайн-формат обучения, то для школьников и учителей возникли ряд трудностей при переходе к дистанционному обучению:
- учителя не могли определиться с платформами для проведения видеоконференций;
- систематизация учебного материала на платформах;
- проведение оценивания письменных работ учащихся;
- технические неполадки, сбои в работе программы;
- слабый интернет;
- не у всех учащихся получалось прикрепить выполненную домашнюю работу к уроку;
- отсутствие у учащихся навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
Самыми доступными и наиболее удобными для казахстанских учителей способами организации взаимодействия ученика и учителя стали платформы «Google Classroom» и «Bilimland». Видеоконференции осуществлялись через сервисы ZOOM и Teams.
В первые дни перехода на онлайн обучение, изучив все предложенные варианты для дистанционного обучения, я остановилась на образовательной платформе Google Classroom.
Google Classroom — это бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google для общеобразовательных заведений, целью которого является создание, упрощение, распространение и оценка заданий безбумажным способом.
Возможности платформы:
- создать свой класс/курс;
- добавлять учебные материалы и отправлять учащимся;
- составлять различные задания и группировать их по темам для учащихся;
- оценивать задания учащихся и отправлять комментарии;
- вести мониторинг успеваемости.
Данный веб-сервис объединяет в себе Google диск для создания и хранения данных, документы Google, листы и слайды для письма, Gmail для общения и Google календарь для составления расписания и определения сроков выполнения заданий. Учащиеся могут быть приглашены в класс по личному коду [5].
Рассмотрим пример организации дистанционного обучения по физике для учащихся 9 класса школы-лицея №79. В начале каждого урока учитель в ZOOM начинает урок с использованием презентаций, с преобладанием вопросов, обсуждения различных проблем. Это используется для активизации учащихся, поскольку не всегда можно отследить присутствие ученика (иногда представляется фотография), чтобы определить степень владения материалом. Педагог отвечает на вопросы учеников, проверяет домашние задания, объясняет материал. Для повышения мотивации создаются красочные позитивные ролики. В качестве контроля знаний используются задания на логическую интерпретацию информации и оценочные суждения, задания на практическое применение изученной информации. Затем учащиеся самостоятельно работают в системе Google Classroom. Для каждого класса был создан курс. Всего 12 курсов.
Каждый курс включает набор тем. Каждая тема — это отдельный урок. В тему включены материалы разного типа. Это может быть лекционный материал, обучающее видео, письменные задания (по уровням), отчеты, тестирование. Учитывая возрастные особенности учащихся, необходимо выбрать методику дистанционного обучения. Учителю необходимо продумать организацию учебного процесса, определить методы взаимодействия преподавателя и ученика, виды и формы обучения. Следующим этапом является структурирование и подготовка учебного материала для каждого класса, т.е. заполнение содержания Курса. Учителю физики также необходимо подготовить практические задания на каждый урок. Учителя могут следить за успеваемостью каждого учащегося, а после выставления оценок могут возвращать работу с прикрепленными к ней комментариями или дополнительными заданиями. Google формы позволили автоматизировать проверку работ учащихся и выставление оценок. Мобильные приложения, доступные для iOS и Android устройств позволяют пользователям делать фотографии и прикреплять их к заданиям, обмениваться файлами из других приложений и получать доступ к информации в автономном режиме.
Суммативное оценивание, проводимое в конце четверти показало, большинство учащихся усвоили учебный материал на том же уровне, что и при очной работе.
С помощью Google Форм, удобно проводить проверку знаний учащихся. Все данные собираются в одном месте и представлены в виде электронной таблицы. При составлении проверочных заданий можно использовать вопросы различных категорий:
- с выбором одного или нескольких вариантов ответов,
- с написанием краткого или развернутого ответа,
- с установлением соответствия, множественным выбором,
- со шкалой, от минимального значения до максимального.
Подсчет будет производиться автоматически, по итогам оформляются всевозможные варианты отчетной документации: сводная таблица, диаграммы популярности вариантов ответов, процентного соотношения участников из разных групп и т.д. [6].
Большую сложность представляет проведение лабораторных работ в дистанционном формате. Для лабораторных работ я использовала виртуальную лабораторию Phet.colorado и интерактивные стимуляторы.
PhET – проект, разработанный Университетом Колорадо. Проект включает большое множество виртуальных лабораторий, демонстрирующих различные явления в области физики, биологии, химии, математики, наук о Земле. Опыты имеют высокую познавательную ценность и при этом очень увлекательно и доступно помогают раскрыть учебный материал.
С помощью сервиса Phet.colorado можно проводить увлекательные интерактивные уроки и лабораторные работы с обучающимися в дистанционном режиме. Интерактивные работы по физике можно проводить на физических практикумах, лабораторных работах.
Выводы
Опыт использования интернет-технологий и проведения онлайн уроков позволяет предложить следующие рекомендации для эффективного осуществления процесса преподавания физики в режиме дистанционного обучения:
- Выбрать интернет – платформу для осуществления учебного процесса.
- Разработать систему контроля и оценки знаний учащихся: тесты, задания, контрольные вопросы, темы проектов.
- Для проведения лабораторных работ составить список виртуальной лаборатории
- Рассмотрите варианты организации обратной связи.
- Разработать учебные материалы для изучения курса
- Размещать материалы курса в системе дистанционного обучения.
Таким образом, сервис Google Clsassroom является удобным помощником для педагога при осуществлении дистанционного обучения физики. Процесс взаимодействия между педагогом и учащимися с использованием данного сервиса проходит намного быстрее, проще и эффективнее, а процесс обучения становиться для учащихся более интересным, динамичным и результативным, в особенности, если педагог постарается использовать как можно больше возможностей, которые предоставляют различные веб-сайты и приложения, интегрируемые с Google классом[6].
Список использованных источников:
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.
- Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
- М. В. Лапенок. Организация познавательной деятельности учащихся на основе школьной системы дистанционного обучения// Информационные технологии в образовании. - М: Образование и наука, 2009, №6. – С. 63
- Интернет ресурсы: https://classroom.google.com- Дата доступа: 14.04.2021
- Богомолова Н.В. Организация дистанционной формы обучения посредством использования сервиса Google Classroom. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2020/06/05/organizatsiya-distantsionnoy-formy.Дата доступа: 14.04.2021