Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI601

Из опыта изучения физических величин в школе по развивающе - эвристической технологии

           Основной целью инструментария   модернизации методического инструментария учителя физики является создание условий для формирования разносторонне развитой конкурентоспособной на рынках образования и труда, современной личности выпускника школы. Личности, пронизанным любовью к своим близким, к своей земле, малой родине, с глубокой потребностью создания и переустройства современной жизни, способной к саморазвитию и самореализации. При этом воспитанной в традициях евразийской культуры, обладающей менталитетом, соединяющим левополушарное рациональное европейское мышление с правополушарным восточным образно-философским толерантным восприятием окружающего мира. 

            Известно, что современная дидактическая система основана на интеграции двух исторически сложившихся дидактических систем И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи с учетом их положительных прогрессивных принципов и положений. Причем, из системы И.Ф. Гербарта для дидактической системы была взята системность и последовательность когнитивного процесса: узнавание – восприятие; осмысление, ассоциации – объяснение; понимание – обобщение, анализ, синтез, систематизация; запоминание – воспроизведение, закрепление – применение на нескольких уровнях: воспроизведение, действие по образцу, в измененной ситуации, творчество.

            Из системы Дж. Дьюи был взят прагматичный, деятельностный подход к образованию, демократизация, гуманизация, личностная ориентированность учебного процесса. В дидакт. ической системе системообразующими элементами являются принципы и технологии обучения. Миссия учителя – помочь саморазвитию, самообразованию, самооценке ученика. Одной из основных задач современной школы является создание развивающей педагогической среды. Развивающее обучение сместило образовательные акценты с изучения учениками учебного материала по предметам на их учебную деятельность. Концепция развивающего обучения формировалась под влиянием идей деятельностного подхода.  Понятие «деятельность» в немецкой классической философии связано с именами Г. Гегеля, К. Маркса [1;2]. Общепсихологическая теория деятельности, разработанная русскими психологами С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготскими А.Н. Леонтьевым  получила развитие в трудах по развивающему обучению В.В Давыдова, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина [4;5;6]                   Развивающее обучение базируется на понятии «зона ближайшего развития» Л.С. Выготского.

            Развивающее обучение направлено на формирование из ученика личности, его цель- развитие ученика, в частности, его интеллекта. Основа этого процесса – познавательная деятельность ученика. В соответствии с данной теорией, построение деятельности индивида соответствует направляющей ее цепочке: потребность – мотив – цель- условия деятельности – выполнение – результат. Как видим, в этой цепочке содержание задано не явно. Содержанием становятся способы познавательной деятельности. Несмотря на распространённость идей развивающего обучения в практике преподавания многих дисциплин школьного курса, эти идеи так и не воплощены в определенные технологии и методики и не повлияли на уровень результатов образования школьников. На частно-методическом уровне технологии на научно-дидактической основе не разработаны. В педагогической литературе так и не появились методические разработки, раскрывающие механизмы применения идей развивающего обучения на конкретном содержании учебных предметов. Причина в том, что нет механизма переложения структурированного содержания учебного материала на алгоритм деятельности учеников. Поэтому мы считаем, что принцип развивающего обучения должен применяться в сочетании с дидактическим принципом, в основе которого находится система содержания. Недопустимо нарушение основного закона дидактики: прежде всего – чему учить? И затем – как учить?

              Необходим принцип обучения, в котором главной задачей является конструирование учеником собственного смысла, целей, содержания образования, а процесс его организации необходимо построить на основе принципов развивающего обучения. Обучение главной задачей, которого является открытие и конструирование содержания учебного материала самими учащимися, называется эвристическим. Таким образом, другая концептуальная основа разработанной нами технологии – это эвристическое обучение. В основу эвристического обучения положена идея творческого подхода. Природа наградила человека способностью к открытиям. Способность к открытиям, творчество, по словам известного российского ученого, основоположника современной теории эвристического обучения А.В. Хуторского: «…творчество    - это генетически заложенное средство развития, такое же естественное, как дыхание, питание, продолжение рода.» [7, стр.7] . Творческая способность человека является воплощением как природосообразной, так и культурной его сущности. А.В. Хуторский пишет: «Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и принципом его образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения» [7, стр.9].

       В данной статье приведена технологическая карта соответствующей разработанной технологии.

 

Таблица 1 – Технологическая карта изучения физической величины «Мощность» (7 класс)

Формирование потребности и мотива

Цель

Задачи

Что надо знать?

Что надо понимать?

Что уметь? Чему научиться? Какие компетенции формировать у учащихся?

Диагностика системы опорных знаний

Усвоить учебный материал

Эмпирический материал

Методологический и теоретический материал  

Применять на практике

1. Повторить схему изучения физической величины: определение, физический смысл, единицы измерения, обозначение, формулы, виды, способ измерения

2. Повторить что называется механической работой

3. Повторить физический смысл работы, отчего зависит и в каких единицах измеряется работа

1. Усвоить физическую величину «Мощность»

1. Определение: физическая величина равная отношению работы ко времени называется мощностью.

Мощность =    

2. Мощность обозначается N, формула: N=  

3. Единица измерения: Дж/с – ватт

Виды в зависимости от работы: механическая работа, работа электрического тока и т.д.

Виды в зависимости от времени: средняя и мгновенная 

1. Мощность – физическая величина, поэтому является свойством или характеристикой.

2.Мощность – характеристика процесса совершения работы

3.Мощность характеризует быстроту выполнения работы во времени.

4.Мощность равна работе выполненной в единицу времени

1.Уметь осознанно формулировать определение, формулу, единицы измерения мощности

2.Понимать физический смысл, отвечать на три вопроса: характеристикой чего является? Какое свойство характеризует? Чему равна? (Ответы в графе что надо понимать?)

3.Решать задачи на определение различных видов мощности.

4.Оценивать определенную мощность, что значит мощность равна 50 Ватт?

5.Сравнивать мощности в природе, в технике (машин, кораблей, лопастей, ракет и т.д.)  

 

Таблица 2 – Организация усвоения учебного материала на уроке

Восприятие

Осознание

Понимание

Применение

Рефлексия

Контроль

Новая потребность

Организо вать восприятие учебного материала учащимися всеми органами чувств:

1.Демонстрация опыта

2.Рассказ с проблемной ситуацией

3.Привести примеры

Организовать первичное воспроизведение по вопросам, прочитать параграф в учебнике, составить рассказ по схеме

Ответить: 

1.Почему мощность физическая величина?

2.Какие еще физические величины характеризуют работу?

3.Какре свойство – мощность(быстрота), чему равна? – работе в единицу времени

1. Ответить на вопросы

2. Выполнить задания

3. Решить задачи на определение и расчет мощности

Какую новую физическую величину изучили?

Какие типичные мощности существуют?

Какая мощность у учащегося при переходе в школу и др.

1.Устный опрос по карточкам

2.Письменная работа

3.Контроль по всему разделу

Какие еще бывают характеристики механической работы по представленным фактам – переход к изучению «энергии»

  Процесс изучения организован по заданиям:

Пример задания 1.

На совершение одной и той же работы различным двигателям требуется разное время.

Пример 1. Подъемный кран на стройке за несколько минут поднимает на верхний этаж здания сотни кирпичей. Если бы эти кирпичи перетаскивал рабочий, то ему для этого потребовалось бы несколько часов. 

Пример 2. Гектар земли лошадь может вспахать за 10-12 часов, трактор же с многолемешным плугом эту работу выполнит за 40-50 минут.

Ясно, что подъемный кран ту же работу совершает быстрее, чем рабочий, а трактор – быстрее, чем лошадь. Быстроту выполнения работы в технике характеризуют особой величиной, называемой мощностью.

Чтобы рассчитать мощность, надо разделить величину совершенной работы на время, в течении которого эта работа совершена:

Мощность =             или             N =   ,

 

где N - мощность,    A - работа,    t - время, за которое эта работа была совершена.

Мощность равна отношению работы ко времени, за которое она была совершена. 

Что называется, мощностью?

Формула мощности.

Карточка 2. Мощность – величина постоянная, когда за каждую секунду совершается одинаковая работа, в других случаях отношение    определяет среднюю мощность: Nср =   

 

За единицу мощности принимают такую мощность, при которой в 1 с совершается работа в 1 Дж.

Эту единицу называют ваттом (обозначается Вт) в честь английского ученого Джеймса Уатта (1736-1819), придумавшего паровые машины.

Итак, 1 ватт =      или    1 Вт = 1  

 

159 0
Алмагуль Алеушинова, Учитель исследователь, физики ГКП на ПХВ «Школа-лицей №15» Нур – султан Ұлы Дала Ұстазы № 000303
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: