Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI599

Программа спецкурса по физике Решение задач в 10-11 классах

Программа   утверждена и рецензирована в 2015 году методистом кабинета «Центра инновационного развития образования и воспитания»

Мусабаевой Н.Ж. и заместителем директора «Центра инновационного развития образования и воспитания» Солтанбековой А.Е.

и к.т.н., профессором Нуспековым Е.Л.Екибастузский инженерно-технический  институт им.К.И.Сатпаева

Актуальность и перспективность опыта,его практическая значимость

В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленого изучения предмета и подготовки учащихся к продолжению образования.

Владение приемами решение задач можно считать критерием знаний основных разделов школьной физики,уровня физического и логического мышления.

Новизна опыта

 

 Разработана и апробирована программа элективного курса.

Ситематизирован теоретический и практический материал. 

 

Результативность

 

 Учащиеся более уверенно решают нестандартные задачи. Повысилось качество подготовки учащихся к итоговой аттестации и к сдаче ЕНТ.

 

Адресная направленность

 

Разработанный элективный курс может быть использован учителями физики  при подготовке к ЕНТ и вступительным экзаменам в вузы РК и ближнего зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        «Решение задач по физике»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная   записка.

Программный материал рассчитан  для учащихся  10-11 классов на 1 учебный час в неделю.  Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы спец курса по физике или  как дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические   вопросы физики. Цель этого   спец курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же  для подготовки учащихся к  успешной сдаче ЕНТ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические  вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕНТ,  а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач,  которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют  творческому и осмысленному  восприятию материала.        

       В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие   творческих способностей учащихся.

 

       Цель:  Подготовка учащихся  к   успешной сдачи ЕНТ.

 

Задачи:

 

  1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
  2.  Развитие физического  и логического мышления  школьников.
  3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.

       Данный курс решает задачи:

  1. углубление знаний учащихся, развитие их мышления, формирование умения  анализировать заданную ситуацию.
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе знакомства с методами решения задач различных типов.
  3. формирование алгоритмических и творческих умений.
  4. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, строить модели.
  5. воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности ученика.
  6. умение анализировать полученные результаты.

Результаты обучения

  1. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно – ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. повышение качества знаний, формирование алгоритмических и творческих  умений.
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  3. понимание сути физических явлений и закономерностей и умение применять их на практике.
  4.  приобретение опыта по поиску методов решения задач заданной темы, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов, анализа полученных результатов и их обработку.
  5.   подготовка   обучающихся к сдаче ЕНТ, вступительных экзаменов и к      дальнейшему обучению выбранной специальности.

Инструментарий для оценивания результатов: проверочные работы и самостоятельные работы, тесты 

Учебно-тематический план 10 класс

Учебно-тематический план 11класс

№ п\п

№ п\п

ТЕМА       ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

дата

при

меча

ние

 

всего

 

Теорети

ческих

 

Практи

ческих

 

 

КИНЕМАТИКА 

7

2(лекция)

5(р/з)

 

 

1

1

Основные понятия кинематики

1

0.5

0,5

 

 

2

2

Скорость. Относительность движения.

1

-

1

 

 

3

3

Средняя скорость.

1

0,5

0,5

 

 

4

4

Равнопеременное движение

1

-

1

 

 

5

5

Равноускоренное движение .Свободное падение

1

0,5

0,5

 

 

6

6

Кинематика вращательного движения.

1

0,5

0,5

 

 

7

7

 ТЕСТ №1 «Кинематика»

1

-

1

 

 

 

 

ДИНАМИКА 

5

2(лекция)

3(р/з)

 

 

8

1

Первый, второй и третий законы Ньютона.

1

0,5

0,5

 

 

9

2

Сила упругость, сила тяжести. Вес.

1

0,5

0,5

 

 

10

3

Движение при наличии силы трения

1

0,5

1,5

 

 

11

4

Всемирное тяготение.

1

0,5

0,5

 

 

12

5

 ТЕСТ№2 «Динамика»

1

-

1

 

 

 

 

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

7

2(лекция)

5(р/з)

 

 

13

1

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

0,5

0,5

 

 

14

2

Столкновение тел: упругое, неупругое и безразличное.

1

-

1

 

 

15

3

Работа. Теорема о кинетической энергии.

1

0,5

0,5

 

 

16

4

 Теорема о потенциальной энергии.

1

-

1

 

 

17

5

Работа, мощность, энергия. Закон сохранения энергии.

1

0,5

0,5

 

 

18

6

Давление жидкости и газа.

1

-

1

 

 

19

7

ТЕСТ №3 «  Законы сохранения »

1

0,5

0,5

 

 

 

 

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

5

1(лекция)

4(р/з)

 

 

20

1

Основные положения МКТ.

1

0,5

0,5

 

 

21

2

Уравнение Менделеева - Клапейрона.

1

0.5

0,5

 

 

22

3

Газовые законы.

1

-

1

 

 

23

4

Графическое решение задач на изопроцессы

1

-

1

 

 

24

5

ТЕСТ №4 «   Основное уравнение  МКТ.»

1

-

1

 

 

 

 

ТЕРМОДИНАМИКА

6

2(лекция)

4(р/з)

 

 

25

1

Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии.

1

0,5

0,5

 

 

26

2

Фазовые превращения (нагревание, плавление, парообразование)

1

-

1

 

 

27

3

Первый закон термодинамики 

 1                  0,5

0,5

 

 

28

4

Тепловые двигатели 

1

0,5

0,5

 

 

29

5

Пары. Влажность воздуха.

1

0,5

0,5

 

 

30

6

ТЕСТ№5 «Термодинамика»

1

-

1

 

 

 

 

Квантовая физика

4

1(лекция)

3(р/з)

 

 

31

1

Квантовая физика.

1

0,5

0,5

 

 

32

2

Фотоэффект и его применение

 1

0,5

0,5

 

 

33

3

Атомное ядро. Ядерные реакции.

 1

 

1

 

 

34

4

ТЕСТ№6 « Квантовая физика »

 1

 

1

 

 

 

 

всего     часов  

 

34

 

 

 

 

 

 










 


№ п\п

№ п\п

ТЕМА       ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

дата

при

меча

ние

 

всего

 

Теорети

ческих

 

Практи

ческих

 

 

Электродинамика 

9

2,5(лекция)

6,5(р/з)

 

 

1

1

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. 

1

0,5

0,5

 

 

2

2

Закон Кулона.

1

0,5

0,5

 

 

3

3

Напряженность. Принцип суперпозиции полей. 

1

0,5

0,5

 

 

4

4

Потенциал. Разность потенциалов.

1

0,5

0,5

 

 

5

5

Работа электростатического поля. Решение задач

1

 

1

 

 

6

6

Конденсаторы.     Виды конденсаторов. Электроёмкость.

1

0,5

0,5

 

 

7

7

Энергия конденсатора.

1

 

1

 

 

8

8

ТЕСТ№1 « Электродинамика »

1

 

1

 

 

9

9

Контрольный мониторинг

1

 

1

 

зачет

 

 

Законы постоянного тока 

8

2,5(лекция)

5,5(р/з)

 

 

10

1

Характеристики постоянного тока 

1

0.5

0.5

 

 

11

2

Закон Ома для участка цепи .

1

0.5

0.5

 

 

12

3

Соединения проводников.

1

0.5

0.5

 

 

13

4

Работа и мощность тока. 

1

0.5

0.5

 

 

14

5

ТЕСТ№2 «Законы постоянного тока»

1

 

1

 

 

15

6

Закон Джоуля – Ленца

1

 

1

 

 

16

7

Закон Ома для полной цепи

1

0.5

0.5

 

 

17

8

Контрольный мониторинг.

1

 

1

 

зачет

 

 

Электромагнитные явления 

7

2,5(лекция)

4,5(р/з)

 

 

18

1

Магнитное поле. Сила Ампера.

1

0.5

0.5

 

 

19

2

Магнитное поле. Сила Лоренца.

1

0.5

0.5

 

 

20

3

 Электрический ток в различных средах.

1

0.5

0.5

 

 

21

4

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.

1

0.5

0.5

 

 

22

5

Переменный ток и его характеристики.

1

0.5

0.5

 

 

23

6

ТЕСТ№3 «     Электромагнитные явления  »

1

 

1

 

 

24

7

Контрольный мониторинг.

1

 

1

 

зачет

 

 

Электромагнитные колебания 

5

1,5(лекция)

3,5(р/з)

 

 

25

1

Свободные электромагнитные колебания 

1

0.5

0.5

 

 

26

2

Вынужденные электромагнитные колебания

1

0.5

0.5

 

 

27

3

Давление и импульс электромагнитных волн. Электромагнитные  волны

1

0.5

0.5

 

 

28

4

ТЕСТ№4 «     Электромагнитные явления  »

1

 

1

 

 

29

5

Контрольный мониторинг.

1

 

1

 

зачет

 

 

             

 Оптика        

 

5

 

1(лекция)

 

4(р/з)

 

 

30

1

Геометрическая оптика. Законы распространения света.

1

0.5

0.5

 

 

31

2

Линзы. Виды линз. Построение, даваемое линзами.

1

0.5

0.5

 

 

32

3

Интерференция света.   Дифракция света. Дифракционная решетка.

1

 

1

 

 

33

4

ТЕСТ№5 «     Оптика »

1

 

1

 

 

34

5

Контрольный мониторинг

1

 

1

 

зачет

 

 

всего     часов  

 

34

 

 

 










































































































































































































Литература : 

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения .- М.: Просвещение, 1983.
  2.  Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах.-Л.:ЛГУ,1976 
  3. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1990. 
  4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. – М.: Наука,1985. 
  5. Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку.- М.: Наука, 1985 Меледин Г.В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. – М.: Наука,1985. 
  6.  Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике.- М.: Высшая школа.1990. 
  7. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике.- М.: Просвещение, 1972.
432 0
Аймангуль Карабаева, Коммунальное Государственное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 10 отдела образования акимата города Экибастуза» учитель исследователь , физики Ұлы Дала Ұстазы № 000301
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: