Программа утверждена и рецензирована в 2015 году методистом кабинета «Центра инновационного развития образования и воспитания»
Мусабаевой Н.Ж. и заместителем директора «Центра инновационного развития образования и воспитания» Солтанбековой А.Е.
и к.т.н., профессором Нуспековым Е.Л.Екибастузский инженерно-технический институт им.К.И.Сатпаева
Актуальность и перспективность опыта,его практическая значимость
В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленого изучения предмета и подготовки учащихся к продолжению образования.
Владение приемами решение задач можно считать критерием знаний основных разделов школьной физики,уровня физического и логического мышления.
Новизна опыта
Разработана и апробирована программа элективного курса.
Ситематизирован теоретический и практический материал.
Результативность
Учащиеся более уверенно решают нестандартные задачи. Повысилось качество подготовки учащихся к итоговой аттестации и к сдаче ЕНТ.
Адресная направленность
Разработанный элективный курс может быть использован учителями физики при подготовке к ЕНТ и вступительным экзаменам в вузы РК и ближнего зарубежья.
«Решение задач по физике»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка.
Программный материал рассчитан для учащихся 10-11 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы спец курса по физике или как дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого спец курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕНТ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕНТ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдачи ЕНТ.
Задачи:
- Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
- Развитие физического и логического мышления школьников.
- Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
Данный курс решает задачи:
- углубление знаний учащихся, развитие их мышления, формирование умения анализировать заданную ситуацию.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе знакомства с методами решения задач различных типов.
- формирование алгоритмических и творческих умений.
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, строить модели.
- воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности ученика.
- умение анализировать полученные результаты.
Результаты обучения
- Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно – ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. повышение качества знаний, формирование алгоритмических и творческих умений.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- понимание сути физических явлений и закономерностей и умение применять их на практике.
- приобретение опыта по поиску методов решения задач заданной темы, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов, анализа полученных результатов и их обработку.
- подготовка обучающихся к сдаче ЕНТ, вступительных экзаменов и к дальнейшему обучению выбранной специальности.
Инструментарий для оценивания результатов: проверочные работы и самостоятельные работы, тесты
Учебно-тематический план 10 класс
Учебно-тематический план 11класс
№ п\п | № п\п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов | дата | при меча ние | |||
всего |
Теорети ческих |
Практи ческих | ||||||
|
| КИНЕМАТИКА | 7 | 2(лекция) | 5(р/з) |
|
| |
1 | 1 | Основные понятия кинематики | 1 | 0.5 | 0,5 |
|
| |
2 | 2 | Скорость. Относительность движения. | 1 | - | 1 |
|
| |
3 | 3 | Средняя скорость. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
4 | 4 | Равнопеременное движение | 1 | - | 1 |
|
| |
5 | 5 | Равноускоренное движение .Свободное падение | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
6 | 6 | Кинематика вращательного движения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
7 | 7 | ТЕСТ №1 «Кинематика» | 1 | - | 1 |
|
| |
|
| ДИНАМИКА | 5 | 2(лекция) | 3(р/з) |
|
| |
8 | 1 | Первый, второй и третий законы Ньютона. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
9 | 2 | Сила упругость, сила тяжести. Вес. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
10 | 3 | Движение при наличии силы трения | 1 | 0,5 | 1,5 |
|
| |
11 | 4 | Всемирное тяготение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
12 | 5 | ТЕСТ№2 «Динамика» | 1 | - | 1 |
|
| |
|
| ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ | 7 | 2(лекция) | 5(р/з) |
|
| |
13 | 1 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
14 | 2 | Столкновение тел: упругое, неупругое и безразличное. | 1 | - | 1 |
|
| |
15 | 3 | Работа. Теорема о кинетической энергии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
16 | 4 | Теорема о потенциальной энергии. | 1 | - | 1 |
|
| |
17 | 5 | Работа, мощность, энергия. Закон сохранения энергии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
18 | 6 | Давление жидкости и газа. | 1 | - | 1 |
|
| |
19 | 7 | ТЕСТ №3 « Законы сохранения » | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
|
| МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | 5 | 1(лекция) | 4(р/з) |
|
| |
20 | 1 | Основные положения МКТ. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
21 | 2 | Уравнение Менделеева - Клапейрона. | 1 | 0.5 | 0,5 |
|
| |
22 | 3 | Газовые законы. | 1 | - | 1 |
|
| |
23 | 4 | Графическое решение задач на изопроцессы | 1 | - | 1 |
|
| |
24 | 5 | ТЕСТ №4 « Основное уравнение МКТ.» | 1 | - | 1 |
|
| |
|
| ТЕРМОДИНАМИКА | 6 | 2(лекция) | 4(р/з) |
|
| |
25 | 1 | Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
26 | 2 | Фазовые превращения (нагревание, плавление, парообразование) | 1 | - | 1 |
|
| |
27 | 3 | Первый закон термодинамики | 1 0,5 | 0,5 |
|
| ||
28 | 4 | Тепловые двигатели | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
29 | 5 | Пары. Влажность воздуха. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
30 | 6 | ТЕСТ№5 «Термодинамика» | 1 | - | 1 |
|
| |
|
| Квантовая физика | 4 | 1(лекция) | 3(р/з) |
|
| |
31 | 1 | Квантовая физика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
32 | 2 | Фотоэффект и его применение | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
33 | 3 | Атомное ядро. Ядерные реакции. | 1 |
| 1 |
|
| |
34 | 4 | ТЕСТ№6 « Квантовая физика » | 1 |
| 1 |
|
| |
|
| всего часов |
| 34 |
|
|
| |
|
|
| ||||||
№ п\п | № п\п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов | дата | при меча ние | |||
всего |
Теорети ческих |
Практи ческих | ||||||
|
| Электродинамика | 9 | 2,5(лекция) | 6,5(р/з) |
|
| |
1 | 1 | Электрический заряд. Закон сохранения заряда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
2 | 2 | Закон Кулона. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
3 | 3 | Напряженность. Принцип суперпозиции полей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
4 | 4 | Потенциал. Разность потенциалов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
5 | 5 | Работа электростатического поля. Решение задач | 1 |
| 1 |
|
| |
6 | 6 | Конденсаторы. Виды конденсаторов. Электроёмкость. | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
| |
7 | 7 | Энергия конденсатора. | 1 |
| 1 |
|
| |
8 | 8 | ТЕСТ№1 « Электродинамика » | 1 |
| 1 |
|
| |
9 | 9 | Контрольный мониторинг | 1 |
| 1 |
| зачет | |
|
| Законы постоянного тока | 8 | 2,5(лекция) | 5,5(р/з) |
|
| |
10 | 1 | Характеристики постоянного тока | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
11 | 2 | Закон Ома для участка цепи . | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
12 | 3 | Соединения проводников. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
13 | 4 | Работа и мощность тока. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
14 | 5 | ТЕСТ№2 «Законы постоянного тока» | 1 |
| 1 |
|
| |
15 | 6 | Закон Джоуля – Ленца | 1 |
| 1 |
|
| |
16 | 7 | Закон Ома для полной цепи | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
17 | 8 | Контрольный мониторинг. | 1 |
| 1 |
| зачет | |
|
| Электромагнитные явления | 7 | 2,5(лекция) | 4,5(р/з) |
|
| |
18 | 1 | Магнитное поле. Сила Ампера. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
19 | 2 | Магнитное поле. Сила Лоренца. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
20 | 3 | Электрический ток в различных средах. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
21 | 4 | Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
22 | 5 | Переменный ток и его характеристики. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
23 | 6 | ТЕСТ№3 « Электромагнитные явления » | 1 |
| 1 |
|
| |
24 | 7 | Контрольный мониторинг. | 1 |
| 1 |
| зачет | |
|
| Электромагнитные колебания | 5 | 1,5(лекция) | 3,5(р/з) |
|
| |
25 | 1 | Свободные электромагнитные колебания | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
26 | 2 | Вынужденные электромагнитные колебания | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
27 | 3 | Давление и импульс электромагнитных волн. Электромагнитные волны | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
28 | 4 | ТЕСТ№4 « Электромагнитные явления » | 1 |
| 1 |
|
| |
29 | 5 | Контрольный мониторинг. | 1 |
| 1 |
| зачет | |
|
|
Оптика |
5 |
1(лекция) |
4(р/з) |
|
| |
30 | 1 | Геометрическая оптика. Законы распространения света. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
31 | 2 | Линзы. Виды линз. Построение, даваемое линзами. | 1 | 0.5 | 0.5 |
|
| |
32 | 3 | Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. | 1 |
| 1 |
|
| |
33 | 4 | ТЕСТ№5 « Оптика » | 1 |
| 1 |
|
| |
34 | 5 | Контрольный мониторинг | 1 |
| 1 |
| зачет | |
|
| всего часов |
| 34 |
| |||
|
| |||||||
Литература :
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения .- М.: Просвещение, 1983.
- Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах.-Л.:ЛГУ,1976
- Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1990.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. – М.: Наука,1985.
- Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку.- М.: Наука, 1985 Меледин Г.В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. – М.: Наука,1985.
- Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике.- М.: Высшая школа.1990.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике.- М.: Просвещение, 1972.