Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI490

А.П. Чехов «Хамелеон»

Ф.И.О. учителя

Бектурганова Меруерт Бериковна

Предмет/класс

Русский язык и литература, 6 класс 

Название раздела

Язык-это окно в новый мир

Тема урока

А.П. Чехов «Хамелеон» (Первый урок.)

Цели обучения

6.3.1.1-понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста;

6.4.2.1-излагать подробно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала;

 6.3.3.1 – формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или поднимаемой теме

Критерии оценивания

Учащийся:

- понимает основную информацию, определяет тему, цель текста;

- излагает подробно содержание текста на основе прочитанного материала;

-отвечает на вопросы, опираясь на содержание текста;

Ход урока

Время

Этапы урока

Задания

     Ресурсы

2

Актуализа-

ция темы и цели урока

-Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем работать по разделу: «Язык-это окно в новый мир».

Знакомство с темой, целями урока.

Сегодня на уроке :

-вы познакомитесь с творчеством писателя;

Вы научитесь:

-понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста; 

-излагать подробно содержание текста на основе прочитанного  материала;

- отвечать на вопросы, опираясь на содержание текста;

 

 

 

 

 

Слайд 1,2

17

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап усвоения нового материала

 

 

 

 

 

 

Знакомство учащихся с творчеством писателя.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

Родился А.Чеховв Таганроге в семье купца, который держал небольшую лавку. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство А.П.Чеховабыло непростым: отец держал сыновей в строгости, заставлял много репетировать и петь в церковном хоре.

В 1879 году, после окончания обучения в гимназии в Таганроге, Чехов переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.В 1884 году вышел первый сборник рассказов А. П. Чехова.

В какие годы жил и творилА.П.Чехов? (1860-1904)

Кем был отец А. П. Чехова?(купцом)

На каком факультете учился Чехов в московском университете?

(медицинский факультет)

 

Кто изображен на картинке?

Что вы знаете о хамелеоне?

Слово хамелеон употребляется в словарях двух значениях:

1)ящерица, которая способна менять окраску туловища, принадлежит к классу пресмыкающиеся, отряду чешуйчатые;

 2)человек, который часто меняет свое мнение, взгляды, приспосабливаясь к обстановке или в угоду кому-либо ;

 

Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П. Чехова, который так и называется «Хамелеон». Юмористический рассказ «Хамелеон» написан А.П.Чеховым на раннем этапе его творчества.  Слово «Хамелеон» после чеховского рассказа стало нарицательным. 

   В центре рассказа - простенький случай. Полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кому принадлежит собака, укусившая за палец мастерового Хрюкина. Но, рисуя этот эпизод, Чехов попутно характеризует не только Очумелова и Хрюкина ,но и собравшуюся толпу. 

 

Словарная работа.

Городовой-в царской России: нижний чин городской полиции

шинель- форменное пальто со складкой на спине

лавка-дүкен

брань-ругань

ваше благородие-мәртебелім

ни с того ни сего-неожиданно,без причин

легавые-особая порода охотничьих  собак

кабак-ішімдік сатылатын орын

решето-елеуіш

не пущай-не пускай

крыжовник-қарлыған,тошала

Задание3

- Послушайте начало рассказа «Хамелеон» А.П.Чехова 

(в сокращении).

 

Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета, действия или явления. В сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Слайд3,4,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6,7

 

 

 

 

 

 Какие сравнения     использует автор в этом отрывке? Заполните таблицу  примерами из текста.

 

1.Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти.

2.Словно из земли выросши, собирается толпа.

 

Диалог-это разговор между двумя или несколькими лицами. Слово «диало́г» происходит от греч. — «беседа, разговор». 

 

Прочитайте продолжение рассказа «Хамелеон» и выполните задания.

1.Как вы думаете ,что преобладает в данном отрывке: диалог или повествование?

2. Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? 

3.Как эти перемены связаны с названием рассказа?

Проверь себя.

1.Можно сказать, что весь рассказ построен на диалоге. Диалоги позволяют читателю ближе познакомиться с персонажами произведения, понять их мысли, чувства. Например, реплики Очумелова позволяют с полным правом назвать его хамелеоном, человеком, который для своего спасения готов много раз менять решения. 

2.Первое решение — «А собаку истребить надо».

Второе («собака генерала Жигало­ва») — «…как она могла тебя укусить?».

Третье («нет, не генеральская») — «На­до проучить!».

Четвертое («может быть, и генераль­ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

Пятое (генеральский повар говорит:«Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

Шестое (повар продолжает:«Брат их­ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».

3.Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена­ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав­тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

                         «Тонкие»вопросы

1.Как зовут главного героя повести?

2.Что такое флипы?  

                      «Толстые» вопросы

1.Как Коля догадался, что стеклянная кабина- машина времени?

2. Зачем Коля решает заглянуть в квартиру соседа?

Дескриптор:

-формулирует «тонкие» и «толстые» вопросы

Примерные ответы.

1.Главного героя зовут Коля.

2.Флипы- летающее такси.

3.Когда Коля увидел календарь за 2082 год, он понял , что он попал в будущее и что кабина была на самом деле машиной времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Коля решает заглянуть в квартиру соседа, чтобы снять мерку со старинной модели фрегата.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

-Составьте сюжетную линию 8 главы «Чемпион по мороженому», соблюдая логическую цепочку и используя ключевые слова и словосочетания.

Дескриптор:

-создаёт сюжетную линию

Примерный ответ.

  На стоянке- столбики разных цветов-пузырь-пульт с кнопками-Космодром -1.

 

Задание 3

 -Найдите и выпишите из текста неопределённые местоимения и наречия. Составьте с ними 1 простое и 1 сложное предложение.

Дескрипторы:

-находит в тексте неопределённые местоимения.

-составляет с ними простое и сложное предложение

     Примерный ответ.

Неопределенные местоимения : что-то, некоторые, какой-нибудь.

Простое предложение:

    - Что-то странное было в его поведении.

Сложное предложение:

    - В повести есть некоторый скрытый смысл, который не все могут объяснить.

-Ребята, а теперь проверим, насколько вы внимательно читали произведение.

Тест.

1. Настоящее имя писателя.

      А) Игорь Всеволодович Можейко  

      Б) Илья Яковлевич Малежик

 

2. Как звали главного героя повести?

       А) Костя                             Б) Коля

 

3. Зачем мальчик заглянул в квартиру соседа?

      А) чтобы полить цветы       

      Б) чтобы снять мерку с модели фрегат

 

 

 

 

 

 

Слайд 8,9,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд10,11,13

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13,14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 17 

 

слайд 18 

 

 

слайд 19 

 

 

 

слайд 20

 

 

слайд 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 23

 

 

 

 

 

 

слайд 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 26

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 27

 

 

 

 

слайд 28 

 

 

 

 

 

слайд 29

 

 

 

 

 

Проверочная работа по прочитанному тесту.

1.В каком году Чеховым был написан рассказ «Хамелеон»?
 
А)1883
 Б)1884
 В)1885

2. В какой должности был главный персонаж рассказа Очумелов?
 
А)Становой пристав
 Б)Полицейский надзиратель
 В)Казачий урядник

3. Где разворачиваются события, описанные в рассказе?
 
А)В небольшом переулке
 Б)На набережной
 В)На базарной площади 

4. Как выглядела собака, обидчица Хрюкина?
 
А)Большой черный пес с лохматым хвостом
 Б)Белый борзой щенок с острой мордой
 В)Рыжая длинношерстная дворняга

5. Какая ягода лежала в решете у городового Елдырина?
 А)
Смородина
 Б)Малина
 В)Крыжовник 

6. Какой вид верхней одежды то снимал, то накидывал вновь надзиратель Очумелов?
 
А)Пальто
 Б)Плащ
 В)Шинель

7. На чью сторону встал полицейский Очумелов в конце рассказа?
 
А)Остался при своем мнении
 Б)Встал на сторону Хрюкина
 В)Защитил собаку 

 

Проверим!

 

Дескриптор

- понимает содержание прочитанного;

-определяет тему и основную мысль текста;

- выписывает художественно-изобразительные средства;

-отвечает на вопросы, выражая свое отношение к прочитанному;

Слайд 16,17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

 

 

 

1

Итог урока

 Рефлексия.

Я познакомился с ...

Было непросто ...

Я добился ...

У меня получилось ...

Хотелось бы ...

Мне запомнилось ...

Домашнее задание.

Составьте синквейн, посвященный одному из персонажей рассказа. Постарайтесь отразить сущность его характера.  

 

 

Слайд 20

 

 

 

 

 

 

 

 

893 0
Меруерт Бектурганова Сарыкемер мектеп-гимназиясының Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Жамбыл облысы, Байзақ ауданы Ұлы дала ұстазы № 000556
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: