Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI282

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

       Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые, конкурентоспособные

специалисты, которые могут самостоятельно принимать решения, ставить под сомнение

существующие гипотезы, выдвигать новые идеи и способы их реализации, умение решать проблемы в

различных жизненных ситуациях. Методы и приемы активного и интерактивного обучения,

помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных людей, которые могут сами

принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и

динамизмом. Роль педагога – интегрировать знания и ценностные ориентации обучения.

       Необходимость в переосмыслении возникает в связи с переходом к новым типам мышления, которое

пришло в ходе использования новых подходов в обучении и преподавании. Решению данных задач

способствует активное обучение, которое знаменует собой переход от преимущественно

регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации

дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым,

обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении[1].

      Активные методы - это такие методы обучения, которые формируют у учащихся потребность в

новых знаниях направляют обучение на связь с жизнью; направляют мышление на решение общих и

частных познавательных задач с целью творческой переработки учебной информации; обеспечивают

деятельность, направленную на соотношение частных сведений с основными идеями поощряют

вооружению учащихся прочными знаниями и навыками, а также умением переносить их в новые

условия; способствуют овладению учебными умениями, создают максимальные условия для активной

учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

     Процесс обучения рассматривается в современной педагогической науке как активная

познавательная деятельность учащихся, в результате которой они под руководством учителя

овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают творческие силы и способности, вследствие

чего формируется их научное мировоззрение. Вместе с тем это целенаправленный, организованный

процесс взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся. Главным в процессе

обучения является переориентация с пассивных форм обучения на активную творческую работу

учеников. В учебном процессе следует объединить творческую активность учителя и учащихся так,

чтобы ученики психологически чувствовали себя творцами этого учебного процесса, участниками

совместного творческого поиска.

      Позиция учащихся из обычных слушателей, пассивно получающих знания, меняется на

активных участников учебного процесса. В свою очередь активные методы обучения способствуют

формированию позитивного отношения учащихся к изучению обучающего предмета. Использование

активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся,

обеспечить заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность

задействовать всех, даже самых слабых [3].

      Задачи АМО:

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

- формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических

особенностей учащихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе

вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

      Принцип «ученик не объект, а субъект образовательного процесса» воплощается в практическую

деятельность посредством активных форм и методов.

     Условно активные формы обучения можно разделить на:

-активные формы уроков;

- активные методы и приемы обучения;

- активизацию исследовательской деятельности.

    Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.

Активные формы уроков.

-интегрированные уроки;

-урок-исследование;

-урок-консультация;

- игровые формы уроков;

- мультимедийные технологии обучения.

     Игровые формы уроков.

    Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая

предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

    В обучении русскому языку и литературе наиболее интересными являются такие игровые формы

уроков, как

- урок-суд;

- урок-подготовка к постановке спектакля или фильма;

- урок-спектакль или концерт;

- урок-конференция;

- урок-КВН.

     Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе

подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников

(многообразие ролей дает возможность задействовать всех).

     Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создавать на уроке

ситуацию успеха для каждого ученика?

      Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как:

- творческие виды пересказа и интерпретация литературных текстов;

- поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм»,

работа над индивидуальными и групповыми проектами, защита проектов);

- взаимоопрос;

- взаимопроверка работ;

- создание проверочных, самостоятельных, творческих работ для одноклассников или учеников

младших классов.

      Так ученики становятся способными к исследовательской деятельности. Создавая условия для

успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы, формы и методы обучения. Формы, методы и

приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс. Это: групповые формы работы;

работа в парах; разнообразные творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т. д.,

инсценирование фрагментов произведений на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка;

поэтическое творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов,

ребусов, викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и интерактивных;

интеллектуальный марафон; учебный мозговой штурм; КВН; нетрадиционные уроки: заочные

экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы, диспуты, комплексный анализ текста и др.;

создание ситуации выбора (многовариативность заданий); составление схем-опор, использование

алгоритмов; игровая учебная деятельность; различные приемы устного и письменного опроса.

       Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры,

психодрама, социодрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой

ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т. п.) и направленные на

обретение нового опыта.

   При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе

успешно применяются следующие приемы:ассоциативный ряд; опорный конспект; инсерт (интерактивная система записи для эффективного

чтения и размышления); мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и вопросы Блума;

кластеры; синквейн; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; перепутанные логические

цепочки; дидактическая игра; лингвистические карты; исследование текста; работа с тестами;

нетрадиционные формы домашнего задания.

     Типы домашнего задания: творческая работа; лингвистическое исследование текста;

наблюдение за природой (фото и видеосъемка); подготовка словарных диктантов; составление

вопросника к зачету по теме; составление конспекта, опорных таблиц; письмо по памяти.

    Активные методы и формы обучения с применением инновационных технологии помогают

учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать

и применять на практике.

    В то же время эти технологии…

- стимулируют у учащихся процесс познания нового,

- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,

- порождают стремление к самостоятельной деятельности,

- формируют устойчивое внимание к предмету.

     Остановимся подробнее на характеристике применяемых методов активного обучения. Стоит

отметить, что активные методы могут применяться на разных этапах урока. Начинаем презентацию с

метода «Солнечный зайчик» - это метод выяснения ожиданий и опасений. Для представления нового

материала используется метод «Инфо-угадайка».

      Например, таким образом можно организовать обобщение по темам, пройденным в начальной

школе – времена группы Simple. Группы распределяются по автобусным остановкам/остановкам метро.

На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем

вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты данной темы,

относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и

записываются ключевые моменты, обязательно приводятся примеры по данной теме. Затем по команде

учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с

имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять

существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой

автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда

группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и

определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа

презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми

группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

      Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей

позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду

формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника,

отвечающие современным потребностям общества.

Итак, активные методы обучения способствуют:

• формированию положительной учебной мотивации;

• повышению познавательной активности учащихся;

• активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;

• стимулированию самостоятельной деятельности;

• развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

• эффективному усвоению большого объема учебной информации;

• развитию творческих способностей и нестандартности мышления;

• развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

• раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение

условий для их проявления и развития;

• развитию универсальных навыков.

      В заключении хотелось бы отметить, что активным метод делает тот, кто его применяет. Важно

также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной

программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет

психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и

воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к

образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в

классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей. Системное и

целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить

эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей

обучения, воспитания и развития.

      С. Смит утверждал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена

явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека,

чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира».

       Список использованной литературы и источников:

1. Активные методы обучения: Электронный курс. – http: //www. moi-universitet. ru/

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. – М: Велби, 2007. – 480 с.

3. Активные формы преподавания литературы. Составитель Р. И. Альбеткова –М., Просвещение,1991.

4. Звездина А. Я. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому

языку и литературе. – Мастер – класс, № 10, 2006.

5. Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М., 1992.

6. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. – Москва, «Педагогический

поиск», 2002.

7. Ничкова Т. А. Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка.

702 0
ГУЛЬМИРА ДЖАНАЛИЕВА, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Инновационного образования и информационных технологий», тренер по программе обновленного содержания образования филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Мангистауской области Ұлы дала ұстазы № 000224
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: