Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI280

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЕНИЯ

     1. Сущность и значение патриотического воспитания

Патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в результате которого у

ребенка формируются представления, взгляды, убеждения, патриотическая позиция. Именно в

дошкольном возрасте идет процесс социальной адаптации, жизненного определения, становления

личности, формируются основные нравственные качества. Поэтому патриотическое воспитание детей

является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных организаций. В связи с этим

перед педагогами современного дошкольного образования стоят задачи формирования у детей

гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной

педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств

дошкольников.

      По определению С. А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это

целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его

знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного

поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

В детском саду патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и

воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических

убеждений и патриотического поведения.

     Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка,

осуществляемого в рамках приобщения к социальной действительности. Как организованный

педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагогов,

родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего

поколения.

     Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в

себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности

языка и быта. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность

нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю,

бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение

защищать ее, уважение обычаев культуры других стран и народов. В понятие патриотизма входят

когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки)

компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом эмоциональный компонент

является ведущим в дошкольном возрасте, когнитивный – обеспечивает содержание работы по

патриотическому воспитанию, поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Патриотизм

как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание,

ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

     Дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности

для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал

гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками

социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие

интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к ее прошлому

и настоящему. Особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в

современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной

особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы)

делают нравственно-патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений

образовательно-воспитательной работы в ДОО. Патриотическое воспитание рассматривается как одна

из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, включает в себя решение задач

не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического

воспитания. Исходя из этого, основными задачами патриотического воспитания дошкольников

являются:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому,

детскому саду, городу, стране;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и к культурному

наследию своего народа;

-воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как

представителя своего народа;

- расширение представлений о городах Казахстана;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в

быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его

взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Итак, в содержание патриотического воспитания входят такие составляющие, как: любовь к

Родине, к родным местам, родному языку; знания об истории, культуре, традициях своего народа, своей

малой родины; проявление познавательного интереса и уважения к прошлому и настоящему своей

Родины, к традициям и обычаям своего народа; чувство национального достоинства; активная

творческая деятельность на благо Отечества.

      2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В каждом возрасте патриотическое воспитание имеет свои особенности. В первые семь лет

ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых имеет свои особенности

и возможности познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. В этот период происходит

формирование нравственно-духовной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов

социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающей реальности.

Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его

потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы,

наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. Дети

старшего дошкольного возраста способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами и

испытывать благородные чувства. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,

которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке

народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о

природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

       Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость

за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и

приумножать богатства своей страны.

     Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко,

но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

      Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются

скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом

поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может

угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных

переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

      Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной

деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке

общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной

культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства

сопричастности, привязанности к окружающим.

      3. Формы, методы и средства краеведческой работы с детьми старшего дошкольного

возраста в условиях дошкольных организаций, способствующие патриотическому воспитанию

детей.

     Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других

поселений месным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение

— социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить:

воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым

формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира,

культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и

обучения.

     Цель краеведения в дошкольных организациях — воспитание нравственного гражданина,

патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники

истории и культуры). К основным задачам краеведческой работы в ДО можно отнести следующие: –

формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; развивать

эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране; воспитывать

чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности

к этому; развивать бережное отношение к городу (природе); формировать умение ориентироваться в

ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Формы и методы

работы в направлении краеведения разнообразны:

– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний,

осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как

самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом —

фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием

родного города;

– праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа,

населяющего родной край;

– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая

оценка родного края;

– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии,

географии, природе;

– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в

краеведческой работе.

      Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.

Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. –

виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более

эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности

обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у

дошкольников.

      Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает

познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как

постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации,

взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Интерактивно-выставочные проекты по

краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и

способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости,

креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное

развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В ходе проведения интерактивно-

выставочных проектов готовятся выставки книг познавательного характера (иллюстрации о природе

родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии, творческие работы,

выполненные совместно с родителями).

     Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является

тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,

заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,

сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые

участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям

глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.

Использование такого многообразия форм и методов способствует закреплению полученных

знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает

возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города.

Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды

в ДО. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы

с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения,

дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во

время экскурсий по городу.

     Поэтому задачами педагогов являются:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к народным традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о родном городе (селе);

• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту.

Список использованной литературы:

1. Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". -

Аккорда, 2017 г.

2. Татаренцева Е. В., Кузнецова С. П., Васильева В. Н., Бездетко Е. В. Особенности

патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2017.

— №5. — С. 532-535. — URL https: //moluch. ru/archive/139/39208/ (дата обращения:06.06.2019).

3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет. — М.: Сфера, 2007.— 224 с.

4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —

3-е изд., исправ. и доп. / С. А. Куликова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр«Академия», 2001. — 416 с.

5. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и

воспитание. — 2017. — №5. — С. 32-34. — URL https: //moluch. ru/th/4/archive/74/2864/ (датаобращения: 16.08.2019).

6. Назарбаев Н. А. Семь граней Великой степи / http: //www. akorda. kz/ru/.

194 0
ГУЛЬМИРА АЙТКУЛОВА, заведующая ГККП «Ясли-сада №8» отдела образования акимата города Тараз Ұлы дала ұстазы № 000223
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: