1. Сущность и значение патриотического воспитания
Патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в результате которого у
ребенка формируются представления, взгляды, убеждения, патриотическая позиция. Именно в
дошкольном возрасте идет процесс социальной адаптации, жизненного определения, становления
личности, формируются основные нравственные качества. Поэтому патриотическое воспитание детей
является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных организаций. В связи с этим
перед педагогами современного дошкольного образования стоят задачи формирования у детей
гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной
педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств
дошкольников.
По определению С. А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это
целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его
знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного
поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
В детском саду патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и
воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических
убеждений и патриотического поведения.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка,
осуществляемого в рамках приобщения к социальной действительности. Как организованный
педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагогов,
родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего
поколения.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в
себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности
языка и быта. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность
нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю,
бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение
защищать ее, уважение обычаев культуры других стран и народов. В понятие патриотизма входят
когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки)
компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом эмоциональный компонент
является ведущим в дошкольном возрасте, когнитивный – обеспечивает содержание работы по
патриотическому воспитанию, поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Патриотизм
как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание,
ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности
для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал
гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками
социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие
интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к ее прошлому
и настоящему. Особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в
современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной
особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы)
делают нравственно-патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений
образовательно-воспитательной работы в ДОО. Патриотическое воспитание рассматривается как одна
из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, включает в себя решение задач
не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического
воспитания. Исходя из этого, основными задачами патриотического воспитания дошкольников
являются:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому,
детскому саду, городу, стране;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и к культурному
наследию своего народа;
-воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как
представителя своего народа;
- расширение представлений о городах Казахстана;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в
быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Итак, в содержание патриотического воспитания входят такие составляющие, как: любовь к
Родине, к родным местам, родному языку; знания об истории, культуре, традициях своего народа, своей
малой родины; проявление познавательного интереса и уважения к прошлому и настоящему своей
Родины, к традициям и обычаям своего народа; чувство национального достоинства; активная
творческая деятельность на благо Отечества.
2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В каждом возрасте патриотическое воспитание имеет свои особенности. В первые семь лет
ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых имеет свои особенности
и возможности познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. В этот период происходит
формирование нравственно-духовной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов
социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающей реальности.
Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его
потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы,
наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. Дети
старшего дошкольного возраста способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами и
испытывать благородные чувства. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,
которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке
народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о
природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость
за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и
приумножать богатства своей страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко,
но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются
скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом
поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может
угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных
переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной
деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке
общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной
культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства
сопричастности, привязанности к окружающим.
3. Формы, методы и средства краеведческой работы с детьми старшего дошкольного
возраста в условиях дошкольных организаций, способствующие патриотическому воспитанию
детей.
Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других
поселений месным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение
— социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить:
воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым
формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира,
культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и
обучения.
Цель краеведения в дошкольных организациях — воспитание нравственного гражданина,
патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники
истории и культуры). К основным задачам краеведческой работы в ДО можно отнести следующие: –
формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; развивать
эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране; воспитывать
чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности
к этому; развивать бережное отношение к городу (природе); формировать умение ориентироваться в
ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Формы и методы
работы в направлении краеведения разнообразны:
– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний,
осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;
– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как
самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом —
фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.
– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием
родного города;
– праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа,
населяющего родной край;
– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая
оценка родного края;
– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии,
географии, природе;
– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в
краеведческой работе.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.
Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. –
виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более
эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности
обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у
дошкольников.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает
познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как
постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации,
взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Значимым в работе методом является метод проектов. Интерактивно-выставочные проекты по
краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и
способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости,
креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное
развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В ходе проведения интерактивно-
выставочных проектов готовятся выставки книг познавательного характера (иллюстрации о природе
родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии, творческие работы,
выполненные совместно с родителями).
Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является
тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,
сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые
участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям
глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.
Использование такого многообразия форм и методов способствует закреплению полученных
знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает
возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города.
Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды
в ДО. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы
с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения,
дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во
время экскурсий по городу.
Поэтому задачами педагогов являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к народным традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о родном городе (селе);
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту.
Список использованной литературы:
1. Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". -
Аккорда, 2017 г.
2. Татаренцева Е. В., Кузнецова С. П., Васильева В. Н., Бездетко Е. В. Особенности
патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2017.
— №5. — С. 532-535. — URL https: //moluch. ru/archive/139/39208/ (дата обращения:06.06.2019).
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет. — М.: Сфера, 2007.— 224 с.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —
3-е изд., исправ. и доп. / С. А. Куликова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр«Академия», 2001. — 416 с.
5. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и
воспитание. — 2017. — №5. — С. 32-34. — URL https: //moluch. ru/th/4/archive/74/2864/ (датаобращения: 16.08.2019).
6. Назарбаев Н. А. Семь граней Великой степи / http: //www. akorda. kz/ru/.