Формативное оценивание – это процесс, который оказывает непосредственное влияние на рост
и развитие учебных достижений и обеспечивает обратную связь между учителем и учащихся. Для
успешного преподавания и обучения учителю необходимо наблюдать за учащимися в течение урока
для определения прогресса и текущего уровня понимания.
Задачами формативного оценивания являются:
Определение и представление учащимся целей обучения и критериев оценивания;
Создание среды для продуктивного коллаборативного обучения, которое поможет выявить
доказательства того, чего и на каком уровне достиг учащихся;
Обеспечение конструктивной обратной связи, способствующей развитию учащихся;
Вовлечение учащихся в качестве источника взаимного обучения друг друга;
Позиционирование учащихся как создателей своего обучения.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью обучения. Процесс формативного
оценивания деятельностью учителя требует реализации следующих этапов:
- планирование и организация формативного оценивания;
- выбор методов формативного оценивания;
- анализ результатов формативного оценивания;
- представление обратной связи.
Когда мы говорим о формативном оценивании, то мы отвечаем на три самых важных вопросов:
1) Куда учащийся стремится в своем обучении?
2) Где он находится в своих знаниях на данном этапе?
3) Что необходимо сделать, чтобы учащийся достиг поставленной цели?
Оценивание состоит из 5 ключевых стратегий:
1. Разъяснение ожидаемых результатов и дескрипторов оценивания;
2. Формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе, которые будут
свидетельствовать о понимании учащихся;
3. Представление обратной связи, которая будет стимулировать учащихся достижению
результатов;
4. Вовлечение учащихся в качестве источников и ресурсов целью обучения;
5. Становление учащегося, как создателя своего знания.
Для того, чтобы сделать процесс формативного оценивания эффективным, учителю на этапе
планирования необходимо изучить учебную программу, учебный план и провести анализ цели
обучения, составить критерий оценивания на основе цели обучения согласно учебной программе.
Распределить критерии оценивания по уровням мыслительных навыков для обеспечения
дифференцированного подхода. Составить задание в соответствии с критериями оценивания,
разработать каждому заданию дескрипторы.
При разработке или подборе задания учитель должен учитывать индивидуальные особенности
своих учащихся. К каждому заданию составляются дескрипторы.
Для оценивания речевых навыков учащихся второго класса можно использовать разные виды
оценивания, которые дают быструю обратную связь, вызывают интерес к процессу оценивания и
желание проверять свою работу.
Учащиеся вовлекаются в оценивание выполненных работ через использования разных видов
оценивания, взаимооценивания, самооценивания, лестница успеха, смайлики, светофор, оценивание
жестами, жетон, ключи с готовыми ответами, а также оценивание по дескрипторам. Оценивание по
дескрипторам можно использовать при выполнении заданий для развития четырех видов речевой
деятельности: слушание, чтение, письмо, говорение. Дескрипторами можно оценить индивидуальную,
парную, групповую работу. Дескрипторы к заданиям составляются в соответствии с целями обучения.
Они должны быть ясными и точными, для того чтобы определить на каком этапе выполнения заданий
учащийся находится и какие трудности он испытывает, что необходимо еще отработать. Это
способствует предоставлению конструктивной обратной связи учащимся и родителям.
Что может оценивать дескрипторами?
Навык слушание через выполнение заданий после просмотренного мультфильма,
видеоматериала, фрагмента фильма, аудио материала.
Для оценивания навыка говорения учащиеся составляют диалог, устный рассказ, составляет
историю со словами для последовательного изложения событий, рассказ с опорой на наглядность, карту
историй, беседу, пересказ, пересказ с использованием жестов и другие виды работ.
При составлении дескрипторов необходимо учитывать, что глагол должен стоять в настоящем
времени, т. е. отвечать на вопрос «Что делает?». Например, находит, пересказывает, составляет,
обделяет и так далее.
Взаимооценивание «Светофор» нравится ребятам, так как используются цветные карточки:
зеленый – все хорошо, желтый – есть незначительные ошибки, красный – не получилось, не удалось.
«Светофор» дает возможность быстро получить оценку за свою работу.
Оценивание «Лестница успеха» помогает определить собственные достижения на уроке и успехи
одноклассника. Количество ступеней лестницы зависит от задания. Например, просмотрев мультфильм
«Карлсон и малыш», ученики получают таблицу «верно, неверно» с пятью предложениями по
содержанию мультфильма. Ученики находят верные и неверные утверждения. Пять предложений – это
пять ступеней. На самой верней ступеньке оказывается тот, кто вообще не ошибся, кто допустил одну
ошибку на 4 ступеньке, кто 2 на третьей ступеньке. При изучении темы, планирования, истории о друге,
который вам помогает, второклассники смотрели фрагмент мультфильма о знаменитом утенке. По
заданию учителя учащиеся в группе раскладывали 5 картинок из мультфильма в определенной
последовательности, составляли историю из 5 предложений со словами последовательного изложения
рассказа. Этим оцениванием можно в конце урока также рефлексировать.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью
которого является формирование деловых межличностных отношений. Взаимооценивание в парах
является одной из форм формативного оценивания.
Учителем и учениками может оцениваться общая работа в паре, работа пар друг с другом и работа
внутри парой. При таком взаимодействии активнее проявляется саморегулируемое поведение,
рефлексия и взаимопомощь вне зависимости от уровня подготовленности учащихся. При организации
планирования формативного оценивания в парной работе необходимо чтобы учащиеся понимали, что
они несут равную ответственность за выполнение задания и его результат. Поэтому важно научить их
согласовывать свои действия и взаимодействовать друг с другом. Обмениваться мнениями и давать
конструктивную обратную связь. Для организации такого вида оценивания учащиеся знакомятся с
правилами работы в паре.
Правила работы в парах:
• При разговоре смотри на собеседника;
• Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
• Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять
его, дополнять, оценивать.
В парах после чтения текста или просмотренного мультфильма учащиеся используя стратегию
«Горячий стул» для главных героев задают свои вопросы и отвечают на них. Этот вид деятельности
оценивает учитель, понимает основную идею и роль персонажей, говорит выразительно.
При формативном оценивании учитель может организовать также работу в группах, как
эффективный способ оценивания определенных навыков. Учащиеся получают задания и знакомятся с
критериями оценивания. Во время групповой работы учитель наблюдает и слушает обсуждение
учащихся в каждой группе, отмечает тех, кто смог быстро продемонстрировать достижение целей
обучения в соответствии с критериями оценивания. Учитель отмечает у себя в блокноте имена этих
учеников, далее учитель наблюдает вопросы учащихся, которым необходима дополнительная
поддержка. Например, «Что вы думаете об этом?», «Можете ли вы мне пояснить, что вашей группе
обсуждалось?».
Работа в группе должна проходить слаженно, правильно. Для этого также необходимо
разработать правила работы в группах.
Первое, убедитесь, что каждый член группы имеет возможность высказаться;
Второе, слушайте друг друга;
Третье, не перебивайте когда кто-то говорит;
Четвертое, спрашивайте разъяснение, если что-то не поняли;
Пятое, не принижайте других членов группы.
После завершения работы, например, создание постеров на определенную тему одна группа
представляет свою работу классу, а другая оценивает. Вид оценивания выбирает учитель.
Оценивание учитель:
1) Неформальное оценивание: наблюдение, слушание, комментарии, занесение наблюдения в
журнал, блокнот на уроке и после урока.
2) Формальное оценивание: письменное, устное.
Формативное оценивание учителя проводится через наблюдения, обратную связь, комментарии.
Для развития речевых навыков педагог просит учащихся рассказать о том, как они провели осенние
каникулы, что с ними произошло за выходные и праздничные дни, т. е. затрагивает важные и близкие
для детей темы. Этим вызывается речевая активность учащихся. Важен для развития речевых навыков
и мышления, пересказ.
Учащиеся могут пересказывать по плану с использованием карты истории, действий.
Оценивать можно жестами, их комментариями.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью обучения. Учитель на уроке
ответственный за обучение и оценивание учащихся.