I. Закон «Об образовании» Республики Казахстан рассматривает предшкольную подготовку как
первоначальную ступень целостного образования, направленную на развитие личности ребенка,
укрепление его здоровья и успешную подготовку к обучению в школе, особенно в период перехода на
12 летнее образование, на это указывает Концепция предшкольной подготовки, Государственные
общеобразовательные стандарты РК. Важность этих документов в том, что они указывают на
переориентацию дошкольного образов на гуманистические, личностно-ориентированные и
деятельностные технологии.
Современная школа требует от детей, поступающих в 1 класс не только конкретных знаний,
навыков, умений, но и более глубокой подготовки, т. е. уметь анализировать и обобщать природные
явления, сформировать художественно- образные умения, развивать творческую самостоятельность,
выразительность речевых действий, сформировать необходимые качества трудолюбия, нравственно-
волевые черты, умение добиваться поставленной цели, быть дисциплинированным, организованным и
т. д.
Исключительно важна личностная готовность:
- положительное отношение к школе;
- желание учиться;
- желание приобретать знания, трудится.
У ребенка важно сформировать уважение к учителю, бережное отношение к школьным
принадлежностям.
Умение работать в общем темпе и ритме, сохранять необходимую рабочую позу во время занятий,
строго соблюдать правила поведения.
II. «Все начинается с детства» – это мудрое изречение основано на идее определяющей роли
дошкольника, образ и воля в становлении, в развитии личности ребенка.
Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы,
дают совет, перевоплощаются в тот или иной образ, смеются, грустят вместе с героями, всегда готовы
перейти ему на помощь.
Игра для детей – смысл жизни, они не могут долго задерживаться на учебных заданиях, им
быстро надоедает однообразие, стремятся к игровой деятельности. Не так важно научить ребенка
читать и считать, а как развить логическое мышление.
Как говорил выдающийся педагог А. С. Макаренко «Каков ребенок в игре, таков во многом он
будет в работе, когда вырастет». При помощи игры развиваются умственные способности,
формируются психологические качества: мышление, память, формируются навыки учебной работы.
Существуют различные игры. Одни игры развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость,
силу, третьи – конструкторские навыки.
Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою
выдумку, инициативу, самостоятельность. Одним из видов таких творческих игр является
театрализованная игра.
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его
жизнью. Как отмечает Петрова В. П. театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит
глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, содержит в себе элементы самых различных
видов творчества. В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором
образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность.
По теме театрализованных игр работали такие педагоги как Н. А. Реуцкая и Л. С. Фурмина.
Рассмотрим их классификацию Н. А. Реуцкой и Л. С. Фурмина.
Разнообразие видов театрализованных игр повышает их педагогическую ценность в воспитании
и обучении дошкольников. Игра – драматизация позволяет решать многие задачи программы
предшкольной подготовки: от ознакомления с общественными явлениями, формирования
элементарных математических знаний до физического совершенства.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным
оформлением. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, каждый ребенок выполняет
свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре, разыгрывают литературное
произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений,
нести ответственность за управление куклой, проявить через куклу те эмоции, чувства, состояния,
движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребенок не может себя проявлять.
Театрализованная игра как форма обучения детей используется давно.
Театрализованная деятельность помогает раскрепостить личность ребенка, у него развиваются
зрительное восприятие, внимание, воображение, память, мимика.
При помощи театрализованной деятельности у детей развивается диалогическая и
монологическая речь, обогащается словарный запас, учится пересказывать, оценивать поступки героев
со своими поступками.
Проявляет артистические способности к выразительному чтению, пению, восхищается
храбрыми героями, получает информацию не только об окружающем мире, законах общества, о красоте
человеческих отношений, но и учится жить в этом мире.
Учатся участвовать в театрализованной деятельности. Ребенок общается, учится,
договаривается, воспитываются организаторские способности, проявляет интерес и желание к
театральной деятельности.
Рассмотрим, как идет влияние театрализованной деятельности на развитие познавательной
способностей развития речи и личности ребенка.
В театрализованной деятельности заучивания роли детей прекрасно тренирует произвольную
память. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед
ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются
организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются
и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются
коммуникативные умения и навыки.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со
стороны окружающих людей, желание быть понятным и принятым ими. Дети в игре присматриваются
друг к другу, оценивают друг друга, проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы
поставить перед детьми четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их
совместную деятельность, также очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому
ребенку.
В процессе проведения театрализованных игр развивается не только память, мышление,
эмоциональное восприятие, но и воображения.
Ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным
участием, которые якобы происходили на самом деле.
Повышение качества обучения и воспитания дошкольников – одна из важнейших задач,
поставленных перед педагогами нашей страны. В основу программы положено много принципов. Один
из них – системность межпредметных связей, позволяющих осуществить практическую
направленность уроков, связать их с жизнью.
В содержании таких предметов как развитие речи, грамота, математика, трудовое обучение, ИЗО,
музыка, физкультура, ознакомление с окружающим миром. В содержании этих предметов можно найти
много общего, так как решаются важные задачи воспитания и обучения дошкольного возраста.
1. Формирование патриотических, нравственных и эстетических представлений;
2. Обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке,
природе и обществе;
3. Развитие логического и образного мышления.
4. Умение рационально использовать время на уроке, развитие самостоятельности.
5. Развитие устойчивого интереса к учебным занятиям. Между всеми предметами может быть
установлена связь, которая позволит обучение и воспитание детей слить в единый учебно-
воспитательный процесс.
III. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблемам игры и ее значения в развитии
ребенка и обучении, я стала работать по проблеме: «Внедрение технологии театрализованной
деятельности как средства развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста».
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы предшкольной подготовки к
школе от ознакомления с окружающим миром, формирование элементарных математических
представлений, развития связной речи – до физического совершенства. Разнообразие тематики, средств
изображения эмоциональность, театрализованных игр дают возможность использовать их в целях
обучения, воспитания личности ребенка.
Причины работ по этой проблеме связаны с тем, что долгое время не работали дошкольные
учреждения, поэтому у многих детей слабо развита речь, семейное воспитание, недостаточно развиты
психические процессы, мал словарный запас детей. Хотя сейчас происходят большие изменения в
системе дошкольного образования, работают дошкольные учреждения, предшкольные классы, где дети
могут обучаться, развиваться и играть, но в семьях еще до сих пор дети не охвачены предшкольной
подготовкой.
В своей работе развиваю творческие способности в театрализованной игре. Эта технология
приемлема в дошкольном возрасте еще потому, что является интегративной, содержание
театрализованной деятельности связано с темами занятий по программе окружающего мира,
ознакомление с художественной литературой, грамотой, математикой, развитие речи, музыкой, ИЗО,
физической культурой.
Включаю игры на развитие речи, имитационные движения, использую упражнения,
направленные на развитие звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха на занятиях
грамоты и ознакомление с художественной литературой.
Применяю на занятиях по развитию речи уроки знакомства со сказками. Например, сказка Ш.
Перро «Красная Шапочка и волк».
На занятиях математики, ребята с удовольствием включаются в театрализованные игры:
отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, исправляют их неверные ответы.
Например, закрепляя названия геометрических фигур, цвет и основные их свойства, провожу игру с
Незнайкой «Трик-трак.
На занятиях физкультуры, ИЗО, музыке также побуждаю детей к имитации движений различных
персонажей, применяю элементы театрализованной игры. Например, на утренней гимнастике
выполняем общеразвивающие упражнения – инсценируем зайчиков.
На занятиях музыки надо побуждать детей к имитации движений различных персонажей.
Например, в сказке «Кот, петух и лиса» предложить ребенку показать как поет петушок, как бредет
медведь, прыгает заяц.
IV. Благодаря применению театрализованных игра на занятиях, в работе кружка, в свободном
общении детей, у них сформировались нравственные формы поведения, которые стали привычками и
устойчивыми. У большинства детей возникло такое качество как стремление к признанию и одобрению
со стороны взрослых. Это качество важно тем, что постепенно у детей вырастает потребность в
достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность, желание
стремление учиться в школе.
У ребят сложилось умение и способность правильно оценивать поступки сказочных героев,
оценивать себя, успехи и неудачи не только во время театрализованных игр, но и в других видах
деятельности, труде, общении. Достигнутые успеха детей, описанные выше, это первый шаг на пути к
обеспечению нормального обучения в школе, т. к. с началом школьного обучения ребенку надо
постоянно оценивать себя в различных видах деятельности. У детей сформулирована готовность к
обучению в школе, развиты личностные способности, психические процессы, обогащен словарный
запас.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М. , 1991 год.
2. Венгер Л. А. , Мухина Л. А. «Психология». М. , 1988 год.
3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. , 1991 год.
4. «Дошкольная педагогика» под редакцией Логовинова В. И. , Саморуковой П. ,Г. М. , 1988 год.
5. Запорожец А. В. «Некоторые психологические моменты детской игры». Дефектология № 10,
1965 год, страница 72-79.
6. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М. , 1982 год
60 №4 (12) April 2020
7. Леонтьева А. Н. «Психологические основы дошкольной игры». Избранные психологические
произведения 1 том, страницы 303-323, М. , 1983 год.
8. Слепович Е. С «Игровая деятельность дошкольников». М. , 1989 год.
9. Н. А. Реуцкая «Театрализованные игры».
10. Эльконин Д. Б. «Психология игры». М. , 1978 год.