Заключительный урок по теме « Имя прилагательное» в 5 классе я организую в виде соревнования двух команд. Цель, которую я ставлю перед собой,- охватить широкий спектр сведений, имеющих какое- либо отношение к «снежной» лексике. Каждый правильный ответ приносит команде победное очко – красивую снежинку, вырезанную из бумаги.
Начинаю конкурс с игры в снежки. Команды по очереди бросают друг в друга « снежок»( теннисный мячик),адресуя противникам вопросы по теме:
Что обозначает имя прилагательное?
Как изменяются прилагательные?
От чего зависит род, число, падеж прилагательных?
Какие степени сравнения имеют прилагательные?
Какие две формы имеет сравнительная степень прилагательных?
Какие две формы имеет превосходная степень прилагательных?
Как пишутся сложные прилагательные?
Представители команд читают отрывки из произведений А. С .Пушкина:
И вот идет волшебница- зима.
Пришла ,рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки- зимы.
Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на берег.
Спрашиваю :- Что объединяет эти отрывки? - Что описывает поэт?
Предлагаю послушать один из фрагментов музыкального произведения « Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Он называется « Зима». Даю задание словесно нарисовать картину, которую изобразил композитор с помощью волшебных звуков.
-Что вы представляете себе ,слушая музыку?
-Какие образы возникли у вас в воображении?
-Посмотрите на лексическое значение « зимних « слов и запишите их в нужной последовательности: Вьюга, метель, поземка, пурга, буран.
После такой разминки организую соревнование.