Творчество писателя Ч. Айтматова (рисунок 1) тесно связано с фольклором. Еще в детстве от бабушки услышал он много сказок, легенд, преданий: «Родное слово напоило мою душу поэзией, пробудило чувство Родины, стало ядром моей человеческой личности». А потом возникла обратная связь: мифы и легенды Айтматов стал включать в свои произведения. Для чего писатель это делал? Он считал, что человеку необходимо оглядываться назад в прошлое, вглядываться в настоящее рисунок1
и думать о будущем. А прошлое. — это память, запечатленная в народном предании. С высот народной мудрости и морали Айтматов пытается дать оценку сегодняшнему дню. У него действительность переходит в сказку, a сказка приобретает реальное содержание. Так произошло в его повести «Белый пароход», где сказка сплелась с былью («Легенда о Рогатой Матери-Оленихе»). Сегодня мы познакомимся с другой легендой - «Белое облако Чингисхана» - из романа и дольше века длится день». Идя походом на завоевание Запада, ведя за собой через великие азиатские пространства народ - армию, Чингисхан в сарозекских степях учинил казнь - предал повешению воина-сотника и молодую женщину-золотошвейку, вышивальщицу триумфальных шелковых знамен...
К тому времени Азия от Гималаев до Орала была уже целиком под пятой Чингисхана, поделена на земли между его сыновьями, внуками и полководцами. Теперь на очереди были земли за Итилем (Волгой): решалась участь Европы. В сарозекских степях была уже осень. После дружных дождей пополнились водой небольшие озерца и реки - значит, было чем поить коней в пути. Армия Чингисхана поспешала. Переход через сарозекские степи считался наиболее трудной частью похода. К началу холодов должна была состояться встреча командующих всех 11 туменов наберегу Итиля в ханской ставке. После этой встречи армия Чингисхана должна была двинуться по льду через Итиль в богатые и славные страны, о покорении которых мечтал Чингисхан, мечтали его полководцы и каждый всадник...
Пятьсот воинов сопровождали Чингисхана (рисунок 2) в пути. Под ним был любимый иноходец, могучий в груди, прошедший у хана под седлом полсвета. Два запасных коня, выносливых и ходких, шли рядом налегке. Но самым примечательным было не окружение Чингисхана - верные бесстрашные воины и их отменные верховые кони. Нет,
рисунок 2 примечательным в том походе было совсем другое. Над головой Чингисхана всю дорогу, заслоняя его от солнца, плыло облако. Куда он - туда и облако. Белая тучка величиной с большую юрту следовала за ним, точно живое существо. Появление облака было предсказано странствующим гадателем, которому Чингисхан однажды дозволил приблизиться к себе. Чужеземец стоял перед грозным завоевателем тощий, оборванный, с волосами до плеч, но с достойно поднятой головой. [1]
- «Я пришел к тебе, великий хаган, сказать, что волею Верховного неба будет тебе дан особый знак с высоты. Какой знак и откуда тебе ЭТО известно? - едва сдерживая раздражение, поинтересовался всесильнейший. - Откуда известно - не подлежит оглашению. А что касается знака, то скажу - над головой твоей будет являться облако и следовать за тобой. - Облако?! - не скрывая изумления, воскликнул Чингисхан, резко вскидывая брови. И все вокруг невольно напряглись в ожидании взрыва ханского гнева. Да, облако, - ответил гадатель. - коротко ответил пришелец. Одарите его, и пусть идет, глухо проронил Чингисхан. Странный, нелепый случай этот вскоре забылся. Скажи мне, мудрейший чужеземец, как же я буду оберегать вольное облако в небе, Уж не погонщиков ли На крылатых конях послать туда, чтобы они стерегли то облако, А это уж твоя забота, Оно будет благословением Великого Неба за твое высочайшее положение на земле. Но тебе надлежит беречь это облако, ибо, утратив его, ты утратишь свою могучую силу».
Прошло два года. Армия Чингисхана готовилась к Западному походу. И все подчинялось этой ненасытной страсти побеждать и покорять новые земли. А белое облако продолжало плыть над головой повелителя. Вот тогда Чингисхан и издал указ, запрещающий женщинам, находящимся в армии великого хана, иметь детей. В одном из туменов служил молодой сотник по имени Эрдене. Он полюбил девушку Догуланг, вышивальщицу знамен. Тайно от других они поженились и поклялись в любви перед богом. К счастью или к несчастью, у Эрдене и Догуланг родился ребенок. Никто не должен был знать о его рождении. Три дня родители были счастливы. Скрыть появление ребенка от чужих глаз помогала Алтун прислужница Догуланг. Мальчику дали красивое имя Кунан, что означало молодой скакун. Но недолго продолжалось счастье молодых. Случилось так, что кто-то доложил хану о том, что одна женщина в обозе родила вопреки строжайшему на то ханскому запрету. [2]
Чингисхан был вне себя от гнева. Он считал, что нет ничего, что не покорилось бы силе, что ему все дозволено, раз Небо ему покровительствует. Что он и есть избранник Неба, что он и есть Сын Неба, сверхчеловек. Весь мир должен припасть к его ногам. И тот, кто посмел пойти против его воли, должен быть казнен. Всякое великодушие всегда оборачивается худо - власть слабеет, люди наглеют. И он приказал подвергнуть ослушников сарозекской казани.
В открытой степи кочевники издавна прибегали к такому способу казни осужденных вешали на одной веревке между горбами верблюда. Так поступили с Эрдене и Догуланг. Под ударами палок верблюд встал во весь свой огромный рост. И с боков двугорбого верблюда повисли в одной смертельной связке, молодые люди, которые любили друг друга и не побоялись об этом открыто заявить.То было жертвоприношение к кровавому пъедесталу Владыки мира. Войско Чингисхана двинулось на Запад. Никто не обращал внимания на одинокую женщину с ребенком. Та была Алтун с маленьким Кунаном. Всем было не до них. Женщина бродила по степи. На всем необозримом степном пространстве не было ни дымка, ни огонка. Бескрайняя степь да чистое небо, и лишь маленькое облако кружило над их головой. Алтун снова побежала по степи, крепко прижимая к себе плачущее дитя. Услышал Создатель крик ребенка. И из груди женщины, не изведавшей до этого дня материнства, вдруг брызнуло молоко. Божья благодать сошла на них. Ты не погибнешь теперь, маленький мой! Небо услышало нас. Потрясенная произошедшим, она взглянула на небо. Одинокая белая тучка кружила над их головой. А тем временем поход продолжался. Все дальше на Запад катилась великая степная армия завоевателя мира. Тревожно смотрел на небо Чингисхан в надежде найти белое облако. Больше оно не появлялось. Облако покинуло хана. Дойдя до Итиля, Чингисхан понял, что Небо отвернулось от него. Дальше он не пошел. Отправил завоевывать Европу сыновей и внуков, сам же вернулся в Ордос, чтобы здесь умереть и быть похороненным неизвестно где.
В легенде «Белое облако Чингисхана» (рисунок 3) Айтматов поднял несколько важных проблем: власть и жестокость, насилие над личностью; человеческая любовь, счастье и семья; добро и зло. Через образ Чингисхана писатель показывает, что человек, познавший власть, славу, величие, готов претендовать на то, чтобы стать божеством, которому все дозволено. Об этом свидетельствует трагическая история любви Эрдене и Догуланг. С присущим ей насилием власть ломает их жизнь, вмешивается в чувства. Силой своей власти рисунок 3
Чингисхан лишил их обыкновенного человеческого счастья и жизни. Но приказ Потрясателя Вселенной оказался бессильным перед их любовью. Истинное чувство невозможно погасить никакими приказами. Эти двое нашли в себе силы, чтобы перед всеми заявить о своей любви, а значит, бороться за нее «Любовь двух сердец Дала н не мог понять, как двое простых людей посмели ослушаться его приказа, помешать осуществлению его великих замыслов. И впервые он испытал бессилие, страх, растерянность. Его слава, он сам как личность были раздавлены. Чингисхан понял, что белое облако не вернется к нему, не будет ему больше удачи в походе, и повернул назад. Айтматов приводит нас к мысли, что никто, даже царь, не может лишать людей счастья и тем более жизни. Писатель тревожится о будущем каждого человека, ибо это самoe главное. Надо ценить, беречь людское счастье общими усилиями. [4]
Оказывается, каждому человеку жизнь дарит счастье семь раз: родился ребенок- счастье, растет здоровым счастье, пошел в первый класс - счастье, начал работать счастье, родители, родственники здоровы - счастье, полюбил - счастье, женился, создал семью — счастье. Основная мысль легенды - за продолжение человеческого рода ответственны все. Не случайно появляется молоко у Алтун, которой предназначено свыше спасти ребенка Эрдене и Догуланг. Для Айтматова белое облако это символ добра и вечности жизни, чистоты помыслов и поступков. Прав был поэт Востока, советуя строить корабль жизни из добрых дел.
Литература
- Исмаилова Б. Т. Шыңғыс Айтматов - адамзат және табиғат суретшісі // Халықаралық эксперименттік білім журналы. – 2021. – № 3. - 61-65 ББ;
- URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12042 (өтініш берген күні: 13.04.2023).
- Айтматов, Чыңгыз (1978). В соавторстве с землею и водою... (Очерки, статьи, беседы, интервью). Фрунзе: Кыргызстан.
- https://infourok.ru/shiis-aytmatov-shiarmashilii-1175833.html
- Шевченко В. Чингиз Айтматов. Проблемы поэтики, жанра, стиля. – 1983. – С. 231. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной монголии. Вып. І. – СПб., 1883. – С. 48. Айтматов Ш. Боранды бекет (Ғасырдан ұзақ күн). – Алматы: Жалын, 1986. – Б. 244
- Ойнет жаңалықтар сайты: https://www.oinet.kz/e/action/ShowInfo.php?classid=36&id=27582
- © Oinet.kz