Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1794

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Общество  не  может  жить, не  пользуясь  языком - важнейшим  средством  человеческого  общения.К изучению русского языка все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Так как функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В данной статье мы рассмотрим примеры формирования функциональной грамотности различными методами на уроках русского языка.

 Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся средней общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем. Как показывают исследования различных организаций, среднестатистическая школа зачастую предоставляет возможность к получению только основных, предметных навыков грамотности, являющихся недостаточными для успешного функционирования личности в разнообразных аспектах реальной жизни. Школьная дисциплина русского и любого другого иностранного языка, представляющая собой дихотомию цели и инструмента достижения этой цели, является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности учащегося. Неотъемлемой частью языкового урока является развитие четырех видов речевой деятельности.Чтение (смысловое, просмотровое, поисковое) и аудирование — одни из необходимых рецептурных функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие). Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) — продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие). Исследование показало, что наиболее освещенным в научной литературе является вопрос развития функционально-грамотного чтения на уроках русского языка.

 Читательская грамотность ─ способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
 Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.  

        В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующее действия.

Научить учашихся понимать звучащую речь-одна из важнейших целей обучения.

 

Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это  позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость ,но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Поэтому я согласна со словами В.А. Сухомлинского, который сказал «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».    

На уроках русского языка и литературы я использую  различные методы и приёмы , которые способствуют  развивают творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

На каких же этапах урока я использую методы и приёмы , которые способствуют развитию  функциональной грамотности у обучающихся?

Функциональная грамотность включает в себя: 

- коммуникативную грамотность;

 - информационную грамотность;

 - общественно-политическую грамотность;

 - компьютерная грамотность;

 - общая грамотность;

 - бытовая грамотность;

 - грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;

 - грамотность при овладении русского языка. 


 Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по русскому языку включает:

• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;

• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

•умение самостоятельно формулировать проблему.
 Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения русского языка можно различными способами.

С моей точки зрения изучение руссого языка, в первую очередь связано с изучения грамматики. Основные грамматические структуры вводятся в на­чальной школе. На этой ступени обучения я не углубляюсь в сущность грам­матического явления, так как у детей данного возраста слабо развиты спо­собности анализировать и обобщать. Важным для меня представляется, чтобы они поняли то или иное грамматическое явление и правильно упот­ребляли его в речи. Считаю необходимым при объяснении грамматического материала использование наглядности. Грамматические структуры усваива­ются как при выполнении упражнений на то или иное правило, так и в про­цессе речи (устной, письменной, монологической, диалогической). Много­кратное использование грамматических структур с разной лексической на­правленностью приводит к тому, что учащиеся начинают пользоваться всё новыми и новыми грамматическими структурами , употребляя их в ответе, вопросе, рассказе, пересказе, не задумываясь над построением предложений или формами слов. Так закладываются прочные основы свободного владения языком. 

 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
 Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по русскому языку включает: овладение грамотной

 и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения русского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания  языка является заинтересованность, поэтому я использую на 

уроке такие средства как игра, метод проектов.

В итоге зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

 Меняющийся мир: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность. Экологические изменения. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий. Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах.. Социальные изменения. По мере того, как населения планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее культурное, социальное, национальное многообразие меняет сообщества, связи в них, сами страны и их культурный код. В мире увеличивается неравенство. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

 

 

115 0
Гаухар Айтахунова, Преподаватель русского языка и литературы Сункарской средней школы Ұлы Дала Ұстазы № 002228
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: