«Только те народы,которым удастся опередить будущее и решительно пойти навстречу вызовам,а не стоять и ждать окажутся победителями....»
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев
(Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаевева народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана:глобальная конкурентноспособность»)
Актуальность программы обусловлена изменениями, происходящими в современном мире, которые затрагивают все сферы жизни общества. Очевидно противоречие между требованиями, которые предъявляет к человеку современный мир и реальным уровнем его возможностей для успешной социализации в нём.
Сегодня как никогда возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания. Особенно остро эта проблема проявляется в настоящее время в сфере предпринимательства. Стратегия подготовки мобильных и активных предпринимателей, способных системно создавать инновационные продукты, и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения.
Как известно, предпринимательство – это основной элемент экономического, социального и политического развития страны. Под предпринимательством мы будем понимать деятельность, направленную на развитие и внедрение инноваций при условии постоянных изменений в обществе; предпринимательскую деятельность, как средство личной самореализации. В более широком смысле предпринимательство следует рассматривать как общее отношение, которое может быть применено с пользой в трудовой деятельности и повседневной жизни.
В программе «Юный предприниматель» рассказывается об особенностях предпринимательской деятельности и психологии ведения бизнеса,как выбрать,как найти и удержать своего потребителя. Рассматриваются юридические вопросы предпринимательской деятельности-процесс регистрации и лицензирования, трудовые отношения, взаимоотношения предпринимателя с контролирующими организациями.Определяется роль информационных технологий в предпринимательстве. Даются практические советы по составлению бизнес-плана, управлению сотрудниками,решения по развитию своего бизнеса.
Данный курс позволит понять основные правила поведения бизнеса,которые помогут в развитии компании в уловиях быстро меняющихся рынков.
От состояния и уровня развития частного предпринимательства и в первую очередь,малого и среднего предпринимательства,зависит обеспечение устойчивого экономического развития страны в целом.Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем,влиящих на экономический рост государства,таких как неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего спроса от импорта, безработица, бедность и др.
Этот курс позволит школьнику приобрести устойчивую потребность в познании, творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Важным направлением здесь является профессиональная ориентация и самоопределение школьников.
Программа «Юный предприниматель» для учащихся 9-х классов поможет школьникам осознанно определиться с профилем обучения в старших классах, научиться решать проблемы профессионального выбора, что является особенно актуальным в современных условиях.
Программа «Юный предприниматель» предназначена для детей 14–15 лет. Срок реализации – 1 год. Курс рассчитан на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами являются:
- понимание хозяйственной деятельности человека как одного из важнейших элементов общества, находящегося во взаимодействии с другими сферами общества;
- понимание роли предпринимательства в экономике в целом;
- уважение к труду предпринимателя и понимание взаимосвязи между вложениями в образование и личным профессиональным развитием, а также будущими доходами хозяйствующего субъекта;
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- способность к поиску способов самореализации в экономике страны с учетом специфики ее развития;
- осознание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека.
Метапредметные результаты проявляются в:
- умении оценивать экономическое положение основных участников экономики;
- умении разрабатывать проекты в сфере экономики: определять суть проблемы, на решение которой направлен проект, ставить цели проекта, находить способы решения
- проекта, определять средства, с помощью которых может быть реализован проект, составлять план реализации проекта;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- умении находить в различных источниках необходимую информацию;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении проблематизировать учебную, познавательную или социокультурную ситуацию, индивидуально или совместно с другими разрабатывать варианты ее решения, выбирать наиболее эффективные стратегии, прогнозировать риски и результаты своей деятельности, адекватно оценивать причины успехов и неудач;
- умении вести себя в соответствии с типом социально-экономической роли предпринимателя.
Предметные результаты:
- овладение базовыми понятиями: предпринимательство, бизнес, рынок, фирма, доход, выручка, прибыль, менеджмент, маркетинг, формы предпринимательской деятельности, издержки, бизнес-план;
- овладение базовыми знаниями по разделам программы.
- овладение навыками поиска необходимой информации в различных источниках
Формы контроля
- По итогам изучения каждого раздела учащимся предлагается устно либо письменно в тестовой форме отчитаться по знаниям основных вопросов изученных тем.
- В ходе занятий производится оценка подготовленных учащимися докладов, кроссвордов, выполненных практических работ.
- По итогам курса осуществляется презентация, защита и оценка качества подготовленных учащимися бизнес - планов.
Предполагаемая результативность курса
В итоге изучения курса учащиеся должны:
- усвоить основные экономические понятия, предложенные к изучению программой курса;
- получить теоретические знания и сформировать первичный навык перспективного бизнес – планирования;
- уметь анализировать дополнительную литературу, делать выводы, излагать сквозные вопросы темы;
- прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
- работать с документами, решать познавательные задания;
- вырабатывать навыки работы в группе;
- по окончании курса ученики должны определиться с необходимостью дальнейшего углубленного изучения экономической науки в классах социально - экономического профиля.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экономики и предпринимательской деятельности. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность по данной теме. Изучение данной программы и применение ее знаний помогут учащимся разобраться в сложном механизме предпринимательской деятельности и понять ее важность и значимость в рыночной экономике.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- Групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний, работа с материалами периодической печати;
- Работа с учебной и научной литературой;
- Подготовка презентаций, сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
- Работа с использованием компьютерных программ;
- Техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
- Работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
- Оформление творческих отчетов о проделанной работе.
Список использованной литературы:ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-Ш с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 января 2009 года.
- Гражданский кодекс РК. (Общая часть. Особенная часть.) – Алматы: ЮРИСТ, 2001
- Закон РК «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 г. № 415-П.
- Закон РК «О производственном кооперативе» от 5 октября 1995 года № 2486.
- Закон РК «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 года № 2255.
- Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 года № 220-I.
- Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаевева народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентноспособность»
- Программа «Дорожная карта бизнеса 2020». Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010г. № 301.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М., 1995.
- Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс - М.:ВАКО, 2009.
- Предпринимательство и предприниматели Казахстана. От истоков до начала XX века. М.,2001.
- Форд Генри. Моя жизнь, моя работа /Пер. с англ. М.,1989.
- Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособ. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
- НПП РК Атамекен Уроки бизнеса Экспресс курс предпринимательства Астана,2017.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2009.
- Огонек. 1996.№32.
- Петров Ю.А., Рябушинский П.П.// Книга для чтения по истории Отечества, начало XX века.
- Розанова Н. М. Моя фирма: Учебное пособие для 8- 9 кл. - М.: Вита - пресс, 2006..
- Центр альтернативного образования «Достижения молодых» РК Основы экономики. 9-10 классы;: Алматы,2005.
- Атаев М.К., Елоев Ю.Т., Чапек В.Н. Экономика малого предпринимательств: учебное пособие. М: Феникс – 2009г
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 2005. 3. Гарина Е.П., Медведева О.В., Шпилевская Е.В. Основы предпринимательской деятельности – М:Феникс, 2010г
- Сейдахметов А.С., Елшибекова К.Ж. «Предпринимательство»: Учебное пособие. Алматы: Экономика. 2010 – 304с