Аннотация
Сегодня дайджест, как форма предоставления пользователю разнородной информации в удобном виде, является распространенным информационным продуктом.
Прежде всего, в этой работе рассматриваются виды дайджестов, существующих в среде Интернет. Отдельно рассмотрены использование дайджест технологии на уроках русского языка и литературы. А также создание, рассылки и использование данной технологии.
Дайджест – термин, в переводе означающий «краткое изложение». Применительно к области СМИ, он означает издание, которое специализируется на размещении кратких аннотаций самых значимых публикаций в других изданиях за определенный период. Данный формат часто используется в новостных публикациях. Дайждестом также называют любую подборку выдержек на определенную тему, собранных из различных источников.
В формате дайджеста работают многие Интернет-ресурсы. Дайджест (от англ. digest — краткое изложение, резюме; от лат. digerere — разделять) в СМИ — информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования.
В более широком значении дайджест — это подборка выдержек из различных источников на определенную тематику. К примеру, справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ размещает дайджесты журнала «Русский язык за рубежом», а Химический портал ChemPort.ru — «Органический дайджест» в разделе «Новости науки». Слово дайджест входит в название ряда изданий, которые специализируются на перепечатке чужих материалов (как правило, в сокращенном и систематизированном виде). К таким изданиям относится «Ридерз Дайджест» (Reader’s Digest) — ежемесячный литературно-политический журнал США.
Существует довольно много определений понятия «дайджест», среди которых можно выделить 4 основных:
1) Тип журнала (периодическое издание), перепечатывающего материалы из других изданий, как правило, в сокращенном и/или упрощенном виде.
2) Краткий обзор периодической печати.
3) Издание, содержащее адаптированное (краткое) изложение содержания произведений художественной литературы.
4) Подборка выдержек, фрагментов текстов многих документов (цитаты, выдержки, рефераты) из различных источников на определенную тематику. Таким образом, можно сформулировать понятие дайджеста как средство получения и усвоения упорядоченной информации, обычно из разных источников.
Существующие в данный момент формы дайджестов можно разделить на четыре основные группы:
1. Печатные дайджесты.
2. Электронные дайджесты (как версии печатных)
3. Интернет-дайджесты (т. е., не имеющие бумажных аналогов)
4. Теле – видео- и радиодайджесты.
В 21 веке такие понятия, как «поликультурный», «поликультурность», становятся всё актуальней, так как мы живём в условиях мегаполиса, где соседями оказываются представители разных национальностей, культур и конфессий. Естественно, все представители человечества не могут существовать отдельно, сами по себе, потому что так или иначе приходится общаться друг с другом, дружить. Как говорится в одноименной пословице, «не в разладе – сила», поэтому школа, в первую очередь (да и образовательные учреждения вообще), должны стать неким мостом взаимодействия и обеспечения толерантности к представителям разных национальностей и конфессий. И, соответственно, этому делу должна быть направлена, в первую очередь, воспитательная деятельность образовательного учреждения. В этом плане, например, интересны мероприятия в стиле национальных праздников, посиделок; классные часы, посвященные культуре конкретного народа – они способствуют формированию толерантного отношения.
Одним из эффективных приемов являются «уроки доброты», где могут быть использованы национальные костюмы, орнаменты, кухня.
Изучение и сравнение сказок народов мира по какой-либо определенной тематике, имеющие параллели у разных национальностей, тоже воспитывает чувство дружбы и толерантности, отзывчивости, которые так необходимы современному обществу, где происходит деградация нравственных ценностей, их подмена.
Как учитель русского языка и литературы, я на уроках использую приём «дайджест» при изучении сказок. Для этого по предложенной теме учащиеся в парах или мини-группах составляют дайджест ( термин взят из сферы журналистики, он означает «выборка, краткий обзор»). Пример дайджеста по теме «Волшебные сказки» :
Образ пачерицы в русских народных сказках: Внеурочная деятельность в образовательном учреждении так же даёт широкое пространство в воспитании толерантности и веротерпимости. Это могут быть различного формата встречи, уроки-диспуты с талантливыми студентами и школьниками разных национальностей, что говорит о том, что представители разных национальностей и конфессий могут быть интеллигентными, успешными и достойными звания «Человек с большой буквы». Именно такие успешные, талантливые, интеллигентные представители молодёжи станут примером для подражания.
Таким образом здесь отражены некоторые аспекты понятия «поликультурный диалог».
ДАЙДЖЕСТ
[англ. digest - систематизировать] –
1) краткое изложение какого-либо текста;
2) периодическое издание, перепечатывающее (часто сокращенно) материалы из других изданий; краткий обзор периодической печати.
Основные приемы составления дайджеста: главные мысли автора произведения, наиболее важные сообщаемые им факты.
Дайджест оформляется и строится так, чтобы максимально облегчить его чтение, сделать его интересным и поучительным.
При составлении дайджеста к произведениям литературы можно ориентироваться на весь текст или на его отдельные фрагменты (если произведение объемное).
Составить дайджесты к изученным произведениям русской литературы XIX – XX веков или зарубежной литературы.
Пример дайджеста:
Предприимчивый бизнесмен пытается оформить сделки с шестью фермерами на покупку их движимого имущества. (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).
Светская львица предпочла страстной любви незнакомца спокойную семейную жизнь с нелюбимым мужем. (А.И.Куприн «Гранатовый браслет»)
Способы проверки:
Выполнение такого домашнего задания можно планировать на начало или конец учебного года. Например, в мае в 9, 10, 11 классах, когда изучены все произведения по программе, или в сентябре в 10, 11 классах, чтобы оживить в памяти изученное раннее.
Конкурс на лучший дайджест среди учащихся.
Викторина на отгадывание дайджестов (в этом случае учащиеся готовят несколько дайджестов).
Хочу показать вам дайджест интересных новостей на неделю посвященный русскому языку и литературе; | ||||||
Главная тема - Электронная школа
| Новости
| |||||
Образование
| Мероприятия
| |||||
Русские слова в мире
| Экспертное мнение
|
Примерно такой дайджест интересных событий и новостей можно разработать для учеников и повесить его на стенде в холле нашей школы.
Если вы хотите попробовать написать дайджест, давайте сделаем это вместе. Пройдем все шаги от подготовки до финального оформления.
Я хочу создать личный онлайн-дневник. Рассказывать в нем о своих хобби и увлечениях. О том, что люблю вязать, смотреть детективные сериалы и читать книги по литературе. Думаю, у меня набралась бы своя аудитория.
Чтобы подписчики не заскучали, материалы можно выкладывать в разных форматах: статьи, фотоколлажи, дайджесты. Последний вариант мне особенно интересен. Краткое изложение жизни паблика особенно удобно для занятых читателей. Можно пробежать по анонсам и выбрать для изучения тему, которая сейчас особенно актуальна.
Ну что, начнем?
Содержание статьи
Пишем текст к каждому пункту плана
На уроках русского языка я использую самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, уроки - КВН, экскурсии.
На литературе особое место занимает творческая мастерская и театрализация.
Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, "Лингвистический марафон", конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные технологии. Современная технология, новые методы, новое время, дайджест технологии-всем интересно и новое открытие. Нужно двигаться со временем и думаю что это моя идея всем будет хорошим справочником.
Источники:
- https://www.pushkin.institute/programma/obozrevatel/001.html
- https://infourok.ru/statya-razrabotka-na-temu-daydzhest-na-uroke-literaturi-3701569.html
- https://web-copywriting.ru/sozdanie-dajdzhesta-dlya-chajnikov-podrobnaya-instruktsiya/
- https://biznes-prost.ru/dajdzhest.html