Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1716

Развитие функциональной, математической грамотности и творческих способностей учащихся в условиях обновления содержания образования

Аннотация. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, а также требует новые подходы в процессе обучения. В данной статье раскрывается актуальность проблемы творческого развития личности школьника, которая определяется современными требованиями к содержанию образования. Учащийся в процессе обучения должен не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности. Обучение – сложный процесс, он предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся.

Ключевые слова. Функциональная грамотность, математическая грамотность, образование, профессиональная компетентностьматематические методы, способности, мышление. 

 

Формирование и развитие функциональной и математической грамотности учащихся сегодня является одной из приоритетных задач развития образования Республики Казахстан.

Общие ориентиры развития функциональной и математической грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [1].

В рамках реализации п. 2 главы 7 Национального плана по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, принятого Постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 Учебно- методическим центром развития образования был разработан и реализован проект «Таным». Программа исследования в рамках проекта была направлена на повышение качества образования, развитие функциональной грамотности, что является приоритетным направлением в сфере образования [2].

Современная наука требует не только знания фактов и цифр, в том числе математических данных, но и умения работать с информацией — обрабатывать и понимать данные, анализировать новые результаты, решать нешаблонные задачи.

Проблема исследования. Слабые результаты, выявленные в процессе исследования «математической грамотности», учащихся 5-х классов в рамках проекта «Таным» оказались вызваны недостаточно формируемыми у казахстанских школьников такими качествами, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции.

Одной из основных причин низкого качества выполнения заданий по математике является то, что содержание большинства заданий не связано или слабо связано с основным материалом, изучаемым в курсе математики. Задания, связанные с применением логики выполнялись на порядок слабее. В некоторых заданиях от учащихся требовалось объяснить полученный ответ. При этом не предъявлялось очень высоких требований к математической строгости этих объяснений. Однако учащиеся предпочитали пропускать такие вопросы, если не могли дать полного объяснения.

Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации?

И новыми главными качествами личности нового школьника являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Это, когда учитель должен в первую очередь заботиться о формировании у ребёнка определённого набора компетенций, способности к саморазвитию, которые обеспечат интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Основы грамотности, как известно, закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, рассказыванию, слушанию, счёту, поэтому развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных) – путь к функциональной грамотной личности.

Функциональная и математическая грамотность не формируется в школьной практике как целостная система, как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков. Не уделяется должного внимания формированию новых составляющих функциональной грамотности учащихся: коммуникативной, компьютерной, экологической, экономической и др.

Кроме того, учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют естественнонаучную грамотность. Только тогда учитель сможет целенаправленно использовать задания по естественнонаучной грамотности в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания.

Недостаточный уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционного подхода к обучению и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.

Новая цель обучения – развитие функциональной и математической грамотности понимается исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и развития, решать которые очень удобно все теми же средствами формирования познавательного интереса. В их основе - активность, но не учеников, а учителя, продолжающего оставаться главным и единственным действующим лицом на уроке.

Поэтому в последнее время наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днём. Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъёма и эффективности целого ряда важнейших областей знаний. Развитие наук в последнее время характеризуется тенденцией к их математизации, и это касается не только физики, астрономии или химии, но и таких наук, как современная биология, медицина, метеорология, экономика, лингвистика и другие [3,с.65]. 

Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду. Трудно найти такую область знаний, к которой математика не имела бы никакого отношения. С каждым годом математика будет находить всё более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности. Принципиально область применения математики неограниченна, указывает академик В.В.Абенов [4,с.85].

Одной из инициатив, выдвинутой Президентом Республики Казахстан является поддержка талантливых детей. Задатки есть у всех или почти у всех детей. Развернуть их в способности очень сложная задача. И школа совместно с психологами, малым социумом и родителями должна кропотливо находить склонности, задатки, потребности, интересы каждого ребенка и помнить, что и обычных детей надо учить как талантливых. 

Понятие «способности» употребляется учителем в самых разных сочетаниях: «способный ученик», «одаренный ученик», «талантливый ученик», «у этого ученика есть природные способности», «у него большие задатки» и т. д. В дидактике и методике преподавания математики мы говорим о творческих, исследовательских, познавательных способностях, о способностях к счёту или другим видам математической деятельности. 

Каждый из учебных предметов в школе (физика, история, физкультура и т. д.) требует наряду с более общими способностями некоторых специальных способностей, обусловленных своеобразием этого предмета. Для успешного выполнения каждой деятельности необходимы и более общие и более специальные способности. 

Один из психологов, исследовавших математические способности у школьников, Вавренчук Н.А. дает следующее определение математическим способностям: «Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические, отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики» [5,с.12]. 

Математическая способность характеризуется обобщённым, свёрнутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума. Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются специфическая способность к обобщению математического материала, способность к пространственным представлениям, способность к отвлеченному мышлению, анализу, синтезу, сравнению. 

Приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей гибкого мышления. В процессе логических упражнений дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. 

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует указать на несколько распространенных заблуждений. Во первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются очень хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывал академик Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, чисел, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Однако быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ученик может работать медленно и неторопливо. Но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

Чем же характеризуется умственная деятельность способных к математике учащихся? Прежде всего, нужно отметить, что способности к математике сказываются в характере восприятия математической задачи (задачи в широком смысле слова).

Способные учащиеся, воспринимая задачу, сразу выделяют показатели, существенные для данного типа задач, величины, не существенные для данного типа задач, но существенные для данного конкретного варианта. Это позволяет способным учащимся при восприятии задачи сразу видеть ее «скелет», освобожденный от всех конкретных значений и словно просвечивающийся сквозь конкретные данные. Иначе говоря, для способных к математике учащихся характерно формализованное восприятие математического материала (математических объектов, отношений и действий), связанное с быстрым схватыванием в конкретной задаче, в математическом выражении их формальной структуры.

Мышление способных учеников (в процессе математической деятельности) характеризуется:

-быстрым и широким обобщением (каждая конкретная задача решается как типовая);

-тенденцией мыслить свернутыми умозаключениями (при наличии очень четко логически обоснованной канвы);

-большой подвижностью мыслительных процессов, многообразием аспектов в подходе к решению задач, легким и свободным, переключением от одной умственной операции к другой, с прямого на обратный ход мысли;

-стремлением к ясности, к простоте, рациональности, экономности (изяществу) решения.

Память способных к математике учеников различно проявляется по отношению к различным элементам математических систем (задач). Их память имеет обобщенный характер. Быстро запоминаются и прочно сохраняются типы задач и способы их решения, схемы рассуждений, доказательств, логические схемы. Что же касается памяти на конкретные данные, цифры, числа, то она нейтральна по отношению к математическим способностям. Такие ученики отличаются хорошо развитыми пространственными представлениями. Однако при решении задач они могут обходится без опоры на наглядные образы (даже там, где задача наталкивает на это). В каком-то смысле логичность заменяет им «образность», они не испытывают трудностей при оперировании абстрактными схемами.

Роль интуиции в математическом творчестве очевидна. Весь комплекс неосознанных ощущений напрямую связан с бессознательной частью работы над проблемой, в результате которой возможно озарение. В геометрических задачах далеко не всегда удается указать алгебраическое решение, приводящее к успеху. Здесь помимо формального знания многочисленных соотношений между элементами геометрических фигур необходимо иметь интуицию и опыт. Важно уметь видеть комбинацию тех или иных геометрических элементов, невидимые пока на рисунке линии, возможно дополнительные построения, облегчающие анализ задачи [6,с.60].

Компонент творчества в математическом мышлении - способность мыслить в разных направлениях, где в качестве одного из основных показателей выступает оригинальность.

В этом случае творческий процесс включает в себя поиски решений, возникновение и формулирование гипотез, проверку и перепроверку этих гипотез.

Выделим некоторые принципы работы по развитию математических способностей учащихся:

1) Принцип активной самостоятельной деятельности учащихся. Он требует от учителя четкого выделения времени на объяснение нового материала. Предпочтительно вводить теоретический материал довольно крупными порциями — тем самым быстро осознается достаточно полная система фактов, необходимых для решения задач по данной теме. Но после этого нужно отвести не часть урока, а одно или несколько занятий полностью на решение задач. Обычно ребятам сообщают номера (или тексты) сразу всех 5—6 задач, которые будут решены на уроке или на кружке. Класс работает самостоятельно. Сильные учащиеся при этом загружены весь урок, хотя оформлять решение до конца для них необязательно, достаточно сообщить учителю о том, что получены верные ответы.

Основная часть класса справляется с меньшим числом заданий, но при этом тоже работает самостоятельно. Роль учителя сводится к выборочному контролю, к занятию с отстающими.

2) Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся предполагает наличие у учителя четких представлений о возможностях каждого ученика, о динамике роста его потенциала. С учетом этой динамики нужно предлагать индивидуальные задачи.

Они должны быть доступными для учащихся средних возможностей. Тем самым ребята предохраняются от обескураживающего действия неудачи. В то же время более способные ребята требуют трудных задач, на которых они могут испытать свои умственные силы. Подготовка индивидуальных заданий требует от учителя широкой «задачной эрудиции».

К методическим средствам реализации указанного принципа относятся краткие содержательные обсуждения идей и методов решения.

На определенном этапе — на рубеже VII—VIII классов — учащиеся начинают понимать, что усвоение нового метода способствует успеху в большей мере, нежели доведенное до конца «кустарное» решение.

3) Принцип постоянного внимания к развитию различных компонентов математических способностей заставляет отметить сложность проявления этих способностей. Учителя почти никогда не знают, какой подход обеспечит данному ученику наибольший успех и продвижение вперед. Кажется логичным заключить, что наибольшие достижения возможны при достаточном внимании ко всем компонентам математических способностей. Достигается это с помощью правильного подбора тематики задач, рассмотрения различных подходов к решению одной и той же задачи. Полезны приемы, направленные на повышение удельного веса геометрических, наглядных соображений [7,с.52].

Они экономят время урока, так как наглядность может заменить и словесную формулировку условия, и подробную запись решения.

В процессе работы над развитием математических способностей обучающихся ставятся следующие задачи.

1) Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса и заинтересованности класса в работе каждого ученика.

2) Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указывать различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные).

3) Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

4) Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно- неправильно), но и по процессу его достижения.

5) Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

6) Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

7) Создание на уроке комфортной, благоприятной обстановки для каждого ребенка [8,с.877].

В результате целенаправленной работы по развитию математических способностей у учащихся повышается уровень успеваемости и качества знаний, развивается интерес к предмету. Математические способности - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности.

Способности - понятие динамическое. Они не только проявляются и существуют в деятельности, они в деятельности создаются, в деятельности и развиваются.

Соответственно и математические способности существуют только в динамике, в развитии, они формируются, развиваются в математической деятельности. Надо помнить, что математические способности должны сочетаться с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике.

Работая на протяжении ряда лет над проблемой развития математических способностей обучающихся, мы убедились в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов.

Поэтому на уроках математики необходимо более активно заниматься развитием навыков в применении общих форм математической деятельности, таких, как: использование известных алгоритмов, формул, процедур; кодирование, преобразование, интерпретация: комбинаторика, классификация, сравнение и синтез; правдоподобные рассуждения; выдвижение и проверка гипотез, доказательство и опровержение; разработка алгоритмов [9,с.114].

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать выводы: проблема способностей – это проблема индивидуальных различий. Каждый человек к чему-нибудь оптимально способен, но способности людей не одинаковы. Каждый человек более способен к одним и менее способен к другим видам деятельности. Это ставит перед школой задачу максимально возможного развития всех способностей ученика, уделяя при этом внимание развитию главной, ведущей способности, как основы его будущеё профессиональной направленности. Учитель математики на своих уроках развивая математические способности учеников, учитывает возможности и интересы каждого из них. Правильно организованное математическое образование всегда означает духовный рост, становление личности обучающегося, успешную самореализацию в будущем. Следовательно, учителя математики должны вести систематическую работу по развитию математических способностей у всех школьников, по воспитанию у них интересов и склонностей к математике и наряду с этим должны уделять особое внимание обучающимся, проявляющим повышенные способности к математике, организовать специальную работу с ними, направленную на дальнейшее развитие этих способностей. B заключение подчеркну, что развитие у обучающихся математических способностей напрямую зависит от личности учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, если они не почувствуют роста своих возможностей, то они не захотят заниматься математикой

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Государؚственؚнؚая прؚогрؚамма рؚазвития обрؚазованؚия Рؚеспублики Казахстан нؚа 2011-2020 годы. Утверؚжденؚа Указом Прؚезиденؚта Рؚеспублики Казахстан от 7 декабрؚя 2010 года №1118.
  2. Нؚационؚальнؚый план действий по рؚазвитию фунؚкционؚальнؚой грؚамотнؚости школьнؚиков нؚа 2012-2016 годы. Утверؚжден Постанؚовленؚием Прؚавительства Рؚеспублики Казахстан от 25 июнؚя 2012 года № 832.
  3. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики. Междунар. Научно-практическая Интернет- конференция (Фроловские чтения) – Белгород: Педагогика,  2016.   – 152 с. 
  4. Абенؚов В.В. Опыт Рؚеспублики Казахстан в области оценؚки обрؚазовательнؚых достиженؚий школьнؚиков / В.В. Абенов   // Инؚнؚовации в обрؚазованؚии. – 2017. – № 5. – С. 85-91
  5. Вавренчук Н.А. Формирование математической речи младших школьников // Педагогика. – 2017. - № 6. – С. 12-19
  6. Лапчик О.П., Разулина Н.И. Учебная деятельность в условиях информационно-образовательной среды школы // Вестник ПГУ. Серия физико-математическая. - 2018. - № 3. - С. 60-64.
  7. Епишева О.Б. Общая методика прؚеподаванؚия математики в срؚеднؚей школе / О.Б. Епишева. - Тобольск:  ТГПИ им. Д.И. Менؚделеева, 2017. – 252 с. 
  8. Косыбаева У. А., Кауымбек И. С., Шаяхметова М. Н., Мамытова А. Е. Ocoбeннocти прeпoдaвaния мaтeмaтики в школе // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 877-878. — Электронный ресурс. URL https://moluch.ru/archive/125/34486/ (дата обращения: 07.04.2019).
  9. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавиловва; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 363 с. 

 

212 0
Гульназ Макажанова, Учитель математики, «СОШ имени М.Алимбаева» Ұлы Дала Ұстазы № 002153
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: