Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1708

Души прекрасные порывы

Цель: познакомить учащихся с изречениями великих о слове,

его значении в нашей жизни.

Портреты:У.Шекспира,

А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Бергольц, С Есенина, В.Маяковского,И.Северянина,А.Белого и т.д.

Изречения:

«Художественная литература – это искусство слова» 

                                                                                       К.Федин

« Слово – полководец  человеческой   мысли»

                                                                                      В.Маяковский

«Верь в звук слов, смысл тайн в них» 

                                                                                      В.Брюсов

 

Оснащение: портреты поэтов и писателей, вопросы для викторин, высказывания о литературе.

Учитель :Сарсенбинова Н.А Добрый день уважаемые учителя,  добрый день наши гости и учащиеся. Мы рады вас приветствовать на    нашем мероприятии. Литературно- иузыкальная композиция носит такое оригинальное название  «Души прекрасные порывы». Сегодня мы будем говорить о слове. О словах  простых и великих.

 Ведущий №1(Балнур)

Слово имеет  духовную сущность. Наше слово принадлежит и нам и не нам. Оно создавалось в житейском опыте через трудное осмысление, обретение, через настроение и созерцание духовных истин. 

     Сегодня мы говорим о слове, как о духовном целом, который несет нам истину. Слово добрый помощник во многих ситуациях.

Оно помогает достичь  взаимопонимания, убедить в правоте, ободрить человека, внушить веру и надежду. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Хорошо говорить - это прежде всего хорошо  мыслить. Сегодня мы послушаем мудрые мысли  и высказывания наших великих поэтов, писателей, попробуем осмыслить их значение. 

     А теперь послушайте, пожалуйста, такие замечательные строки  о слове.

Ведущий №2 (Айнура)

Слова бывают разные – 

То дельные, то разные,

То честные,  правдивые,

То льстивые,  фальшивые.

Есть слова - утешения

Есть слова - удушения 

Есть трезвые и пьяные

Лукавые, туманные

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно – грязные,

Одни помогут выпрямиться

Другие душу вытравить 

Есть речь огнем горящая, 

Есть тлением смердящая,

Слова -  высокой доблести

И самой низкой подлости

Ведущий №1

Не торопись ронять слова – не торопись

Уж если слово упадет, не подберешь.

Не торопись, и все пройдет

Как летний дождь

Слезами радости  блеснет

В саду трава

И снимут самый тяжкий гнет твои слова

Не те, что ты сказать хотел

В недобрый час,

А те, что светят в темноте

Сближая нас.

Не торопись ронять слова, 

Не торопись

Мы виноваты, но права

Навеки жизнь

И если тучи унесло

За край зари

Не пожалей хороших слов

И  - говори

Слова, слова.

 Всему название дано –

 И зверю и предмету.

 Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету!

Они слышны и  здесь и там, 

 На улице и дома?

 Одно – давно привычно  нам,

 Другое – незнакомо.

 Язык  - и стар и вечно нов!

 И это так прекрасно –

 В огромном мире – море слов –

 Купаться ежечасно!

Ведущий № 2 (Айнура)

     Пушкин – значимое явление нашей литературы. Пушкин сопровождает нас всю   сознательную жизнь. Пушкин – святило, гений, символ света и совести. Заветы Пушкина  - на всю жизнь. Слово Пушкина – великое слово.. Этот поэт стал «началом всех начал»

А теперь послушайте прекрасное произведение А.С.Пушкина  о любви на красивом французском языке (чтение стихотворения, Молдабекова Балнур)

Особое место принадлежит гению мировой литературы У.Шекспиру.

Чтение   сонета  учителем У.Шекспира (Сарсенбинова Н.А)

Ведущий №1 (портрет   С.А.Есенина)

     Сергея Есенина горячо любят в России и за ее пределами. Пожалуй, нет читателя, который не знал бы наизусть его стихотворений. На рубеже двух эпох жил и творил этот великий русский поэт. Он родился в крестьянской семье,  он учился в церковно – приходской школе в селе Спас – Клепики, в 

30 километрах от Константиново. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем. Но судьба распорядилась иначе. С1904-1912 год учился в Константиновском земском училище. 

     Природа средней полосы России, русская деревня, устное народное творчество, русская классическая литература  оказали огромное влияние на развитие природного таланта юного поэта. Умение рисовать картины русской природы - одна  из самых сильных сторон таланта Сергея Есенина.

Для описания родной  он находил самые необычные художественные средства, создавая особую метафоризацию стиха. 

     Песни, частушки, сказки, духовные стихи, поэзия Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона, а позднее творчество Пушкина, Гоголя, Блока, Клюева, Белого оказали влияние на развитие его поэтического стиля. Более 60 стихотворений и поэм было написано Есениным с 1910- по1913 год. «Выткался на озере алый свет зари..», «Дымом половодье…», «Весенний вечер», «Ночь» и многие другие.

Чтение   произведения С.Есенина(Ислямбекова Айнур)

Ведущий №2 (Портрет А.А.Ахматовой)

    Об   Анне  Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в разные времена по – разному;  восторженно, с насмешкой, с презрением, такими зазорными словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о женщине и о поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с опаской, а теперь чаще всего торжественными словами.

    Она родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского и военного инженера. Детство и отрочество ее прошли в Царском селе. Девичья   фамилия Анны Андреевны  - Горенко, а псевдоним Ахматова взят по фамилии пробабушки с  материнской стороны.

      Себя она несколько раз называла «петербурженкой». И конечно, творчество   ее и даже облик принадлежит Петербургу – Петрограду – Ленинграду. В образе многих поэтов есть какое – то таинственное соответствие духу и строению избранного ими города. Вхождение в литературу ее  внезапным и стремительным. О раннем ее формировании знал может быть только ее муж.

    Вскоре Гумилев писал ей: «Твои строки о приморской девчонке»….

 Мало того, что они нравятся мне, они меня пьянят. Так много сказано и так просто.

      Но подлинная поэзия мгновенно узнавалась, не  столько ясным умом, сколько интуицией, в потоке грамогласных «бродяческих » стихов, как узнается живое рядом с муляжом. Ахматову читали украдкой старшеклассники, студенты, наиболее образованные молодые люди разных профессий, словом,  ее знали те поколения, что росли в обстановке чудовищного идеалогического давления. Едва   ли не все кто посвящал Ахматовой стихи рисовал ей портреты, рассказывал о ней, отмечали одну и ту же черту ее облика- царственность.

Это была  царственность естественная, а не сыгранная, лишенная лицемерия и высокомерия.

Чтение   произведения А.Ахматовой (Омарова Аружан)

Ведущий №2 (Портрет М.И. Цветаевой)

       Марина Ивановна  Цветаева родилась в Москве. Дочь профессора – искусствоведа и.В. Цветаева, основателя московского Музея изобразительных искусств  имени А.С.Пушкина. В 1908 году окончила гимназию. Слушала лекции по истории   литературы в Сорбонне. С16 лет начала печатать свои стихи. В 1912 году вышла ее первая книга «вечерний альбом».

     Не поняв и не приняв Октябрьскую революцию, Цветаева  в 1922 году эмигрировала за границу. Жила сначала  в Берлине, потом в Праге и в Париже. Строптивая и гордая, с годами она все резче отходила от эмигрантской среды, терпела острую материальную нужду, тосковала по  Родине. Писала стихи, полные презрения и ненависти к наступавшей фашистской    реакции в Европе. В 1939 году вместе со своей семьей  возвратилась в Советский Союз. Цветаева – поэтесса трагического склада, трагической судьбы. Создав много  ценных произведений, она все же не смогла выйти на широкую дорогу той поэзии, которая говорит с  целым народом, осталась «одиноким духом»

       Поэзии Цветаевой присуща интонация, неповторимые ритмы, острая экспрессивность. Звонкое и  сильное, с мастерской звуковой инструментовкой, стихотворения Цветаевой – это как бы страстный монолог: весь его строй, весь темп согласован  с жестом, с дыханием. Корни многих стихотворений Цветаевой – в русской песне; образы раздольной степи, ночных костров, удалой ямщицкой гоньбы, как и образ вольнолюбивого Степана Разина, характерная черта

лучших цветаевских книг.

Чтение   произведения М.И.Цветаевой (Қырықбаева Аружан)

Ведущий №1 (Портрет О.Бергольц)

                      Ольга Бергольц (1910-1975) – поэт, прозаик.

        Родилась  3 мая   в Петербурге в семье врача. Детские годы прошли  на окраине Невской заставы. В 1920 – х  росла и училась в трудовой школе. 

В 1925 году пришла в литературное объединение рабочей молодежи «Смена», где встретила своего (первого мужа),  с  которым позднее училась на Высших курсах при институте истории искусств. Здесь преподавали такие учителя как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, Уткин.

Окончив в 1930 году филологический факультет Ленинградского университета, уезжает в Казахстан, работает корреспондентом газеты «Советская степь», о чем рассказала в  книге «Глубинка»(1936).Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода «Электросила». В 1933 -35 выходят книги очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире». Сборник «Стихотворения», с которых начинается поэтическая известность Ольги  Бергольц.

       В начале 1937 года была арестована по обвинению «В связи с врагами народа», в 1939 освобождена и полностью реабилитирована.

         В годы Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно  обращаясь к героическому городу. В это время создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма».

После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Написала  пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А.Таирова. В   1952 –цикл стихов о Сталинграде. После   командировки в освобожденный Севастополь создала трагедию «Верность» (1954).

      Новой ступенью в творчестве Ольги Бергольц  явилась прозаическая книга «Дневные звезды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века»,  судьбу поколения.

 В 1960-е годы вышли поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 

 1970- е годы «Верность», «Память».

Умерла  Ольга Бергольц в Ленинграде в 1975 году. 

Чтение   произведения Ольги  Бергольц (Балнур)

Послушайте исполнение песни на стихи М.Цветаевой «Мне нравится» из кинофильма «Ирония судьбы» или «С легким паром»

Музыкальное сопровождение под гитару .

Пока наше жюри совещается, мы с вами проведем викторину.

                                 Викторина «Крылатые слова»

Задание: Определить  из какого произведения эти крылатые выражения, кто автор этих бессмертных строк.

1.     «Счастливые часов не наблюдают» (Грибоедов «Горе от ума»)

2.     «Привычка свыше нам дана, замена счастью нам она» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

3.     «Мы все учились понемногу: чему –нибудь и как нибудь» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

4.     «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

5.     «Но я другому отдана и буду век ему верна» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

6.     «Командовать парадом буду я» (Ильф и Петров)

7.     «Не хочу учиться, а хочу жениться» (Фонвизин  «Недоросль»)

8.     «Да, были люди в наше время» («Бородино» М.Ю.Лермонтов)

9.     «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» (У.Шекспир)

10. «Как бы чего не случилось» (А.П.Чехов «Человек в футляре»)

11. «Как бы чего не вышло» (М.Горький «Песня о соколе»)

12.  «Рожденный ползать летать не умеет» (М.Горький «Песня о соколе»)

13.  «А ларчик  просто открывался» (И.Крылов басня «Ларчик»)

14.  «А  Васька слушает да ест» (И.Крылов басня «Повар и кот»)

15.  «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Грибоедов «Горе от ума»)

16.  «К нам едет ревизор» (Гоголь «Ревизор»)

17.  «Свежо придание да, верится с трудом» (Грибоедов «Горе от ума»)

18.  «Любви все возрасты покорны» (Пушкин «Евгений Онегин»)

19.  «А воз и ныне там» (И. Крылов «Лебедь, рак и щука»)

20.  «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей»

 

Викторина для зрителей по биографиям 

и творчеству писателей 18-20 веков

1.     При каком условии  Борис Григорьевич может получить наследство бабушки от своего дяди Дикого? (Островский  «Гроза») (при условии послушания)

2.     Как звали народного заступника из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Гриша Добросклонов)

3.      Кто автор повести «Записки из мертвого дома»? (Ф.М.Достоевский)

4.      Кто автор уральских сказок?  (П.П.Бажов)

5.      Как   звали няню А.С.Пушкина?  (Арина Радионовна)

6.      Сколько действующих лиц в романе Л.Н.Толстого 

      «Война и мир»? (600)

7.      Назовите автора сказки «Колобок» (народная)

  8. Назовите автора сказки «Конек- Горбунок»  (Ершов)

  9.Кто является автором сказки «Красная шапочка»? (Ш.Перро)

10. Какую должность занимал  Андрей Балконский при Кутузове? (Адьютант)

              Викторина  для зрителей «Литературные герои»

1.Что мечтает изобрести Кулигин из пьесы Островского «Гроза»? 

(вечный двигатель)

2.Назовите фамилию Анны Карениной из романа «Анна Каренина» (Облонская)

3. Какое  первое слово   произнес Шарик – человек после операции?

(По повести М.Булгакова  «Собачье сердце» (Абырвалг))

4.Над кем делал опыты Евгений Базаров из романа Тургенева  

 «Отцы и дети»?   (над лягушками)

5.Где встретил Андрей Балконский Наташу Ростову? (на балу)  

6.Назовите героя гоголевской повести, который мечтал о новой шинели?   (Акакий Акакиевич из повести «Шинель»)   

7.Какая героиня произнесла такие слова: «Отчего у меня так тяжело на сердце, так томно? Отчего я с завистью гляжу на перелетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела, куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда?

(Катерина из пьесы Островского «Гроза») 

8.Какой герой сказал фразу: «Командовать парадом буду я!»

 (Ильф и Петров) «Двенадцать стульев»

9.О каком герое автор сказал такую фразу: «Да разве найдутся на свете такие   огни, муки и такая сила, которая бы пересилила  русскую силу!»

 (Гоголь сказал так о Тарасе Бульба)

10.На каком языке Татьяна Ларина написала Онегину письмо?

 (на французском языке)

 

Послушаем выступление нашего жюри и на этом мы завершаем свое литературное мероприятие.

Спасибо за внимание.

 


261 0
Нуржамал Сарсенбинова, КГУ СОШЛ №38 учитель русского языка и литературы Ұлы Дала Ұстазы № 002144
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: