Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1630

Любимое время года. Отрицательные местоимения

Турсынбекова Акерке Мукашевна KГУ «Школа-гимназия им. А. Кунанбаева отдела образования города Аркалыка» управления образования акимата Костанайской области

учитель русского языка и литературы


 

Любимое   время года. Отрицательные местоимения

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

6.3.1.1. как образуются отрицательные местоимения

как они изменяются

6.3.4.1 распознавать приставки НЕ и НИ 

в отрицательных местоимениях

6.3.4.2 писать отрицательные  местоимения с предлогами

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:

Узнать, на что указывают отрицательные местоимения и как они образованы;

Находить их в предложенном тексте.

Большинство учащихся будут уметь:

Научиться правильно писать приставки не-, ни- с отрицательными местоимениями, Определять падеж отрицательных местоимений;

Некоторые учащиеся смогут:

Правильно употреблять отрицательные местоимения;

Оставлять постер на заданную тему

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если научится

Находить отрицательные местоимения в предложенном тексте;

Различать не- и ни- в отрицательных местоимениях;

Находить ошибки в употреблении отрицательных местоимений;

Языковая цель

Учащиеся могут:

Строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.

Ключевые слова и фразы: местоимение, отрицательное местоимение, времена года.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.

Вопросы для обсуждения: Какие местоимения называются отрицательными?

Предыдущее обучение

Прогноз погоды. Учащиеся умеют определять личные, притяжательные, указательные, возвратные, неопределенные местоимения.

Планируемые

сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0-2 мин

І. Организационный момент.

Психологический настрой. Круг радости.

Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Теперь подарим эти же улыбки нашим гостям и поздороваемся с ними. Я желаю , чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке. Итак, начинаем урок.


Начало урока

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания: индивидуальное задание (по желанию): представить прогноз погоды в городе Аркалыке на вторник 23 ноября (температура воздуха днем, ночью; атмосферное давление; направление и сила ветра; возможность выпадения осадков)

ІІІ. Новая тема. Прогнозирование темы урока.

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

А теперь обратите внимание на эти цвета. С чем вы ассоциировали бы их?

Белый –снег (зима) зеленый – трава (весна) желтый – солнце (лето) оранжевый – листья (осень) О чем мы сегодня будем говорить? (о временах года)

Запись в тетради.

Мы сегодня совершим необычайное путешествие по временам года и продолжим знакомство с местоимениями.

(Стук в дверь) Слышите, кто- то постучал. Кто постучал? (один ученик посмотрит – никто) За дверью лежит конверт. Чей конверт? (ребята: ничей) Адрес какой? (никакой) Что в конверте (ничего)

Что выражают эти слова? (отрицание)

Правильно. Это – отрицательные местоимения. (презентация).

  1. Изучение нового материала. 

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета, признака, количества. Они образованы от вопросительных местоимении с помощью приставок не-, ни- . Приставка не- всегда ударная, ни- - безударная. Отрицательные местоимения изменяются по падежам. (кого? Никого, кому? Никому) Если не и не отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно . О ком? Ни о ком) Местоимения некого, нечего не имеют именительного падежа.

Разноцветные карточки

 

 

 

 

Работы учащихся

 

 

 

 

 

 

Картинки «Времена года»

 

 

 

 

Листочки с отрицательными местоимениями

 

презентация

 

Середина урока

ІІІ. Закрепление изученного материала

Итак, мы подружились с отрицательными местоимениями и начинаем наше путешествие.  

 Кто любит осень? Почему?

Осень приготовила нам маленькое задание. 

Прочитайте и отгадайте загадки,  найдите отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль

1.Никто меня не видит, а всякий слышит. (Эхо) Подлежащее

2.Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Ветер) Дополнение

3.Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать.  (Гром). Дополнение

4.Висит на стене-без рук, без ног, шумит, гремит, вертится, ничего не боится, считает наш век, а не человек. (Часы) .Дополнение.

Работа с учебником упр 4 с.129

Не или ни? Спишите пословицы. Опишите ситуации, в которых можно употребить эти пословицы.

1-группа – упр.4.

Критерии оценивания: 1. Ученики находят отрицательные местоимения

2. Определяют падеж отрицательных местоимениях

3. Описывают ситуации, в которых можно употребить эти пословицы.

Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения. 

не спрашивал……

ссориться……......

не сомневался

сердиться…….....

не создавал……….

не удивлялся…......

не обижал………..

не прикасаться…..

не встречался……

          не советовал…......

 

ФО «Большой палец»

Продолжаем наше путешествие. Какое время года приходит за осенью? (зима)

А чье любимое время года зима? За что вы любите зиму?

Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения

Самопроверка ФО «Аплодисменты»

Молодцы, ребята. Мне кажется, после долгой зимы вы устали.

Физминутка

Следующее время года – весна. А кому очень- очень нравится весна? Почему?

Посмотрим, что приготовила нам весна.

Понаблюдаем вместе

  • •                     Запиши предложения, дописывая в них отрицательные местоимения. 
    • 1.                   .......... не знал о нашей тайне.
    • 2.                   ......... я не расскажу о тебе.
    • 3.                   ......... любви ты не достоин.
    • 4.                   .......... погода не помешает нам встретиться с друзьями.
    • ......... меня утешить.

ФО «Кулак – ладонь» (самопроверка)

Если довольны своим ответом – показывают ладонь, если нет- показывают кулак.

После весны наступает теплое лето. А кто любит это время года? Почему?

ІV. Обобщение изученного материала. Лето решило, что вы должны обобщить изученный сегодня материал и предлагает нам вставить пропущенные орфограммы

Н…кого спросить. Нет на стадионе ни игроков, ни тренера.
 Н…чего не хочу: ни фруктов, ни конфет.
 Какую куртку тебе купить? Н…какую.
 Н…чего сказать. Обо всем уже поговорили.
 Сколько голов ты забил? Н…сколько.
 Чья эта шапка? Н…чья.

ФО «Три хлопка» (взаимооценка)

Ответьте на вопросы, используя отрицательные местоимения:

  • •                     Кого ты ожидаешь, Бим? Никого
  • •                     За кем ты гнался, милый пес? Ни за кем
  • •                     Чья это собака, мальчики? Ничья
  • •                     К кому нам обратиться за помощью? Ни к кому
  • Сколько следов хозяина ты обнаружил? Нисколько
  • Для чего тебе брать ружьё? Не для чего

Решите кроссворд

  • •                     Местоимение 1 л.ед.ч. в Р.п.
  • •                     Возвратное местоимение в Д.п.
  • •                     Местоимение, указывающее на неопределенное количество.
  • •                     Вопросительное местоимение: какой по порядку.
  • •                     Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он.
  • •                     Неопределенное местоимение, синоним местоимения что-то.
  • •                     Относительное местоимение, указывающее на признак предмета.
  • •                     Личное местоимение 3 л.мн.ч.

             Неопределенное местоимение: неизвестно кто.

 

V.Закрепление. Кластер

 

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

 

Осенние листья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнышко

Формат А3 маркеры

Конец урока

VI. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Мое любимое время года» . Использовать разряды местоимении.

Критерии оценивания:

  1. Учащиеся пишут эссе, учитывая особенности текста –описания;
  2. Правильно используют в тексте эссе разряды местоимении

Рефлексия.

Прием «Одним словом». Ученики пишут на карточках одно слово, наиболее точно передающее их состояние в конце урока. (вдохновение, покой, уверенность, наслаждение, радость, победа, круто, отлично, скука, тревога, злость ит.д.)


 

 

256 0
Турсынбекова Акерке Мукашевна KГУ «Школа-гимназия им. А. Кунанбаева отдела образования города Аркалыка» управления образования акимата Костанайской области учитель русского языка и литературы № 002068
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: