Турсынбекова Акерке Мукашевна KГУ «Школа-гимназия им. А. Кунанбаева отдела образования города Аркалыка» управления образования акимата Костанайской области
учитель русского языка и литературы
Любимое время года. Отрицательные местоимения
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 6.3.1.1. как образуются отрицательные местоимения как они изменяются … 6.3.4.1 распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях 6.3.4.2 писать отрицательные местоимения с предлогами | |||
Ожидаемый результат | Все учащиеся смогут: Узнать, на что указывают отрицательные местоимения и как они образованы; Находить их в предложенном тексте. | |||
Большинство учащихся будут уметь: Научиться правильно писать приставки не-, ни- с отрицательными местоимениями, Определять падеж отрицательных местоимений; | ||||
Некоторые учащиеся смогут: Правильно употреблять отрицательные местоимения; Оставлять постер на заданную тему | ||||
Критерии успеха | Учащийся достиг цели обучения, если научится Находить отрицательные местоимения в предложенном тексте; Различать не- и ни- в отрицательных местоимениях; Находить ошибки в употреблении отрицательных местоимений; | |||
Языковая цель | Учащиеся могут: Строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи. Ключевые слова и фразы: местоимение, отрицательное местоимение, времена года. Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский. Вопросы для обсуждения: Какие местоимения называются отрицательными? | |||
Предыдущее обучение | Прогноз погоды. Учащиеся умеют определять личные, притяжательные, указательные, возвратные, неопределенные местоимения. | |||
Планируемые сроки | Планируемые действия | Ресурсы | ||
0-2 мин | І. Организационный момент. Психологический настрой. Круг радости. Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Теперь подарим эти же улыбки нашим гостям и поздороваемся с ними. Я желаю , чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке. Итак, начинаем урок. | |||
Начало урока | II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания: индивидуальное задание (по желанию): представить прогноз погоды в городе Аркалыке на вторник 23 ноября (температура воздуха днем, ночью; атмосферное давление; направление и сила ветра; возможность выпадения осадков) ІІІ. Новая тема. Прогнозирование темы урока. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. А теперь обратите внимание на эти цвета. С чем вы ассоциировали бы их? Белый –снег (зима) зеленый – трава (весна) желтый – солнце (лето) оранжевый – листья (осень) О чем мы сегодня будем говорить? (о временах года) Запись в тетради. Мы сегодня совершим необычайное путешествие по временам года и продолжим знакомство с местоимениями. (Стук в дверь) Слышите, кто- то постучал. Кто постучал? (один ученик посмотрит – никто) За дверью лежит конверт. Чей конверт? (ребята: ничей) Адрес какой? (никакой) Что в конверте (ничего) Что выражают эти слова? (отрицание) Правильно. Это – отрицательные местоимения. (презентация).
Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета, признака, количества. Они образованы от вопросительных местоимении с помощью приставок не-, ни- . Приставка не- всегда ударная, ни- - безударная. Отрицательные местоимения изменяются по падежам. (кого? Никого, кому? Никому) Если не и не отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно . О ком? Ни о ком) Местоимения некого, нечего не имеют именительного падежа. | Разноцветные карточки
Работы учащихся
Картинки «Времена года»
Листочки с отрицательными местоимениями
презентация | ||
Середина урока | ІІІ. Закрепление изученного материала Итак, мы подружились с отрицательными местоимениями и начинаем наше путешествие. Кто любит осень? Почему? Осень приготовила нам маленькое задание. Прочитайте и отгадайте загадки, найдите отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль 1.Никто меня не видит, а всякий слышит. (Эхо) Подлежащее 2.Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Ветер) Дополнение 3.Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать. (Гром). Дополнение 4.Висит на стене-без рук, без ног, шумит, гремит, вертится, ничего не боится, считает наш век, а не человек. (Часы) .Дополнение. Работа с учебником упр 4 с.129 Не или ни? Спишите пословицы. Опишите ситуации, в которых можно употребить эти пословицы. 1-группа – упр.4. Критерии оценивания: 1. Ученики находят отрицательные местоимения 2. Определяют падеж отрицательных местоимениях 3. Описывают ситуации, в которых можно употребить эти пословицы. Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения.
ФО «Большой палец» Продолжаем наше путешествие. Какое время года приходит за осенью? (зима) А чье любимое время года зима? За что вы любите зиму? Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения Самопроверка ФО «Аплодисменты» Молодцы, ребята. Мне кажется, после долгой зимы вы устали. Физминутка Следующее время года – весна. А кому очень- очень нравится весна? Почему? Посмотрим, что приготовила нам весна. Понаблюдаем вместе
ФО «Кулак – ладонь» (самопроверка) Если довольны своим ответом – показывают ладонь, если нет- показывают кулак. После весны наступает теплое лето. А кто любит это время года? Почему? ІV. Обобщение изученного материала. Лето решило, что вы должны обобщить изученный сегодня материал и предлагает нам вставить пропущенные орфограммы Н…кого спросить. Нет на стадионе ни игроков, ни тренера. ФО «Три хлопка» (взаимооценка) Ответьте на вопросы, используя отрицательные местоимения:
Решите кроссворд
Неопределенное местоимение: неизвестно кто.
V.Закрепление. Кластер |
Учебник, рабочая тетрадь
Осенние листья
Солнышко Формат А3 маркеры | ||
Конец урока | VI. Домашнее задание. Написать эссе на тему «Мое любимое время года» . Использовать разряды местоимении. Критерии оценивания:
Рефлексия. Прием «Одним словом». Ученики пишут на карточках одно слово, наиболее точно передающее их состояние в конце урока. (вдохновение, покой, уверенность, наслаждение, радость, победа, круто, отлично, скука, тревога, злость ит.д.) |