Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства. Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
Музыка хранит в себе много загадок и тайн.
Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному, каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует к себе особого отношения, - например, симфонии Бетховена или реквием Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».
Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.
Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов — здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот способен ее слушать. А «глухих» к музыке людей практически нет.
Музыка заставляет замирать зал, внимающий нежным звукам скрипки или мощным звукам целого оркестра. Она звучит внутри нас, и мы поем «домашними» голосами, а то и вовсе без них, потому что желаем выразить свои чувства таким образом. Мы слышим музыку в журчании ручья и в шепоте листвы, в завыванье ветра и стуке капели.
Чем же объясняется ее необыкновенная власть над человеком? Может быть, она и есть тот самый универсальный язык, с помощью которого могут без переводчика общаться люди разных национальностей? Ученые установили, что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение — касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.
«Она вся – порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так с романтической приподнятостью и пламенной восторженностью – пишет о музыке Гоголь в известной статье «Скульптура, живопись и музыка».
Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? И что несет она с собой, когда обрушивает на слушателя громоподобный поток звучаний или ласкает слух тихим, нежным напевом?.. Если мы хотим понять, почему и как музыка воспитывает человека, надо сначала познакомиться с ее природой.
«Неопределенность» содержания музыки, его непереводимость на язык слов отмечали многие. Известно изречение Гейне: «Музыка начинается там, где кончаются слова». А Тургенев в «Вешних водах» пишет: «Не беремся описывать чувства, испытанные Саниным при чтении этого письма. Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее – и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их передать». Из-за этого воздействие музыки может показаться поистине загадочным, волшебным, непостижимым.
Так же соотносится ритмическая сторона музыки с ритмом движений человека, его жестов. Прямого соответствия может не быть, но общие принципы выразительности едины (например, учащенный ритм во многих случаях выражает беспокойство, возбуждение; прерывистый и неправильный – тревогу, смятение; ровный и неторопливый – уверенность и спокойствие).
Сходство музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Речь – основное средство общения людей между собой. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас сторона речи – ее интонация – служит в основном для выражения эмоций, то есть чувств, настроений, страстей (тогда как смысловая, логическая роль интонации — подчиненная). Вот почему какая-либо фраза, произнесенная монотонно, без всяких интонационных оттенков, сохранит в большинстве случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И наоборот: слушая речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по интонациям ощутим, какие чувства владеют говорящим.
Такую же роль играют в человеческом общении жесты. Частично они помогают передать мысль, но главное их назначение – выразить чувство. Поэтому жесты, как и мимику и речевую интонацию, психология называет выразительными движениями.
Музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов их способность выразить эмоцию – и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки.
Особенно большие возможности в этом отношении музыка приобретает тогда, когда соединяется со словом. Это происходит в программных инструментальных и вокальных сочинениях. Но и без текста музыка также способна выразить определенную мысль.
Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная человеком, влияет на его отношение к миру, на все его сознание. Это – окончательный результат сложного процесса восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека.
Эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее всего описано в откликах на нее. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. И объясняется это именно тем, что язык музыки, как уже отмечалось, аналогичен речевым интонациям и жестам, то есть главным, самым сильным средствам выражения эмоций в реальной жизни, Обобщив и умножив выразительные возможности интонаций и ритма, музыка и обрела огромное могущество эмоционального воздействия.
Каждый знает по себе, что музыка оказывает и определенное физиологическое воздействие на человека. Хорошо известно также, как пользуются этим в своих целях многие авторы и исполнители: насыщая музыку назойливо повторяющимися резкими звучаниями и конвульсивными ритмическими фигурами, они стараются «загипнотизировать» слушателей, «наэлектризовать» их.
Характеризуя воздействие музыки, очень часто говорят и о том, что она, помимо всего прочего, просто «доставляет удовольствие». Недаром ведь многие считают, что концерт – это лучший отдых, а праздник без музыки – не праздник.
Где источник удовольствия, приносимого музыкой? Порою – это сам объект отражения. В произведении может быть отражено или выражено то, что приятно или интересно для нас и в реальной жизни. Мы испытываем естественное удовольствие, видя на портрете симпатичное лицо, на картине – красивый ландшафт, встречая в музыке воспроизведение привлекательных звучаний природы (например, пения птиц) или выражение приятных эмоций (например, беспечной радости или сладкого томления). Художественное произведение может нравиться нам и тем, что оно удовлетворяет наш познавательный интерес: знакомит с неизвестными людьми, событиями и странами (в частности, в музыке – через воспроизведение народных песен и танцев этих стран), раскрывает перед нами новые стороны жизни и духовного мира человека, психологии общества.
Разумеется, музыка никак не могла влиять ни на природу, ни на изображения богов и духов, к которым обращались исполнители священных напевов. Но на людей она безусловно воздействовала. И когда во время заклинания, которое должно было принести удачу охотникам, они исполняли ритуальную пляску с луками и копьями, музыка пробуждала у стариков отвагу юности, а молодые становились более ловкими и бесстрашными.
Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое музыкальное произведение, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, причем обязательно – воспитательную. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет как будто бы лишь чисто прикладную или развлекательную роль, она так или иначе воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их духовный мир.
Знакомство с песнями и танцами разных народов, с их музыкальной культурой в целом, а через это – с их жизнью, традициями, духовным миром, не только обогащает слушателей в познавательном отношении, но и в огромной степени содействует росту и укреплению взаимопонимания, дружеских чувств. Вот почему в нашей стране высоко ценят способность музыки служить делу мира и дружбы между народами.