Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1548

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникация, умение планировать, принимать решения и многое другое. Как достичь поставленных временем задач? Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии.                                            

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.                              

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

         Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

1.Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

2.Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

3.Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

С целью глобального изменения всей системы были введены образовательные технологии по ФГОС. Сущность обозначенных в документе педагогических инноваций состоит не столько в самом процессе усвоения знаний, сколько в оценке полученного результата. Они направлены на развитие самостоятельного мышления и получения наглядного результата мыслительной деятельности. Выделяют следующие педагогические технологии, которые непосредственно внедрены в образовательный процесс как дошкольных, так и школьных учебных учреждений: проблемное обучение;

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

-«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

-«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

-«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

-«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

2. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

3. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
 Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

-идти в ногу со временем,

-стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

-наставником в выборе компьютерных программ,

-сформировать основы информационной культуры его личности,

-повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

5. Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

-Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

-Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

-Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

6. Технология портфолио дошкольника:

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

-диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

-рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

7. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

8. Технология разноуровневого обучения

Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

9.  Здоровье сберегающие технологии

Целью здоровье  сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В целом, наблюдается тенденция развития технологий - от технологий обучения к технологиям развития. Педагогические технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе

Эссе «Я— педагог»

Эссе «Я – педагог»

Автор: воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Шымкент Элитный детский сад  «ХХI ғасыр» участник международного конкурса «Воспитатель года – 2021» в номинации «Педагог дошкольного образования»

Усмановой Дилдоры  Розатовна

Педагог…. Есть ли в мире другая профессия, способная настолько глубоко овладеть всем существом человека, оказать столь решающее воздействие на мысли, чувства, поступки?

Мне приходилось слышать от других людей, не педагогов, такие рассуждения: «Я работу домой не беру и даже не думаю о ней. Закрыла дверь и забыла о работе до утра». Иногда, в сердцах, устав от напряженного рабочего дня, воскликнешь: вот счастливые люди… Но потом приходит понимание: нет, мое счастье в другом… .

Мое профессиональное счастье – это горящие детские глаза, когда я провожу занятие по - новому, необычно, интересно…. В том, что мне удалось вникнуть в суть сложной статьи, прочитанной поздним вечером, встретить в журнале полезный для работы материал. Я радуюсь, что Артем научился надевать колготки как положено: одна полоска спереди, две - сзади, а у Леночки сандалики «дружат» - смотрят носочками друг на друга, а не врозь.

Достаточно ли одного трудолюбия и работоспособности, чтобы быть хорошим педагогом? Уверена, что нет.

Твердо уверена, что педагог должен быть дисциплинирован. Нельзя приучить к чему-то детей, не обладая самому в полной мере этим качеством.

В чем проявляется дисциплина воспитателя детского сада? Например, в ежедневном написании календарного плана – рутинной, обыденной работе. В повторяющемся ритуале ежедневного мытья игрушек. В том, чтобы содержать документацию в порядке и систематически ею заниматься. Считаю, что эти - необходимые, но доведенные до автоматизма обязанности, можно разнообразить и внести в них нотку новизны и творчества.

Мне, например, нравится писать календарный план. Да-да, для меня это творческий процесс, потому что переход на стандарт дошкольного образования заставляет педагогов искать новые подходы к планированию и организации работы.

Я стараюсь установить взаимосвязь между всеми видами деятельности в течение дня, отразить тему занятия в беседах, играх, прогулке. Я стремлюсь овладеть понятием «интеграция», усмирить его, заставить работать на себя, на детей. Я общаюсь с педагогами – дошкольниками на различных сайтах и изучаю их опыт: как они пишут календарный, перспективный планы, получается ли у них провести красную линию преемственности через все виды деятельности во временной перспективе? Это очень интересно. Я начинаю уважать себя за ум и эрудицию. К сожалению, мне не хватает дисциплинированности в другом - например, не есть после шести.

Важным профессиональным качеством педагога является ответственность. Очень часто напоминание о ней вызывает раздражение, уж слишком часто это происходит. Каждый практикующий педагог осознает свою ответственность за жизнь и здоровье детей, как же без этого? Но я вижу ответственность и немного по-другому. Например, однажды я шла мимо недостроенного здания. На пятом этаже мальчишки лет девяти - одиннадцати высовывались в зияющий провал окна, кто-то стоял на козырьке для балкона. Я не выдержала, закричала: «Ребята! Немедленно спускайтесь! Это очень опасно! Там запрещено находиться! » Мальчишки крикнули в ответ что-то грубое, но отступили внутрь. Так я вижу ответственность педагога: ни на работе, ни в жизни не проходить мимо ситуации, опасной для ребенка.

Мой педагогический стаж невелик – всего    5 лет.

. Для меня эти 5 лет  так как за это время я поняла, что в нашей работе важно уметь поставить цель и избрать пути ее достижения. А это очень непросто!

Приведу такой пример. Мои воспитанники – малыши 2 - 3лет. Одной из важнейших задач обучения этом возрасте является сенсорное развитие. Уяснив это, я с жаром приступила к работе: стала каждый день показывать детям предметы основных цветов и заучивать их названия. В первое время я радовалась, что дети послушно повторяют: красный, зеленый, синий, желтый…. И назавтра: красный, зеленый, синий, желтый…. Через какое-то время я поняла, что некоторые дети запомнили названия цветов, но не овладели цветом, как сенсорным эталоном. «Покажи, где красный? » - малыш тычет пальчиком в любой цвет и с наслаждением повторяет: «Красный! » Желтый оказывается красным, синий – зеленым, красный – синим… .Я разочарована! Дети счастливы! Они выучили названия цветов! Так я поняла, что во всем нужна система и, чтобы достичь цели в обучении и воспитании детей, нужно четко представлять себе шаги к ее достижению. Поэтому на сегодняшний день я разработала для себя план сенсорного развития детей 2 - 3 лет, я понимаю, как содержание образовательной деятельности плавно переходит в повседневную жизнь группы, в игру, и умею насытить развивающую среду актуальными и интересными пособиями и игрушками.

Важным профессиональным качеством педагога является настойчивость. Педагогу необходимо отчетливо представлять себе – в чем именно должна проявляться настойчивость, и в каких формах она уместна по отношению к детям. Неоспоримым, с моей точки зрения, является то, что педагог должен быть настойчив и последователен в собственном развитии, в повышении своего профессионального уровня, в улучшении результатов своего труда.

В связи с вышесказанным я задумалась – к каким результатам должен стремиться воспитатель детского сада? Чтобы все дети группы непременно показали высокий уровень развития? Могут ли все дети одновременно быть одарены от природы во всех образовательных областях? Такого, конечно, не бывает. Не каждому дано стать знаменитым музыкантом, математиком, актером, писателем. 

Жизнь измеряется победами и свершениями. Но не только теми, что происходят на сцене, в науке, в творчестве, а и теми «невидимыми», которые человек совершает, преодолевая трудности: осознает свою ошибку, преодолевает лень, уступает в чем-то товарищу, делает открытие, давно известное другим. Научить учиться и быть самостоятельными – в этом я вижу образовательный результат своего труда.

Самостоятельность – это такое качество, на котором, как на стебле, произрастают побеги всех других хороших черт характера. А ничто хорошее, как известно, само собой не приходит. К нему человек должен сделать свой собственный, самостоятельный шаг. Такой же шаг человек может совершить и к плохому. И тоже сам, самостоятельно. Так что же должен делать педагог, чтобы ребенок самостоятельно сделал шаг и только к хорошему? Как помочь растущему человеку осознать собственное «я», такое индивидуальное и неповторимое и вместе с тем крепко связанное с окружающими людьми, обществом, миром? Как поддержать первые ростки самостоятельности у малышей 2-4 лет, с которыми я работаю, поддержать, вырастить их? Это очень трудный вопрос, ответ на который можно искать всю профессиональную жизнь.

Мой личный рецепт таков: очень полезно оглядываться назад и вспоминать себя в детстве. Вспоминать о той исключительной восприимчивости, которая присуща детям. Это на самом деле так: никогда уже потом с таким доверием, так остро не впитываем мы события и суждения окружающих, как в пору детства. Надо почаще ставить себя на место детей. Задумываться: как воспринимает маленькая личность наши слова, поступки, чувства, направленные на нее?

Важно верить в детей. Верить в то, что каждый ребенок хочет стать добрым и отважным, справедливым и самостоятельным. И это доверие обязательно оправдается. И каждый ребенок, когда придет время, сможет стать и космонавтом, и государственным деятелем, и хорошим специалистом, и учителем, а самое главное – хорошим человеком.

Надо беречь детей. Беречь от унылой опеки, беречь от лени, от самовлюбленности и равнодушия. Беречь от неверия в свои силы, от хитрости и снобизма. Учить их самостоятельности. Развивать их стремление отвечать не только за себя, но и за тех, кто рядом.

У доверия, уважения и четкой требовательности особая сила. Она передается тому, на кого направлена, и делает его стойким, ответственным, умеющим самостоятельно приходить к верному решению.

Детям надо верить и доверять – такова главная заповедь для меня как педагога.

Не стоит унывать, если что-то не сразу получилось. Даже самый талантливый воспитатель переживает минуты отчаяния: кажется, что все труды были напрасны и ребенок не проявляет желаемых качеств, не совершает ожидаемых поступков…. Но наступает «светлая полоса» и многое видится по-другому, и ребенок радует успехами.

Почему я стала педагогом? Я люблю детей. В моей семье практически все женщины получили педагогическое образование и работали учителями начальных классов. Мне очень хотелось быть похожей на маму и бабушку. Поэтому я стала педагогом. Сейчас, получив педагогическое образование и имея некоторый опыт педагогической деятельности, я могу с уверенностью сказать – я не ошиблась с выбором профессии.

Что я готова отдать своим воспитанникам? Чем могу поделиться с ними? Какими личностными качествами обладаю?

Мне интересно работать с детьми. Многие думают, что работа воспитателя групп раннего и младшего дошкольного возраста лишена творчества – но это не так. Я глубоко убеждена в том, что базой, основой для всех последующих образовательных приобретений и возрастных новообразований является общий уровень сенсорного развития при переходе от раннего к дошкольному возрасту. Поэтому я уделяю большое внимание развитию творческих способностей и сенсорного восприятия детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных техник изо-деятельности. Детям интересно делать ежика из гречки на подготовленной мною основе, цыпляток из пшена, снеговиков из ваты. Вместе с ребятами первой младшей группы мы создавали коллективную композицию из комочков мятой бумаги «Пушистые тучки», украшали шаблон елочки комочками пластилина, полосками мишуры, блестящими махровыми шариками. Очень понравилось детям делать лоскутное одеяло из красивых фантиков.

Я отдаю детям тепло свое души, свои знания, приобщаю их к сотворчеству. Я стараюсь понять чувства каждого ребенка и в каждом ребенке увидеть что-то особенное, индивидуальное.

Я осознаю педагогическую профессию как возможность проявить себя в деле сложном, требующем не меньшего таланта, чем, например, труд писателя. Кому-то может показаться со стороны, что профессия педагога - это нудная череда будней. Для меня же это источник ежедневного, осмысленного творчества и гордости, какую испытывает, например, ученый, когда видит, что его идеи обретают плоть и кровь.

Я – педагог дошкольного образования и горжусь этим!

Шымкент 2022 г.

 

123 0
Дилдора Усманова, Элитный детскийй сад 21 гасыр, Воспитатель, г. Шымкент Ұлы дала ұстазы № 002090
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: