В статье говорится о том, что при правильной систематической организации работы по развитию речи учащихся в начальной школе у детей увеличивается словарный запас.
Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни.
Задачи языкового образования и речевого развития школьника сливаются в настоящее время в единый учебно-познавательный процесс, при этом усиливается внимание к функциям языка как средству общения.
В условиях суверенного Казахстана уроки русского языка должны способствовать формированию творческой языковой личности, способной к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни.
Уроки по русскому языку следует направить на осознание роли главных единиц речи - слова, предложения, текста - в речевом общении. Овладение русским языком как средством общения, познания окружающего мира, выражения чувств и эмоций позволяет достичь основной цели обучения - развития языковой личности школьника, выхода на уровень не только владения конкретным объемом знаний по языку, но и речевой, коммуникативной, когнитивной и эмоциональной компетенции, сформированности практических умений использования языковых знаний в речи, т.е., в курсе "Русский язык" необходимо усилить функционально-семантический аспект, при котором каждая единица языка познается, исходя из смыслового содержания, ее функции в речевом общении.
Программа построена с учётом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определёнными теоретическими знаниями[2]. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Считаю, что одним из средств решения этой проблемы является проведение уроков по русскому языку с использованием межпредметного лексического материала, хотя в программе их проведение не предусмотрено.
На уроках русского языка дети дополнительно работают с различными толковыми словарями В. Даля, С. Ожегова, В. Репнина, со словарем иностранных слов, синонимов, антонимов, орфографическими словарями. Используя толковый словарь при работе над значением слова ребята с интересом узнают, что такие слова для нас как «тетрадь», «пенал», «карандаш», «салат», «котлета» и другие нерусского происхождения. Учащиеся с желанием находят значения слов по словарю и на других предметах.
На уроках литературы в обучении детей можно использовать не только различные виды пересказов, а также составление устных портретов, нахождение ключевых слов, инсценирование, рисование кадров к мультфильмам, отгадывание кроссвордов. Для развития речи младших школьников также можно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока можно провести с детьми минутку скороговорок.
Уроки познания мира проводятся как интегрированные, то есть объединяется материал по предметам «Познание мира» и «Русский язык». Можно составить рассказ о круговороте воды в природе. Изучить статью «Откуда пришла вода?». К уроку дети готовят сообщения о реках и озерах Западно – Казахстанской области, записывают их в тетрадь, обозначают орфограммы в этих словах. Далее проводится беседа об охране воды. Учащиеся приводят примеры загрязнения работы по теме является написания дома сочинения – миниатюры «Зачем мне нужна вода?»
На уроках математики для развития грамотной математической речи можно использовать различные виды и формы работы: ведение словарей, работа с математическим словарём и математической энциклопедией, использование «памяток», написание словарных диктантов, придумывание фантастических или детективных историй, сказок, написание стихотворений[3]. При изучении темы «Точка и прямая» доводится до сведения учащихся то, что слово «точка» образовано от глагола ткнуть и означает результат мгновенного дотрагивания. А «между двух соседних точек - прямая – самый краткий путь, иначе слишком много кочек необходимо обогнуть».
Такой необычный поход впреподаваний повышает интерес школьников к занятиям, а также развивает не стандартное мышление, логику, речь. Прежде всего такие уроки позволяют активизировать словарный запас учащихся потому, что через взаимопроникновение предметов у детей появляется интерес к обсуждению того или иного понятия, что позволяет глубже раскрыть понятия. Уроки с использованием межпредметных связей позволяют повысить интерес учащихся к предметам, научить их самих добывать знания.
Такие уроки способствуют проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.
Поэтому целесообразно использовать различные формы организации обучения, обеспечивающие обобщающие функции межпредметных связей: комплексные домашние задания, обобщающе-повторительные уроки, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки-«путешествия», семинары, экскурсии и др.
Интеграция уроков русского языка с другими дисциплинами дает широкие возможности для развития связной речи младших школьников[4].
Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов. Элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока. Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных требований речи. Они же являются критериями оценки ученических и письменных высказываний: содержательность, логичность, точность речи, богатство языковых средств, ясность речи, выразительность, правильность.
Одним из лучших путей совершенствования учебного процесса и работы по развитию речи учащихся, является интеграция между учебными предметами, она направлена на углубление взаимосвязей, взаимозависимостей между предметами.
Анализ творческих работ учащихся показал, что написать их на высоком уровне помогли знания по познанию мира (повадки животных, их места обитания и т.п.), предварительная словарная работа, обобщенные художественные образы слов, из которых дети составляли описание предлагаемых объектов, рассуждения на предлагаемые межпредметные темы, повествовательные сочинения.
Контрольный срез экспериментального исследования с применением в процессе обучения межпредметных связей уроков развития речи с уроками познание мира, литературы, изобразительного искусства, музыки показал динамику развития письменной и устной речи учащихся в сторону улучшения показателей, т.е. повысилось качество выполнения предлагаемой работы.
Если до эксперимента в 4 «Г» классе (экспериментальном) качество знания (по результатам сочинения) составляло 54%, то после эксперимента повысилось на 40% и составило 94%. В 4 «В» классе (контрольном) до эксперимента результаты творческих работ составили 54%, после эксперимента 73,5%.
Использование межпредметных связей предоставляют учителю богатые возможности для ознакомления детей с такими важными понятиями как текст, его структура, типы речи: повествование, описание, рассуждение. Упражнения, проводимые с использованием межпредметных связей , расширяют кругозор детей, развивают логическое мышление, творческие способности детей, создают потребность в общении, а также помогают учащимся усвоить признаки текста, приемы анализа текстов, постепенно готовят их к составлению связного высказывания на определенную тему.
Интеграция уроков русского языка с другими дисциплинами дает широкие возможности для развития связной речи младших школьников